будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
БРИКС Шанхайская организация сотрудничества
Июль 10, 2025
Мир
Карпюк Илья

Уфимские итоги

Уфимские итоги
ufa
Саммиты Брикс и Шос в Уфе. Источник: Фото: brics2015.ru

Президент России Владимир Путин заявил, что начал свой путь к йоге с духовного развития. Пожалуй, это сообщение стало самым запоминающимся событием саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. Не то чтобы от съезда 15 президентов и премьер-министров с четырех континентов ждали многого, но такой результат несколько расстроил собравшихся в Башкирии журналистов.

Формально главным событием все-таки можно считать начало процедуры принятия в ШОС Индии и Пакистана. Новостью это, конечно, не стало — расширение было, можно сказать, плановое. Во время двусторонней встречи президентов России Владимира Путина и Узбекистана Ислама Каримова второй, следуя ритуалу, высказал сомнения в необходимости расширения. «Как будет проходить процесс вступления этих двух государств, если считать, что эти государства не рядовые, а обладают ядерным оружием? Если смотреть через эту призму, то завтра их вступление в состав ШОС не просто изменит политическую карту, но, я думаю, может изменить и расстановку сил», — сказал на встрече Каримов. «Ислам Абдуганиевич, а как будет смотреться: президент Узбекистана Каримов привел в ШОС Индию и Пакистан и создал новую политическую мировую реальность?» — остроумно ответил Путин, использовав тот факт, что после окончания саммита в Уфе именно Узбекистан стал председателем организации и в 2016 году саммит ШОС примет Ташкент.

Не стали препятствием для вхождения в ШОС Индии и Пакистана даже, мягко говоря, натянутые отношения между двумя странами — за свою недолгую историю эти две основные части бывшей Британской Индии успели провести три полномасштабные войны, а столкновения на границе случаются и сегодня. Об отношении двух стран говорит хотя бы тот факт, что индийский и пакистанский премьеры Нарендра Моди и Наваз Шариф поблагодарили российскую сторону за прием по отдельности, после чего Моди поздравил коллегу со вступлением в ШОС, но ответного поздравления не дождался. Впрочем, именно в силу непростых отношений понятна и синхронизация процедуры для двух стран.

Перед тем, как стать полноправными членами ШОС Индия и Пакистан должны ратифицировать три десятка документов, в том числе Договор о долгосрочном добрососедстве, в котором указано, что стороны обязаны уважать принцип нерушимости границ, активно прилагать усилия «к укреплению доверия в военной области в приграничных районах, исходя из решимости превратить границы друг с другом в границы вечного мира и дружбы». Чему соответствуют эти красивые слова можно понять вспомнив о том, что на границах, например, Киргизии и Таджикистана с Узбекистаном то и дело случаются перестрелки.

Впрочем, лидеры ШОС, за исключением Ислама Каримова, не выражали никаких сомнений в том, что от первого за всю историю расширения (с момента преобразования «шанхайской пятерки» в ШОС), организация только выиграет. Единственной страной, которая до недавнего времени действительно противодействовала расширению ШОС на юг был Китай.

Для Пекина формат клуба, объединяющего центральноазиатские страны, Россию и Китай был удобен тем, что позволял, в теории, продвигать свои экономические интересы в регионе согласуя действия с Москвой, влияние которой после распада Советского Союза ослабло, но не исчезло. Но Россия блокировала создание Банка развития ШОС, в котором в силу своей экономической мощи в любом случае доминировал бы Китай. В Уфе Путин заявил о продолжении работы по созданию Банка развития и спецсчета ШОС, но все же призвал активнее использовать и возможности уже действующих в регионе финансовых структур: Евразийского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и создаваемого Нового банка развития БРИКС.

Так что в какой-то момент концепция Пекина закономерно изменилась. Для проведения своей политики в Центральной Азии теперь используется не ШОС, а концепция «Экономического пояса Шелкового пути» — никак не институционализированной пока идеи, суть которой заключается в резкой интенсификации сотрудничества Китая со странами Средней Азии и Среднего Востока, среди целей которого — обеспечение лучшей связности Востока и Запада Евразии

Россия в этих планах Китая присутствует очень условно, что после начала конфронтации с Западом из-за присоединения Крыма и разворачивания войны на востоке Украины стало Москву огорчать еще больше. В результате теперь Россия, похоже, планирует использовать ШОС как площадку для диалога между Пекином и собственным интеграционным проектом — Евразийским экономическим союзом.

«Общее мнение России и Китая в том, что ШОС является весьма удобной и комфортной для всех площадкой для обсуждения конкретных аспектов такой инициативы», — рассказал еще в четверг министр иностранных дел России Сергей Лавров. Речь идет не только о российско-китайском проекте, он предложен лидерами двух стран, но должен иметь многостороннее измерение, заметил дипломат.

Пока же что ШОС, что БРИКС — достаточно малозначимые организации. Выглядят они может быть и мощно, но входящие в них государства не собираются поступаться в их пользу ни малейшей частью своего суверенитета, да и противоречий среди ее членов хватает.

О БРИКС много говорит тот факт, что чуть ли не самые заметные достижения уфимского саммита — появление договоренности о создании Пула условных валютных резервов и Виртуального секретариата. Новый банк БРИКС с капиталом в 100 млрд долларов пока так и не начал работать — да и капитал этот у него появится далеко не сразу, страны будут вносить деньги постепенно, а большая его часть будет существовать в форме вкладов до востребования в национальных казначействах. Но экономические интересы стран БРИКС во многом пересекаются, они конкурируют за прямые иностранные инвестиции, за новейшие технологии, за статус международного финансового центра и т.д. Поэтому не исключено, что в управлении банком могут возникнуть трудности, если он, конечно, превратится в хоть сколько-нибудь заметный финансовый институт.

ШОС является, вероятно, удобной площадкой для диалога Китая, России и центральноазиатских государств, но практика показывает, что, несмотря на многочисленные договоры, декларации, меморандумы, рабочие группы и т. д., ничего более масштабного на этой платформе построить не удается, хотя, конечно, любая организация, в которую одновременно входят Китай и Индия, выглядит внушительно.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).