будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия СССР
Июль 12, 2025
Мир
Долгин Борис

Удавшаяся провокация

Удавшаяся провокация
a98_07a

В конце 1960-х годов в СССР произошел резкий всплеск государственного антисемитизма. Толчком стала победа Израиля в “Шестидневной войне”, существенно усиливающими факторами – Пражская весна, среди руководителей которой государственная пропаганда усиленно вычленяла подозрительные фамилии вроде Шика, Гольдштюккера или Пеликана. Польские руководители тогда под предлогом необходимости не допустить у себя чего-то подобного под воздействием партийной “группы старых партизан” практически закончили “освобождение” Польши от недоуничтоженных гитлеровцами остатков еврейского населения (это именно к этому было галичевское “Не приезжайте, пан Корчак, в Варшаву!”).

Советские коллеги Владислава Гомулки так далеко не пошли – евреев в Израиль не только не высылали массово, но и не очень хотели тем, кто уехать все же желал, предоставить такую возможность. Вместо этого развернулась массированная антисионистская пропаганда, в рамках которой время от времени, конечно, подчеркивалось, что речь идет о сионистах, а не о “советских гражданах еврейской национальности”, из которых даже создали Антисионистский комитет советской общественности, но прием евреев во многие вузы и на многие специальности был прекращен или крайне ограничен под лозунгом: “Не будем готовить специалистов для Израиля”. Тогда же была продолжена прошедшая первые волны еще при Сталине в послевоенное время вычистка евреев из стратегических отраслей. 17 апреля 1970 года Госкомитет по радио- и телевещанию при СМ СССР (“Гостелерадио”) возглавил некто Лапин и дал указание попросту убрать из эфира людей с неправильной внешностью и фамилиями и т.д.

Разумеется, в силу разных причин абсолютным этот процесс не мог быть – особенно “полезных” евреев оставляли, а для сохранения риторики пролетарского интернационализма какое-то количество держали, чтобы демонстрировать, что никаких проблем и преследований нет, – идет борьба с агентами империализма на Ближнем Востоке и их прихлебателями в остальных странах, а не с честными советскими гражданами.

Все это мне отчетливо вспомнилось в последние дни в связи с обострением грузинской темы. Срочно найденные 13 мигрантов-нелегалов и точный процент преступных элементов среди грузин-мигрантов, обнаруженные грузинские воры в законе, грузинский криминал, контролирующий крупнейшие казино, грузинские ОПГ, отнимающие квартиры, грузинские транспортные компании, не обеспечивающие надежности перевозок, и почтовые компании, не обеспечивающие надежности переводов, подозрительные грузинские суда, спецпроверки грузинского культурного центра, ресторанов, “Дома гостей” при посольстве, грузинские дети и преподаватели, которых велели убрать из российских школ в Грузии (эту – может быть, самую откровенно дикую, публично проигрышную меру уже вроде бы отменили), специнтерес милиции к грузинским беженцам из Абхазии, живущим здесь уже почти полтора десятка лет, – в общем, все те действия, за специфический привкус которых становится стыдно.

Скороговоркой высшие политические руководители уточняют, что грузинский народ тут не при чем, – цель осуществляемых санкций – “антироссийский” режим Саакашвили. Но “улица” – бытовая и политическая – все прекрасно поняла и заметной частью с радостью аплодирует происходящему: наконец-то начали реализовывать нашу программу. Причем жителям непризнанных республик здесь очень важно понимать, что меньше всего радоваться настоящему положению стоит им. Для тех, кто с удовольствием подхватывает антигрузинскую кампанию, совершенно все равно – начать грузинами, а продолжить абхазами и осетинами, или наоборот. Впрочем, обычно вопрос последовательности и не стоит – бьют, как известно, не по паспорту, а по морде. Причем выявление этнической принадлежности внутри “целевых” антропологических типов фашисты обычно готовы предоставить патологоанатомам.

Понимают ли власти опасность раскрывания этого ящика Пандоры? Судя по проговорке – упоминанию президентом Кондопоги – эта тему в уме вполне держат. Вероятно, наивно надеются локализовать эффект от антигрузинской кампании. Но так не бывает. Как явления “высокой” культуры не остаются только там, а в самых ярких своих проявлениях, неизбежно упрощаясь, оказываются вполне пригодны для массового употребления, так и политические кампании, задуманные для решения “высших” целей, если они попадают в резонанс с уже существующими “низовыми” чаяниями, не просто найдут горячую поддержку, но окажутся преобразованы – в данном случае вполне понятным образом.

Другой вопрос, что и власть, похоже, не слишком озабочена точечностью воздействия. Российские политики совсем недавно распинались о заведомой неэффективности метода санкций – и были неправы. Этот метод может работать. Вопрос в том, на каком этапе он применяется и в каком виде.

Во-первых, в ходе их планирования принято бить по интересам властей, и лишь если это не работает – по интересам страны в целом (включая, к сожалению, и простых граждан). И уж никак не по интересам отдельно взятых граждан.

Меры, предпринятые Россией, не ущемляют высших руководителей Грузии – их возможность посещать Россию, их банковские счета. Эти меры сразу были направлены на страну в целом и, что еще хуже, на частных граждан, находящихся за ее пределами. И, кстати, уже самое недопустимое – на соплеменников “титульного” населения этой страны. А репрессии по этническому признаку – это не просто за пределами современной цивилизации, но и достаточно определенно противоречит действующей в России Конституции.

Почему принято стараться минимально задевать интересы населения, вводя какие-либо санкции? Кроме альтруистических идеалов, здесь работает вполне прагматическое нежелание помогать правительству страны осуществлять мобилизацию на лозунге “осажденной крепости”. Одной рукой раскрывать человеку глаза, а другой – перекрывать ему кислород, конечно, можно, но вряд ли эффективно.

Причем в случае с Грузией важен еще тот факт, что она наш сосед. И будет этим соседом достаточно долго – при разных режимах. Если США заботятся о том, чтобы распропагандировать иранцев в духе либеральных ценностей и хорошего отношения к себе, то у России куда больше возможностей для взаимопонимания с населением Грузии.

Цены на газ или какого-нибудь другого товара – это как раз совсем другая ситуация, в которой контракт должен быть по умолчанию коммерческим – и лишь по какой-нибудь специальной необходимости, за отдельные уступки, может быть сделано отступление от выгодной для продавца и доступной для покупателя (то есть рыночной) цены.

Но вот работа граждан Грузии в России – это не какая-то подачка. Все разговоры о миллионных денежных переводах не должны затуманивать простых различений: есть криминал, есть предприниматели, а есть наемные работники. Последние всегда производят существенно больше, чем получают. Иначе не работает никакая экономика – хоть социалистическая, хоть капиталистическая. Если наемный работник что-то куда-то перевел, значит, для места работы он создал больше ценностей. Предприниматели с разным гражданством составляют основу нашей экономики. Если им удается эффективно работать в России – это благо для нашей страны. Ну, а с криминалом надо бороться – причем тоже вне зависимости от гражданства его представителей. Иначе вместо обеспечения условий для бизнеса и борьбы с криминалом мы получаем всего лишь участие правоохранительных органов в переделе рынка – обычного и криминального в пользу других структур.

Особенно странно все это смотрится на фоне недавних мер российской власти на привлечение соотечественников в Россию. Если организовывать этот процесс будет нынешнее руководство Федеральной миграционной службы, позволяющее себе заявления вроде “Мы очень строго проанализировали квоты на трудовую деятельность и поняли, что регионы не нуждаются в специалистах из Грузии” (замруководителя службы Михаил Тюркин), то на этом процесс собирания недавних советских людей можно считать законченным. Скорее всего, самыми перспективными мигрантами в Россию скоро покажутся жители Непала, или Лесото, или Йемена, с правительствами которых настолько мало контактов, что противоречиям возникнуть вроде бы неоткуда.

Во-вторых, одним из принципиальных условий эффективности любых санкций является их четкая обусловленность. В ответ на что и с требованием чего вводятся санкции? Что именно должно сделать грузинское руководство, чтобы они были отменены?

Объявление о санкциях – с поиском несвязанных с обострением отношений поводов для каждой – прозвучало после того, как стало известно о поездке нынешнего председателя ОБСЕ в Тбилиси для освобождения российских военнослужащих. Значит, условие отмены санкций – отнюдь не освобождение. А что? Отмена решения о вступлении в НАТО? Не отменят. Отказ от Абхазии и Южной Осетии? Не откажутся. Обещание не решать проблемы непризнанных государств военным путем? Оно прозвучало. Изменение риторики? Это, наверное, реалистично.

Требование должно быть четким и выполнимым. Это не наказание, а кнут (наряду со спрятанным в другой руке пряником), используемый для того, чтобы добиться чего-то конкретного. Допустим, в виде пряника выступает продолжение вывода баз. Хотя для этого есть и другие резоны – например, уменьшить поле для провокаций.

Кстати, слово “провокация” здесь очень принципиально. И очень хорошо, что оно прозвучало у президента, только это не уберегло от того, чтобы на эту провокацию частично повестись.

Постараемся максимально отстраненно посмотреть на схему произошедшего. Грузия обвиняет несколько российских военнослужащих и своих граждан в спецслужбистской деятельности – шпионаже, потом (не вполне ясно, входит ли это в официальное обвинение) – в диверсиях. Тех, кого смогли достать, задерживают, потом арестовывают. У нас нет и не может быть никаких достоверных данных, для того чтобы судить о том, справедливы ли были обвинения или нет, но в шпионаже, как и в борьбе с ним, трудно увидеть что-то чрезвычайное. Столько, сколько будут существовать государства, скорее всего будут существовать разведка и контрразведка. Диверсии – отдельный, смутный вопрос.

В чем же провокационность произошедшего? В подаче. В крайней громкости шпионского скандала, попытке сделать из него способ оценки политики России.

Провокация – это то действие, которое призвано вынудить оппонента пойти на некоторый шаг, который будет ему невыгоден. Чего хотело грузинское руководство? Чтобы Россия прореагировала максимально жестко и громко. Здесь вполне подошла бы или военная операция, или отказ выполнять обязательства по выводу войск, или признание независимости Абхазии и Южной Осетии (как вариант – включение в состав России), или еще что-нибудь столь же скандальное.

Зачем это надо Грузии? Для обеспечения приема в НАТО? Нет. В отличие от причинно-следственных связей, хронологическую последовательность наши политики заметили точно: провокация была совершена после начала плана индивидуального партнерства, фактически гарантирующего возможность приема. Ускорение приема? Не думаю, что здесь кому-то принципиален конкретный месяц.

Провокация понадобилась для того, чтобы обеспечить более радикальное содействие решению проблем Абхазии и Южной Осетии. Необходимо было продемонстрировать, что Россия не является незаинтересованной стороной, что она вовлечена в конфликт на вполне определенной стороне, а значит, не может быть в нем посредником. Кроме того, Грузия опасается, что в случае периферийности этих конфликтов усилится привыкание международного сообщества к факту существования этих государств, более того, что их статус может стать разменной картой в деле привлечения России к решению, скажем, иранской проблемы. Наличие отчетливого явного конфликта сильно затруднило бы для Запада все эти сценарии, потому что сдавать страну, которая всячески демонстрирует союзнические устремления, – как бы дурной тон. Кроме того, резкая реакция России способна помочь сплочению грузинского политического класса.

К счастью, провокация удалась не в полной мере – срочных невзвешенных шагов Россия не предприняла. Это позволило Западу занять не менее взвешенную позицию – не допуская, чтобы Грузия была публично высечена председателем Совбеза ООН, США и Европа добились выдачи арестованных (в качестве меры пресечения пока шло следствие, а не “по приговору”, как сообщали малограмотные корреспонденты), сделали разнообразные заявления о дружественных связях с обеими сторонами и о желании, чтобы эти стороны решали все вопросы тоже дружественно. На крайний случай предложили даже посредничество.

К сожалению, позитивные для России результаты на этом заканчиваются, потому что провокация удалась в трех других аспектах.

Первая удача провокации заключается в том, что, судя по заявлению президента Путина на воскресном заседании Совбеза, он на полном серьезе считает, что за действиями Грузии стоит Запад – “спонсор” страны, а значит, и подобной деятельности. О ком было сказано: “Есть, видимо, силы, которые просто специализируются на создании все новых и новых кризисов, полагая, что это будет отвлекать внимание от старых проблем. Наверное, в краткосрочном плане это может иметь такой эффект. Но уже точно совершенно не будет помогать разрешению старых и достаточно серьезных кризисов в мире”? Если о руководстве Грузии, то все достаточно точно – подобные кризисы приносят ему очки внутри страны. Если о Западе, то это абсурд. У него нет проблем, которые могли бы быть решены новыми конфликтами на Кавказе – совсем недалеко от путей транспортировки энергоносителей, в которые инвестированы немалые деньги. Кому-то в очередной раз не хватило экспертной квалификации или гражданской ответственности, чтобы объяснить президенту, что ситуация обстоит абсолютно иначе, что это Грузия пытается использовать Запад против России и что США и Европа меньше всего заинтересованы в обострении отношений с Россией в целом и на Южном Кавказе – в частности.

Но если у президента эта нотка была очень смутной и неочевидной, то толкователи пошли далеко вперед, рассказывая сказки о политике поддержания конфликтов для ослабления укрепляющейся России.

Так или иначе, одна из задач Саакашвили была успешно решена: взаимодействие России и Запада удалось затруднить.

Решением еще оставшихся задач – дискредитации России в глазах грузинского народа и в качестве посредника между Грузией и ее мятежными автономиями – сейчас усиленно занимаются самые разные органы власти нашей страны.

И здесь тоже все началось с президента. Именно он произнес слова «государственный терроризм». Прозвучало это в связи с определением арестованных российских военнослужащих как заложников. Можно легко предположить, как возникло это определение: совсем недавно проходила контртеррористическая операция Израиля в Ливане. С чего все началось? С захвата заложников. Между прочим, тоже военных.

Но здесь опять остается констатировать удручающе низкое качество экспертизы слов и решений Кремля. Дело в том, что вокруг понятия “терроризма” много и упорно ломают копья. ООН не может прийти к единому определению, но это не значит, что данного понятия вообще нет. Дискуссия по сути ведется только по двум основным вопросам: как разграничить терроризм и национально-освободительную борьбу и как разграничить терроризм и антитеррористические действия государства, при которых страдают мирные жители. Остальное более или менее очевидно. Так, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам при Генеральном секретаре ООН, в состав которой входит, например, Евгений Примаков, предложила достаточно развернутое определение, включающее отсылки к разнообразным международным правовым актам, но в конечно счете сводимое к единственному пункту: “любое деяние… , которое имеет целью вызвать смерть мирных жителей или некомбатантов или причинить им тяжкие телесные повреждения, когда цель такого деяния, в силу его характера или контекста, заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения”. Генеральный секретарь ООН, кстати, вполне согласился с этой формулировкой.

Какое отношение к этому имеют действия “Хизбаллы”? Почему Израиль, США и многие другие (на наш взгляд, вполне основательно) называют ее террористической организаций (вне зависимости от наличия у нее каких-то иных обличий)? Потому что она осуществляет атаки на мирных жителей. Потому что прямо перед захватом двух израильских военнослужащих велся массированный обстрел израильской территории – не каких-то специально выбранных военных целей, а просто так – куда вздумается. Сам по себе факт захвата военнослужащих – преступление, деяние боевиков, но не терроризм. Именно потому, что они военнослужащие.

Ситуация с российскими военнослужащими ничуть не больше может быть квалифицирована как терроризм. Даже избиения военнослужащих, о которых говорил министр обороны Иванов, – не террор. Это бандитизм, провокация и т.д. Но понятие “террор” здесь использовано быть не может.

Сталинские лагеря или концлагеря фашистской Германии – это государственный террор. Какое отношение к этому имеет ситуация в Грузии? Можно было бы сказать, что имеет место террор против собственного гражданского населения – аресты летом и сейчас. Но судя по тому, что признания Майи Николаишвили в подготовке госпереворота делались не только в застенках, но и во вполне комфортных условиях московской конференции, там, вероятно, действительно есть над чем поработать грузинским спецслужбам.

И наши правоохранительные органы, надеюсь, понимают, что граждане Грузии, находящиеся в России, – это отнюдь не потенциальные террористы, а наши же вполне советские люди.

Неадекватную квалификацию произошедшего как “государственного терроризма” пытаются использовать для обоснования санкций против Грузии и ее граждан. Пытаются не слишком уверенно, потому что параллельно подбирают аргументы из “предметной области” каждой санкции. Зато еще более ясно подчеркивая единство мер, их встроенность в рамки цельной политики. И здесь мы сталкиваемся с оставшимися удачами провокации.

Вторая удача – это сплочение Грузии. Практически вся оппозиция – за исключением откровенных маргиналов – неизбежно сплачивается вокруг Саакашвили. Кроме того, заведомо подрываются позиции тех политиков (скажем, Бендукидзе), которые настаивали на активном привлечении российских инвестиций в Грузию. Более того, память о нынешней антигрузинской истерии, скорее всего, достаточно надолго определит оттенок отношения к нашей стране.

Третья удача провокации – это демонстрация миру того, что у России имеется уже не непоследовательная, а последовательная политика в отношении Грузии. И выражается она в блокаде, в демонстрации враждебности, в нежелании встречаться и говорить. Напомним, что в момент кризиса в Москве оказался замминистра иностранных дел Грузии, но ему не удалось встретиться со своим российским коллегой, а в момент передачи российских военных Саакашвили вновь заявил о желании встречаться и решать вопросы. От предложений посредничества в дальнейших переговорах российское руководство отказывается, что логично: как Россия может быть посредником Грузии в переговорах с непризнанными республиками, если ей самой для общения с Грузией нужен посредник. Но и эта позиция выглядит странной: отказываются от посредничества тогда, когда и без посредников вопрос решается. Но пока никакие вопросы не решаются.

Участие России в решении конфликтов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье всегда было неоднозначным. Везде война была прекращена. Но и Грузия, и Молдавия остались в убеждении и с риторикой, что за сепаратистами стоит Россия. А если России не будет, вопрос как-нибудь решить удастся. В первой части этих утверждений есть доля истины – в этом, похоже, состояла политика некоторых российских кругов или, иными словами, одна из российских политик. Из чего, правда, не следует правота второй части – того, что без России эти проблемы можно решить.

Беда, однако, в том, что за счет последних действий российских властей разных уровней у Саакашвили появились основания утверждать, что у России в отношении Грузии и ее жителей теперь одна политика, координируемая прямо из Кремля. И характер этой политики – враждебный. А если так, то никаким “честным брокером” в решении проблемы непризнанных республик она быть не может.

См. также:

  • Язькова. “Ставка на Гиоргадзе была бесперспективной изначально”
  • Язькова. Нестандартные решения для непризнанных республик
  • Лейбин. Сколько в Грузии шпионов и предателей
Долгин Борис
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).