будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина Арсений Яценюк Верховная Рада
Ноябрь 19, 2025
Мир
Левкин Андрей

Украина сделалась процессом

Украина сделалась процессом
atolast
Схема: Виталий Уманец (ночь на 28 июля)

В конце недели премьер Украины Яценюк объявил на заседании Рады о том, что подает в отставку. Голосовать по доверию ему парламент будет 31 июля и все остается на своих местах, надо полагать. Словом, отставка тут лишь повод к тексту, а не событие, ради которого его следовало писать. А писать - есть о чем.

Сначала инструментальные подробности, слабо связанные с сутью дела. 24 июля парламентская коалиция распалась после того, как фракции УДАР и "Свобода" (и еще некие внефракционные нардепы) заявили о выходе из нее, "чтобы идти на перевыборы". В принципе – на выборы, так на выборы (если за 30 дней не составится новая коалиция, Рада автоматом распускается), но работать-то пока было можно. Нет, похоже, что нельзя: заодно 24-го в Раде не набрали голосов за кабминовские предложения относительно изменений в бюджет (финансирование армии), налоговых изменений и газотранспортной системы. Вот тут Яценюк и объявил, что Кабмин уходит в отставку.

Но пока он еще никуда не ушел. Порошенко быстро призвал Раду вынести вотум доверия или недоверия правительству Яценюка (для окончательной определенности), а Кабмин – работать, не обращая внимание на распад коалиции. Рада займется Яценюком 31 июля (другая дата была 12 августа), вариант недоверия крайне маловероятен. Ну да, врио премьера уже как бы назначен: вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Гройсман. Тут можно было даже строить гипотезы на тему, как Порошенко съел Яценюка (Гройсман - его человек), но смысла это иметь не будет, Гройсмана никто всерьез премьером считать не станет, причину уже озвучили: премьер – должность политическая, что ни разу не про Гройсмана. 

Не совсем понятно, зачем вдруг УДАР и "Свобода" решили пойти на перевыборы. УДАРу-то еще ладно, но у "Свободы" рейтинг сейчас процента 3. Там вообще с рейтингами странное. Причем, сами по себе перевыборы вполне логичны: состав Рады - еще януковических времен, а с той поры все перекроилось, какая ж теперь Партия Регионов. Возможно, что УДАР и "Свобода" имели в виду именно привести парламент в адекватное состояние, но тут можно было бы хотя бы за законы голосовать. В общем, похоже, что в Раде так и сохранилась какая-то своя гравитация, а внешняя жизнь для них не то, чтобы уж вовсе не существует, но так - на подпевках.

Сценарий по Яценюку будет простым: если коалиции нет, то нового премьера президенту никто не предложит. А тогда – выборы не выборы – до нового состава парламента (и новой коалиции) все остается, как есть. Станет Яценюк и.о., ну и все. Разумеется, остается загадкой то, что он сумеет провести через Раду, при таком отношении. Например, до сентября следует ратифицировать все то же Соглашение об Ассоциации, а то с Украины слетят определенные торговые еврольготы. Собственно, Яценюк затем в отставку и подавал, чтоб намекнуть на перспективы жизни без него.

Point вот в чем: Яценюк является очевидной политической и консенсусной фигурой, именно под него делались договоренности с Западом: и с ЕС, и с США – по части различных форм взаимодействия, пакетов помощи и т.п. Вообще в нынешней  версии Конституции премьер на Украине покруче президента, экономика – его. Ну, в нынешних обстоятельствах все уже перепуталось, по факту премьер и Порошенко этим политическим интерефейсом для Запада и являются на пару. Но формально премьер круче, и, коль скоро договоренности заводились под Яценюка (он, наконец, в должность вступил раньше Порошенко), то Запад сейчас в недоумении: они по факту выбирали человека, с которым работать, а его убирают и кто, интересно, окажется следующим? Да останется он на месте... 

То есть, это тут одновременно две политических Украины разной природы: Рада с отставкой Кабмина и собственным роспуском и АТО, которое добралось до Луганска и Донецка. Жителям Донецка уже советуют покинуть город или не выходить на улицы, а в Луганске, в частности, сепаратисты шарахнули по базовой подстанции, полностью ее разрушив. В итоге область отрезана от единой энергосистемы Украины. Ну да, энергетики ДТЭК и Укрэнерго произвели там переключения, но в итоге  всю нагрузку в области несет единственная станция – ДТЭК Луганская ТЭС. Ну и на будущее: попасть снарядом всегда быстрее, чем потом чинить. Да, к ночи на понедельник появились сообщения, что войска АТО разорвали территорию сепаратистов, "ДНР" и "ЛНР" теперь отдельно. Схема - на картинке в заголовке. Вышеупомянутые проблемы в каждой из частей, разумеется, сохранились.

В Донецке, понятно, дело будет долгим, и сейчас думать об этом не хочется (потом-то все равно придется). А еще есть Горловка, где нефтехимия, с которой уже тоже не совсем все в порядке (а еще в городе уже взорвали железнодорожные пути и произвели вполне масштабный теракт). Еще есть коксохимический завод в Авдеевке к северу от Донецка (входит в "Метинвест" Ахметова). Во вторник его обстреляли, что ли начался пожар, и, в итоге, поставки кокса ограничены. "Сейчас веерным способом будем останавливать доменные печи. Утром поймем что дальше. Это уже серьезно",  - сообщал гендиректор ММК им. Ильича (тоже входит в "Метинвест") Зинченко. А что бывает с домнами после того, как их остановят, желающие могут прогуглить. Вроде бы в этот раз обошлось, но завод-то в шести километрах от Донецка, у них еще все впереди. 

То есть, начинает конкретно накрываться инфраструктура региона. Вообще-то сложно ратифицировать Соглашение с ЕС, говорить с МВФ о stand-by и плане дальнейших реформ, когда экономика страны оказалась в такой истории. Разумеется, можно заводить разговоры о том, что Донецкая область - дотационный регион, и, вообще, понтуется не по рангу, но это и не слишком-то инструментально, и явно не сообщает о душевном равновесии говорящих.

Но выглядит так, что Рада ко всему этому отношения не имеет вообще и, похоже, иметь не хочет (за вычетом рассуждений о дотационности региона плюс АТО до полной победы). А ведь еще месяц назад была новелла, которая связывала срок действия нынешней Рады и Донецк. У Порошенко же был мирный план, который продвигался еще до начала перемирия (оказавшегося беспросветно односторонним). И вот, когда заходила речь о перевыборах Рады (в силу тех же естественных причин – чтобы соответствовала реальному раскладу), то один из аргументов против быстрых перевыборов состоял в том, что если замирять восток через децентрализацию, то это надо делать через изменения в Конституции, для чего, соответственно, нужна Рада – чтобы оперативно принять изменения хотя бы в первом чтении. Соответственно, распускать ее пока нельзя.

Данный момент упомянут не затем, чтобы указать на еще одну проблему, возникшую у Порошенко (у его мирного плана). Наоборот, затем, чтобы зафиксировать, что данная тема всерьез уже не рассматривается вообще: право же, какие переговоры о децентрализации с уточнением и последующим голосованием ее параметров в нынешних обстоятельствах? Никто об этом не помнит и какая Рада дождется замирения. До него далеко, а и после этого надо будет начинать не с децентрализации. Представить себе только, как заканчивается АТО и Порошенко входит в Донецк с предложениями по децентрализации. То есть, в них все может быть очень разумно, но вряд ли они будут восприняты - чисто эмоционально. Ну, может быть, если бы он передал свой проект кому-нибудь в Донецке, а они бы оттуда выставили предложения как свои – тогда, наверное, да. Но кому ж ее там было передать – это же надо, чтобы этот "кто-то" еще бы и имел влияние на боевиков. Ну, это все тот же, базовый тренд ситуации в регионе, ничего не изменилось.

Собственно, уже и не факт, что в Киеве эта идея еще вообще существует. Не вполне понятно, в каких кругах и как именно там сейчас воспринимают и трактуют Донецкую и Луганскую области вообще. Вполне возможен вариант, что – исключительно как беспросветных сепаратистов навсегда. Например, 9 июля советник министра внутренних дел Украины Геращенко сообщил, что МВД выступает за ограничение прав сепаратистов избирать и быть избранными. Он имел в виду – после того, как АТО закончится. Следующее, так сказать действие. По его словам, позиция МВД заключается в том, что необходимо принимать законодательную базу, "ограничивающую избирательные права данных граждан". Вопрос: а кого будут записывать в сепаратисты и на каких именно основаниях (вопросы доказательности, то да се, а также - широкая тема какого-нибудь пособничества). 

Ок, допустим, что всех подряд записывать не станут, но тут же явно иное отношение к двум областям и их жителям, нежели то, которое предполагалось по теме децентрализации. Но ситуацию можно и отзеркалить: сами области тоже получили новый опыт отношений с Киевом. Речь не только об АТО, но о всем комплексе мнений в их адрес. Соответственно, тема увязывания областей внутри Украины стала совершенно нетривиальной и долгосрочной.

Мораль (аналитико-политологическая): не видно, что может перевести Украину в состояние какой-либо структурной устойчивости и, тем более, когда именно. Может, потенциально такая структура и возникнет, но пока об этом рассуждать нельзя. Поэтому следует принять данный факт как обстоятельства и не рассматривать пока Украину как набор таких и сяких структур (партийных, политических, региональных), в отношениях которых страна функционирует. Сейчас там процесс, который развивается так, как развивается. Причем, в состоянии процесса страна может находиться достаточно долго.

По крайней мере, такой  подход избавит аналитиков от постоянных обломов в расчетах на то, что после такого-то события (смена премьера, перевыборы Рады, окончание АТО и т.п.) что-нибудь стабилизируется. Нет, не стабилизируется  – какое-то, достаточно долгое время. Но это тут не приговор какой-то. В Донецке, например, в конце недели и общественный транспорт ходил, даже до Привокзальной площади (до этого боевики потребовали от городских властей перекрыть подъезд к железнодорожному вокзалу), а промышленность области, хоть и в убыток, но работает. В конце концов, если процесс - значит живут. Иначе, хуже и сложнее, но живут. А политология в таких ситуациях несколько иная.

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).