В конце недели премьер Украины Яценюк объявил на заседании Рады о том, что подает в отставку. Голосовать по доверию ему парламент будет 31 июля и все остается на своих местах, надо полагать. Словом, отставка тут лишь повод к тексту, а не событие, ради которого его следовало писать. А писать - есть о чем.
Сначала инструментальные подробности, слабо связанные с сутью дела. 24 июля парламентская коалиция распалась после того, как фракции УДАР и "Свобода" (и еще некие внефракционные нардепы) заявили о выходе из нее, "чтобы идти на перевыборы". В принципе – на выборы, так на выборы (если за 30 дней не составится новая коалиция, Рада автоматом распускается), но работать-то пока было можно. Нет, похоже, что нельзя: заодно 24-го в Раде не набрали голосов за кабминовские предложения относительно изменений в бюджет (финансирование армии), налоговых изменений и газотранспортной системы. Вот тут Яценюк и объявил, что Кабмин уходит в отставку.
Но пока он еще никуда не ушел. Порошенко быстро призвал Раду вынести вотум доверия или недоверия правительству Яценюка (для окончательной определенности), а Кабмин – работать, не обращая внимание на распад коалиции. Рада займется Яценюком 31 июля (другая дата была 12 августа), вариант недоверия крайне маловероятен. Ну да, врио премьера уже как бы назначен: вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Гройсман. Тут можно было даже строить гипотезы на тему, как Порошенко съел Яценюка (Гройсман - его человек), но смысла это иметь не будет, Гройсмана никто всерьез премьером считать не станет, причину уже озвучили: премьер – должность политическая, что ни разу не про Гройсмана.
Не совсем понятно, зачем вдруг УДАР и "Свобода" решили пойти на перевыборы. УДАРу-то еще ладно, но у "Свободы" рейтинг сейчас процента 3. Там вообще с рейтингами странное. Причем, сами по себе перевыборы вполне логичны: состав Рады - еще януковических времен, а с той поры все перекроилось, какая ж теперь Партия Регионов. Возможно, что УДАР и "Свобода" имели в виду именно привести парламент в адекватное состояние, но тут можно было бы хотя бы за законы голосовать. В общем, похоже, что в Раде так и сохранилась какая-то своя гравитация, а внешняя жизнь для них не то, чтобы уж вовсе не существует, но так - на подпевках.
Сценарий по Яценюку будет простым: если коалиции нет, то нового премьера президенту никто не предложит. А тогда – выборы не выборы – до нового состава парламента (и новой коалиции) все остается, как есть. Станет Яценюк и.о., ну и все. Разумеется, остается загадкой то, что он сумеет провести через Раду, при таком отношении. Например, до сентября следует ратифицировать все то же Соглашение об Ассоциации, а то с Украины слетят определенные торговые еврольготы. Собственно, Яценюк затем в отставку и подавал, чтоб намекнуть на перспективы жизни без него.
Point вот в чем: Яценюк является очевидной политической и консенсусной фигурой, именно под него делались договоренности с Западом: и с ЕС, и с США – по части различных форм взаимодействия, пакетов помощи и т.п. Вообще в нынешней версии Конституции премьер на Украине покруче президента, экономика – его. Ну, в нынешних обстоятельствах все уже перепуталось, по факту премьер и Порошенко этим политическим интерефейсом для Запада и являются на пару. Но формально премьер круче, и, коль скоро договоренности заводились под Яценюка (он, наконец, в должность вступил раньше Порошенко), то Запад сейчас в недоумении: они по факту выбирали человека, с которым работать, а его убирают и кто, интересно, окажется следующим? Да останется он на месте...
То есть, это тут одновременно две политических Украины разной природы: Рада с отставкой Кабмина и собственным роспуском и АТО, которое добралось до Луганска и Донецка. Жителям Донецка уже советуют покинуть город или не выходить на улицы, а в Луганске, в частности, сепаратисты шарахнули по базовой подстанции, полностью ее разрушив. В итоге область отрезана от единой энергосистемы Украины. Ну да, энергетики ДТЭК и Укрэнерго произвели там переключения, но в итоге всю нагрузку в области несет единственная станция – ДТЭК Луганская ТЭС. Ну и на будущее: попасть снарядом всегда быстрее, чем потом чинить. Да, к ночи на понедельник появились сообщения, что войска АТО разорвали территорию сепаратистов, "ДНР" и "ЛНР" теперь отдельно. Схема - на картинке в заголовке. Вышеупомянутые проблемы в каждой из частей, разумеется, сохранились.
В Донецке, понятно, дело будет долгим, и сейчас думать об этом не хочется (потом-то все равно придется). А еще есть Горловка, где нефтехимия, с которой уже тоже не совсем все в порядке (а еще в городе уже взорвали железнодорожные пути и произвели вполне масштабный теракт). Еще есть коксохимический завод в Авдеевке к северу от Донецка (входит в "Метинвест" Ахметова). Во вторник его обстреляли, что ли начался пожар, и, в итоге, поставки кокса ограничены. "Сейчас веерным способом будем останавливать доменные печи. Утром поймем что дальше. Это уже серьезно", - сообщал гендиректор ММК им. Ильича (тоже входит в "Метинвест") Зинченко. А что бывает с домнами после того, как их остановят, желающие могут прогуглить. Вроде бы в этот раз обошлось, но завод-то в шести километрах от Донецка, у них еще все впереди.
То есть, начинает конкретно накрываться инфраструктура региона. Вообще-то сложно ратифицировать Соглашение с ЕС, говорить с МВФ о stand-by и плане дальнейших реформ, когда экономика страны оказалась в такой истории. Разумеется, можно заводить разговоры о том, что Донецкая область - дотационный регион, и, вообще, понтуется не по рангу, но это и не слишком-то инструментально, и явно не сообщает о душевном равновесии говорящих.
Но выглядит так, что Рада ко всему этому отношения не имеет вообще и, похоже, иметь не хочет (за вычетом рассуждений о дотационности региона плюс АТО до полной победы). А ведь еще месяц назад была новелла, которая связывала срок действия нынешней Рады и Донецк. У Порошенко же был мирный план, который продвигался еще до начала перемирия (оказавшегося беспросветно односторонним). И вот, когда заходила речь о перевыборах Рады (в силу тех же естественных причин – чтобы соответствовала реальному раскладу), то один из аргументов против быстрых перевыборов состоял в том, что если замирять восток через децентрализацию, то это надо делать через изменения в Конституции, для чего, соответственно, нужна Рада – чтобы оперативно принять изменения хотя бы в первом чтении. Соответственно, распускать ее пока нельзя.
Данный момент упомянут не затем, чтобы указать на еще одну проблему, возникшую у Порошенко (у его мирного плана). Наоборот, затем, чтобы зафиксировать, что данная тема всерьез уже не рассматривается вообще: право же, какие переговоры о децентрализации с уточнением и последующим голосованием ее параметров в нынешних обстоятельствах? Никто об этом не помнит и какая Рада дождется замирения. До него далеко, а и после этого надо будет начинать не с децентрализации. Представить себе только, как заканчивается АТО и Порошенко входит в Донецк с предложениями по децентрализации. То есть, в них все может быть очень разумно, но вряд ли они будут восприняты - чисто эмоционально. Ну, может быть, если бы он передал свой проект кому-нибудь в Донецке, а они бы оттуда выставили предложения как свои – тогда, наверное, да. Но кому ж ее там было передать – это же надо, чтобы этот "кто-то" еще бы и имел влияние на боевиков. Ну, это все тот же, базовый тренд ситуации в регионе, ничего не изменилось.
Собственно, уже и не факт, что в Киеве эта идея еще вообще существует. Не вполне понятно, в каких кругах и как именно там сейчас воспринимают и трактуют Донецкую и Луганскую области вообще. Вполне возможен вариант, что – исключительно как беспросветных сепаратистов навсегда. Например, 9 июля советник министра внутренних дел Украины Геращенко сообщил, что МВД выступает за ограничение прав сепаратистов избирать и быть избранными. Он имел в виду – после того, как АТО закончится. Следующее, так сказать действие. По его словам, позиция МВД заключается в том, что необходимо принимать законодательную базу, "ограничивающую избирательные права данных граждан". Вопрос: а кого будут записывать в сепаратисты и на каких именно основаниях (вопросы доказательности, то да се, а также - широкая тема какого-нибудь пособничества).
Ок, допустим, что всех подряд записывать не станут, но тут же явно иное отношение к двум областям и их жителям, нежели то, которое предполагалось по теме децентрализации. Но ситуацию можно и отзеркалить: сами области тоже получили новый опыт отношений с Киевом. Речь не только об АТО, но о всем комплексе мнений в их адрес. Соответственно, тема увязывания областей внутри Украины стала совершенно нетривиальной и долгосрочной.
Мораль (аналитико-политологическая): не видно, что может перевести Украину в состояние какой-либо структурной устойчивости и, тем более, когда именно. Может, потенциально такая структура и возникнет, но пока об этом рассуждать нельзя. Поэтому следует принять данный факт как обстоятельства и не рассматривать пока Украину как набор таких и сяких структур (партийных, политических, региональных), в отношениях которых страна функционирует. Сейчас там процесс, который развивается так, как развивается. Причем, в состоянии процесса страна может находиться достаточно долго.
По крайней мере, такой подход избавит аналитиков от постоянных обломов в расчетах на то, что после такого-то события (смена премьера, перевыборы Рады, окончание АТО и т.п.) что-нибудь стабилизируется. Нет, не стабилизируется – какое-то, достаточно долгое время. Но это тут не приговор какой-то. В Донецке, например, в конце недели и общественный транспорт ходил, даже до Привокзальной площади (до этого боевики потребовали от городских властей перекрыть подъезд к железнодорожному вокзалу), а промышленность области, хоть и в убыток, но работает. В конце концов, если процесс - значит живут. Иначе, хуже и сложнее, но живут. А политология в таких ситуациях несколько иная.