будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина
Май 18, 2025
Мир
Свинаренко Игорь

Ученый казак из Донбасса

Ученый казак из Донбасса
byliy
Дмитро Билый

Осенью 2014-го на Львовском форуме издателей (та же книжная ярмарка, только вид сбоку) я встретил старого знакомого. 

Родного человека с Донбасса. Или, как сейчас модно писать, с Дамбаса.  

Форум – это не совсем и не только стенды и умные трезвые разговоры, но и – неформальное общение. И вот сижу я как-то вечером в музее Сала (привет его основателю Борису Бергеру!), пью водку с поэтом Сашей Кабановым, который мне даже не однофамилец, про закуску вы уже угадали… 

И – подходит человек.

– Узнаешь? – спрашивает он.

Как ни странно, я его узнал, хотя этак 30 лет мы не виделись и даже не  переписывались. Лицо, в общем, запоминающееся.

– Дима, это ты?

– Вот, вот! Это слава! – счастливым голосом воскликнул украинский издатель N, пардон, забыл его фамилию. – Мой автор Дмитро Билый давно приобрел международную известность!

И это была чистая правда, я-то прилетел во Львов из Москвы.

Дима был мне совершенно не чужой человек. Мы оба росли в Макеевке, его мать, ныне, увы, покойная, Мария Тимофеевна, была директором детсада, куда я имел честь ходить, и который вывел меня в люди. Семьи наши дружили, мы ходили друг к другу в гости. С Димой я дружить не мог, он-то меня на 10 лет младше, пропасть между нами. Но я давал ему мудрые советы, которым он, хватило ж ребенку ума, не стал следовать. Самый мой умный совет был такой: идти на журфак, который я и сам закончил. Ну а что еще мог сказать школьному выпускнику, который любит читать и даже писать? Мальчик пошел на исторический, в Донецкий университет. Чтоб совсем коротко, Билый его закончил и давно уже не то что кандидат, а и вовсе доктор наук. Плюс к этому написал с полдюжины книг, которые, говорят, добрались до библиотеки Конгресса США, – это исторические фэнтези про казаков, и автора поклонники иногда называют украинским Толкиеном, о как.

Неплохо для начала, совсем неплохо. 

Кто-то скажет, что с таким бэкграундом нечего делать в сегодняшнем Донбассе – и будет прав. Дима с началом войны с семьей перебрался во Львов. 

Где занимается и наукой, и литературой, – а еще  учит рукопашному бою украинских резервистов, будучи старым каратистом.

Мы поговорили о жизни, правда, как-то комкано, в виду цейтнота, а потом, позже, списались.  

Не знаю, как вам, а мне жизнь Димы Билого показалась весьма интересной! А то же как – люди говорят или про войну с политикой, или про умное далекое от жизни, довольно часто. А чтоб и умный, и образованный, и с опытом жизни по обе стороны фронта, и из науки, и из силовиков одновременно (он ко всему прочему еще и майор милиции в отставке) – все-таки редкость, это удивительная позиция, с которой не то что простреливается, но уж точно видно много всего разного…    

Надо сразу сказать, уж совсем определенно – сам факт боевой подготовки говорит о чем-то, но не обо всем  – про его отношение к военным действиям на Донбассе: АТО надо было с самого начала вести жестче, наступать, а не обороняться.

Обычно в такие дебаты встревают гопники, мы к этому привыкли, а чтоб ученый, остепененный грамотный человек давал аргументы – такое нечасто бывает с началом проекта «Новороссия».  

Наука Билого с самого начала не была голой теорией, куда ж без политики, в 94-м-то году да в Донецке. В кандидатской диссертации шла речь и о «тотальном уничтожении украинского народа на Кубани». Тогда как раз шли дебаты – был Голодомор или нет? Если был, то можно его назвать геноцидом или лучше не надо, какие-то другие формулировки найти? Власти предлагали выражать мысли канцелярскими терминами, чтоб получалось нейтрально, деликатно. Я помню, как роскошно русские казенные политики журили президента Ющенко: 

– Ну и чего ты носишься со своим Голодомором? Ах, люди погибли, ах, траур! Ужас-ужас! При чем тут геноцид украинцев? Да у нас на Кубани тоже миллионы погибли от голода в те же годы, ну и что нам теперь, тоже ныть и скорбеть?

Это было сильно по ряду причин, среди прочего еще и потому, что кубанские казаки – потомки запорожцев, выселенных из Сечи.   

Дима часто рассказывает про то, что он из кубанских казаков, и помнит станицу, откуда его родители. Он там бывал и застал настоящий казачий быт, людей, которые учились казачеству не по кинокомедиям – они выросли в среде! Но при этом Билый тонко замечает:

– Хоча – козацтво створювало й свій власний пародійний образ, існувала сміхова карнавальна культура українського козацтва.  

Я решил это не переводить, – на кой? Дело не только в лени; небось, и так все понятно.

Вообще про то, а кто ж такие казаки – спорят много и часто, особенно иногородние, кто не в теме. И тут, кстати, будет рассказ Билого про то, как он заговорил со станичниками-краеведами в Краснодарском архиве, где те тоже копались в документах. Они как раз обедали, разложив на газетке хлеб, сало и помидоры. Узнав, что наш историк из Донецка, отвечали холодно и на русском. И только сообразив, что он свой – стали с ним «балакать по-кубанськи». Ну, грубо говоря, на мове. (Это я для тех, кто не в курсе).

По оценкам Билого, если б он был чужой, не их, они б ответили так:

– Да где там, да что ты, да мы ж русские.

Доверчивые русские, многие, считают казаков русскими… В продолжение модной, особенно сейчас, темы, что и украинцев нет никаких, это просто неправильные русские.     

И вот он стал ездить к кубанцам уже как свой. Слушал там их рассказы. Информация была экзотическая:

– В школах були написи: «Разговаривать на диалекте запрещено!». Мені розповідали, що вчителі били лінійкою по губах, коли хтось заговорив українською.

Но это так, присказка. А вот не хотите ли:

– Колись на Кубані за бандуру до Сибіру висилали. 

И это не предел:

– А за знайдений «Кобзар» могли розстріляти всю родину.

Здесь я только уточню, что «родина» – это семья. 

Это некоторым странным образом перекликается с рассказом Роднянского, бывшего украинского телемагната, про то, что в 80-е годы в Киеве выгоняли из вузов студентов, которые приходили к памятнику Шевченко в день рождения поэта. А за что? Как за что, за украинский национализм.

Я кстати здесь не про то, кто прав, кто виноват, и кого казнить, я в данном случае совсем про другое: никто ничего не забыл. И, возможно, не простил, тем более, что извинений никаких ни за что и не было, даже формальных. 

А вот про украинизацию будущих ДНР и ЛНР, неожиданно:

– От Ющенко свого часу намагався українізувати Донбас. Закликав: «Думай по-українськи! Будь українцем!», пропагував тему Голодомору, героїв, святкування. Я не проти, але якби та влада, яка позиціонує себе як українська, провела декриміналізацію Донбасу, навела порядок, знищила корупцію, щоб усі побачили, що Україна – це не просто абстракція, Україна – це реальна сила, то тоді б ставлення до мови й усього українського змінилося принципово… Але цього не сталося.

(Переведу тут два слова, и хватит с вас. «Святкування» – празднование, от «свято» – праздник. «Знищила» – уничтожила).

Ахаха, как говорится. И снова вспоминается Роднянский и его товарищи по институту, которые далеко не все были украинцами – но из диссидентских или, по крайней мере, фрондерских побуждений говорили между собой на мове. Александр Ефимыч ее, кстати, хорошо знает. Вообще же, каждый язык – часть культуры, пусть будет, я даже за права латышского вступался, на котором знаю ну, от силы, 50 слов. 

Закончу изящной цитатой из Билого: 

«З 18–19 років уже свідомо казав: я – кубанський козак. Не росіянин, не українець, а кубанець. Лише потім, почавши ¬вивчати історію, усвідомив, що це спільний етнос з українцями. Там розмовляють "балачкою" – місцевою говіркою, вона – українська. Водночас, офіційна мова – російська. Люди знають, що їхні предки з України. Казати, що вони "русскіє" – не можуть, бо "москалів" там досі недолюблюють. Ця регіональна ідентичність є. Ми ніби й росіяни, але водночас і відрізняємось суттєво, маємо іншу історію, культуру, мову, традиції. Ототожнювати себе з людиною в косоворотці і з балалайкою кубанці не хочуть».

А вот вам мысли Билого про Кубань, и заодно, чтоб два раза не вставать, про украинизацию/русификацию:

– У 1920-х хотіли або створити українську автономію у складі Росії, або приєднатися до України. Адже ¬перепис 1926 року засвідчив, що на Кубані більшість становлять саме українці. Але територіальні зміни робити боялися. По¬перше, в Москві усвідомлювали, що Кубань у 1920¬х, як і "материкова" Україна, – центр антибільшовицького руху. Були тисячі повстанців і агітаторів проти радянської влади. Деякі ж станиці, як, наприклад, Уманську та Полтавську, у повному складі виселили до Сибіру за "петлюрівські" настрої.Ясно, що приєднання Кубані до УРСР лише посилило б цей рух. По-друге, це було б досягненням націонал¬комуністів в Україні, чого Сталін не міг допустити. І, по¬третє, приєднання Кубані, або навіть створення української автономії на Північному Кавказі, закривало Росії вихід до Чорного моря.

Еще по нацвопросу. Который сейчас кругом. Меня он, честно говоря, мало волнует, а Билого – занимает. Ну, каждому свое, всякий живет тем, что ему интересно! Вот вам такой тезис Билого: "Приблизно 25% Донбасу – галичани за походженням". Ого! Да откуда ж они там взялись? В таких количествах? Вот объяснение:

– В 1945 році в Донецьку мешкало 100-150 тисяч осіб, а 1976 році – мільйон. Звідки взялися решта 900 тисяч, крім природного приросту? По-перше, населення Донбасу – це, як правило, нащадки підконвойних, яких привозили туди працювати в шахти під конвоєм, або ті, які втікали туди не від хорошого життя…Так от, у 1940-х на Західній Україні влаштовували облави, під час гаївок, наприклад, хапали молодь і в вагонах везли на Донбас. Чимало цих молодих людей вчинило самогубство – здебільшого кидалися в шахту: не будемо працювати – і все. Але більшість працювала, звісно.

Інше джерело міґрантів із Західної України – жертви депортацій з Лемківщини [а також із Західної Бойківщини. – ред.], наслідок угод про обмін населенням з урядом Польської Народної Республіки. І третє – були й такі, що приїжджали на Донбас добровільно, з наміром заховатися від МГБ, загубитися серед населення. А ще – колишні бійці УПА, яким після звільнення з ув’язнення не дозволяли повертатися на батьківщину.

Колись я брав участь в етнографічній експедиції, збирали вишиванки… І нам казали, що отам і там живуть западенці, вони ще вишивають, а ми – нє. Вони досі мешкають компактно, наприклад, – Октябрське, Козацьке Новоазовського району Донецької області – на 90% лемки [а також західні бойки. – ред.], Званівка під Артемівськом. Зрештою, там майже в кожному селі існує квартал, де мешкають вихідці з Західної України. Їх просто привезли поїздом, висадили в степу – ось ваша нова батьківщина, облаштовуйтеся, як можете... І вони прижилися, намагаючись зберігати свої звичаї й традиції… …переселенців із Західної України чимало. Ще такий приклад – ЯКХЗ, Ясиновський коксохімічний завод. У народі його називали "Бандери", бо там у посьолку – одному з найбільших у Макіївці – мешкали майже виключно вихідці з Західної України.Коли 1990 року ми зробили вертеп, ходили, співали – і тут раптом чоловік назустріч, розплакався. "30 років не чув коляди", – каже. Виявилося, що він з Тернопільщини, грошей дав. Жінка його російськомовна ледве відтягнула його від нас. Так він і пішов з сльозами на очах. Тобто галичани приховували свої почуття, але іноді це проривалося.

P.S.

Как жизнь раскидывает людей, а? Мы росли с Билым в одном шахтерском поселке, ходили в один детсад… Оба из казаков, – у меня дед по материнской линии из кубанских станичников. Но как-то я ушел в космополиты, о чем не жалею, а Билый – смотрите, увлеченный патриот Украины, вот, кует кадры для АТО. Встретившись, мы разговариваем ровно и спокойно, вручаем друг другу свои книги… И дальше: кому хуже от того, что я ни на какой стороне не воюю – ни за Киев, ни за ДНР? Не сбиваю самолеты, не пускаю поезда под откос, не допрашиваю пленных с пристрастием, не устраиваю припадков в прямом эфире? И другим этого всего не советую? Сам удивляюсь, почему мне ни одна из сторон не дала орден за какие-нибудь заслуги, немалые причем. Если б все как я боролись за мир, он бы был! И никто б его не сокрушил. Тут надо уточнить политкорректности ради: поскольку у меня русский паспорт, первой меня должна наградить РФ. А уж потом Украина. 

ДНР может, кстати, тоже поучаствовать, представить меня к награде.

Свинаренко Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).