В связи с осложнением отношений с Венгрией Украина готовится к переброске войск на границу, пишет газета «Известия». Пока проблемы взаимодействия между странами все же решаются на дипломатическом уровне.
Осложнения в отношениях связаны с Закарпатьем, которое входит в состав Украины и на территории которого проживает, по данным российских СМИ, около 150 тысяч этнических венгров. Они живут там достаточно компактно, так что некоторые не знают украинского языка; даже вывески в этом регионе пишут на венгерском, а на зданиях местной администрации кое-где вывешивают и венгерские флаги. Именно этот регион стал объектом внимания Венгрии, в особенности после того, как на Украине был подготовлен новый закон «Об образовании».
О том, как в настоящее время выглядят отношения между странами и что именно обе стороны считают причиной их ухудшения, с «Полит.ру» поговорил Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий». По его мнению, хотя действия Венгрии и внушают Украине определенное беспокойство, никаких серьезных шагов наподобие силовых действий ожидать пока нет оснований; в то же время нет оснований и ожидать скорого урегулирования.
«Украинско-венгерские отношения с некоторых пор – уже, наверное, с год – испытают значительные сложности. Это началось с пресловутого закона «Об образовании», где венгры вычитали статью «О языках обучения». И хотя в ней нет ничего экстраординарного, начался некоторый шум, и с тех пор приходят противоречивые сигналы. То тот самый министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, который выступал самым жестким критиком Украины, говорит, что они практически договорились и что последние спорные вопросы дорабатываются совместной комиссией; то Венгрия то ли создает, то ли не создает Министерство по развитию Закарпатья.
Напомню: все же венгры в Закарпатье не являются большинством – они компактно проживают примерно в полутора районах области, в Береговском районе, Ужгороде и отчасти в Виноградовском районе. Это основной центр их расселения; и среди населения Закарпатской области, повторю, их все же меньшинство. Исторические основания претендовать на эту территорию у Венгрии есть: большая часть нынешней Закарпатской области 900 лет входила в состав разных венгерских государств – и уже примерно 100 лет не входит, если не брать в расчет период Второй мировой войны, когда Венгрия силой вернула себе эти территории на несколько лет.
Ну, а что касается переброски украинских войск, речь идет о 128 горно-пехотной бригаде, которая и так дислоцируется на территории Закарпатской области в городе Мукачево. И вот прозвучали предложения перебросить ее на границу. Реально это, по-моему, ничего не поменяет, но думаю, что в России этой бригады побаиваются, потому что она обороняла Дебальцево, и с ним довольно долго ничего не могли поделать. Но в целом, думаю, это всего лишь разговоры, тем более что современная Венгрия, несмотря на воинственную риторику, является страной с небольшой армией и к тому же очень тесно связана партнерскими отношениями и с Евросоюзом, и с НАТО. И предпринимать какие-то самостоятельные агрессивные действия против значительно превосходящей ее Украины она не будет. Тем более – не имея опоры.
Венгрия ведь не может даже рассчитывать на какое-то мощное сепаратистское движение – какое может быть мощное сепаратистское движение в полутора районах? Но все-таки происходящее нервирует украинскую сторону, тем более что уже были попытки (еще при Януковиче и даже до него) поднимать сепаратистское движение так называемых русинов. С русинами отдельная история; ее долго рассказывать, но фактически, на тех территориях Украины, которые не входили в состав Российской империи, а входили в Австро-Венгрию, несколько столетий термин «русин» был аналогом термина «украинец». Сейчас же с подачи России их пытаются выделять в какую-то отдельную нацию.
Словом, в Закарпатье все же боятся такого сепаратизма, который может оказаться многосторонним. Поэтому деятельность Венгрии по поводу Закарпатья Украину, конечно, нервирует. Кроме того, поскольку Венгрия является членом Евросоюза и НАТО, она может и там поднимать эти проблемы – и уже, собственно, пыталась (почему и понадобилось некоторое вмешательство Америки, которая пыталась венгерских руководителей чуть-чуть поставить на место). Но это вообще проблема больших союзов, в том числе Евросоюза, если решение принимается консенсусом, а в союз входит много в том числе маленьких стран с какими-то вечными претензиями и обидами на соседей.
А что касается идеи создания Министерства по развитию Закарпатья, которое как-то помогало бы венгерской общине в Закарпатье, то это, конечно, выглядит как вмешательство во внутренние дела другой страны. Если такое министерство создается без согласования с украинскими властями – а на сегодня никакого согласования нет – то это, конечно, явное вмешательство во внутренние дела. Но что фактически может сделать такое министерство? На мой взгляд, практически ничего. Да, оно может кого-то забирать учиться в Венгрию – ну, так это, по-моему, и так делалось.
Я думаю, что мотивация венгерских властей тут – скорее популистская. Все-таки партия «Фидес» премьер-министра Венгрии Виктора Орбана – это популисты и националисты. При этом они пытаются лишить повестки еще более националистическую партию «Йобик», которую мы с вами как-то уже обсуждали. Но я думаю, что там сыграли роль сугубо внутриполитические обстоятельства. На Украине все это, безусловно, воспринимается нервно, но не думаю, чтобы это привело к каким-нибудь силовым действиям. Скорее, это создаст некоторые дипломатические проблемы для Украины, если каждый принципиальный вопрос в рамках европейских или евроатлантических структур Венгрия будет блокировать. Что тогда делать Украине? Каждый раз призывать на помощь Вашингтон (или Берлин, например, если речь идет о ЕС)?
А кто еще может повлиять на Орбана, даже не знаю. У него достаточно плохая репутация. Тем не менее, он сохраняет осторожность и вызова Евросоюзу не бросает. И когда на него сильно наседают европейские структуры, идет на попятный – не только в вопросе Украины, а вообще.
Словом, здесь я быстрого урегулирования не жду. Но и каких-то очень уж серьезных действий типа силовых тоже не жду», – сказал Георгий Чижов.