Новая серия скандального сериала с медиа-магнатом Гусинским в главной роли выглядит полным дежавю июльских событий. На арене как и тогда - медиа-холдинг, прокуратура, Кох с "Газпромом" и "рука Кремля". Сюжет тоже остался в неизменности: Гусинский должен "Газпрому" деньги, но не может отдать, однако российская судебно-правовая система не предусматривает корректного и удовлетворительного разрешения такого спора, точнее - оставляет ответчику массу способов "кинуть" истца при наличии известных ресурсов. Поэтому имущественный спор "Газпрома" и "Медиа-Моста" постоянно происходит при поддержке тяжелой государственной PR-артиллерии в лице генпрокуратуры - организации, известной тем, что представляет результаты своей деятельности, как правило, не в суде, а на пресс-конференциях, но при этом (в чем и сила!) наделенной правом брать свои антагонистов под стражу на неопределенный срок.
Пока прокуратура исполняет свою партию на трубе, представители Гусинского и Альфред Кох, призванный от имени "Газпрома" востребовать у магната собственность в счет долгов, также исполняют не вполне внятный танец. Сначала обмениваются громогласными претензиями, а затем драматически и в муках начинают составлять мировое соглашение, торжественно его подписывают и - по заведенному обычаю - с особо громогласным скандалом разрывают.
Правда в нынешнем исполнении этой оперетты есть некоторые отличия. Во-первых, Гусинского нет в России, что избавляет прокуратуру от необходимости брать его непосредственно под стражу и одновременно развязывает ей руки в наращивании бессмысленных и неисполнимых угроз, что должно придать ее PR-работе особую убедительность (федеральный розыск, Интерпол; неплохо было бы, кстати, расклеить фотороботы Гусинского по городам, тем более что профессионалам из прокуратуры составить их, несомненно, не составит труда). Это же обстоятельство позволяет генпрокуратуре демонстрировать принципиальность и не закрывать немедленно после заключения соглашения (как это было сделано летом) все дела против магната, которые она успела наоткрывать на протяжении первой фазы сюжета. Это очень удобно еще и тем, что после того, как стороны громогласно отказываются от соглашения, прокуратуре не нужно выдумывать поводы к открытию новых дел.
Другой оригинальной находкой нынешней постановки является сам характер заключенного соглашения. В прошлый раз оно выглядело полной капитуляцией Гусинского, ныне выглядит его победой. Если рассматривать спор как обычный имущественный иск, то 25% всех бизнесов за кредит в $211 млн плюс 25% в залоге в счет следующего кредита до лета 2001 г., теоретически выглядят, может быть, не победой, но более-менее приемлемой сделкой. Однако в конкретных условиях разыгрываемой пьесы они не дают "Газпром-Медиа" никаких шансов реально влиять на положение дел в холдинге, а значит остаются пустой бумажкой. Между тем степень доверия сторон друг к другу такова, что соглашение в некотором смысле выглядит как капитуляция "Газпром-Медиа", а потому в самый момент подписания вызывало весьма серьезные сомнения. Гусинский сохраняет за собой полный контроль над холдингом как политическим ресурсом, также как и над его имущественным комплексом.
Итак, коллизия заключается в том, что медиа-холдинг Гусинского работал по схеме "бизнес на политике", что не устраивает нынешних исполнителей роли "руки Кремля". Одновременно он был устроен как "пирамида", т.е. политические кредиты позволяли холдингу "развиваться" и брать все новые политические кредиты. Однако попытка обанкротить "пирамиду" потерпела крах, точнее - столь сложна и длительна, что в ее успех с самого начала не верила ни одна сторона. С другой стороны, привлечение дополнительных "административных ресурсов" для свершения эксклюзивного правосудия позволяет Гусинскому представить сам процесс банкротства как политический.
Сериал получается скучный, зато долгоиграющий.