После неудачной попытки сторонников Януковича оспорить результаты переголосования , ЦИК Украины все-таки опубликовал официальные итоги президентских выборов, а Верховная Рада назначила день инаугурации – 23 января. Впрочем главная политическая интрига еще впереди: на Украине развернулась борьба за премьерский пост, которая после проведения конституционной реформы, обещает быть не менее острой, чем борьба за президентское кресло. Корреспондент «Полит.ру» Юлия Фабрицкая побеседовала относительно развернувшейся «премьериады» на Украине с российским и украинским политологами.
Андрей Кузниченко, эксперт-политолог, Институт глобальных стратегий (Киев)
Если еще неделю назад все говорили о двух наиболее вероятных претендентах на пост премьер-министра Украины, то сейчас, после безрезультатного противостояния Юлии Тимошенко и Петра Порошенко, появились еще две фигуры: вице-спикер Верховной Рады Украины, руководитель избирательной кампании Ющенко Александр Зинченко и бывший первый вице-премьер Украины Юрий Ехануров.
Утверждение того или иного политика на должности главы правительства будет означать не просто выполнение неких «коалиционных договоренностей» или победу одной из группирововок в окружении нового лидера страны. Определившись с главой исполнительной власти, Ющенко тем самым отправит сообщение многим адресатам – украинскому обществу, политическим элитам, ведущим мировым столицам. Прежде всего фигура премьера это будет своего рода презентация проекта «Украина Ющенко». После которой станет более-менее понятно, какие именно пункты из новой политической повестки являются для Виктора Ющенко приоритетными. Речь идет о принципиальной дилемме новой власти – за счет каких ресурсов обеспечить рост страны?
Первый путь олицетворяет Юлия Тимошенко. Но выбор в пользу ее кандидатуры станет не только свидетельством повышенной «майданозависимости» Ющенко. Этот выбор ясно даст понять, что новая власть попытается осуществить прорыв в социально-экономической сфере и силовых структурах уже в течение первых полутора лет. То есть попытаться выжать максимум из «дореформенного» объема полномочий главы государства и выйти на логику «большого компромисса» только к 2006 году, когда этому будет в большей степени соответствовать система власти.
Назначение Тимошенко также будет означать, что Ющенко видит рецепт успеха в сильной и результативной экономической политике и готов не оглядываться в этом случае даже на легко предсказуемую позицию Кремля, где такой поворот событий могут расценить как демонстративный вызов.
Еще одним аргументом в пользу Юлии Владимировны может стать стремление Ющенко разделить сферы ответственности: Тимошенко занимается экономикой и "борьбой с коррупцией", Президент же берет на себя внутреннюю и внешнюю политику. Это не менее обширная сфера приложения усилий, ведь отдавая предпочтение Тимошенко, Ющенко, по сути, выбирает жесткий тон политического диалога и с Москвой и с будущей украинской оппозицией, и создает широкое конфликтное поле.
Кроме того, при ставке на Тимошенко могут несколько осложниться отношения нового главы государства с парламентом. Коммунисты, социалисты и регионалы (в общей сложности это около 150 народных депутатов) наверняка проголосуют против или не примут участия в голосовании. Между тем, скорее всего Юлия Тимошенко ведет консультации в Раде по поводу поддержки ее кандидатуры: она уже неоднократно заявляла, что необходимые 226 голосов у нее есть. Однако для Виктора Ющенко сверхцелью является символическая цифра в 300 голосов. В случае, если коллективный президентско-премьерский рейтинг доверия со стороны Верховной Рады удастся максимально приблизить к конституционному большинству, это станет большой победой нового президента. Однако рассчитывать на такой вариант с премьером Тимошенко вряд ли приходится.
В силу этих причин более вероятным представляется появление во главе правительства более умеренной фигуры – Петра Порошенко. Логика компромиссов, кстати, гораздо больше соответствует психотипу Виктора Ющенко.
Но эта логика повлечет за собой проблемы иного порядка. Политический компромисс, в свою очередь, потребует вовлечения максимального широкого круга элит и, соответственно, удовлетворения ее политических запросов в обмен на лояльность. Это напрямую входит в противоречие с одним из задекларированных кадровых принципов Виктора Ющенко о «новых лицах» во власти, а также провозглашенным им же принципом отделения бизнеса от власти.
Именно эти противоречия дают повод для разговоров о ставке на «технического директора», что в прочем несет в себе риски получить слабого в политическом отношении премьер-министра и перегруженного работой на нескольких фронтах президента.
В любом случае, назначение одной из вышеперечисленных фигур на премьера вызовет недовольство среди коалиции победителей, что может быть одной из точек конфликта в новой власти. Во-первых наряду с официальными договоренностями между «Нашей Украиной» и блоком Юлии Тимошенко существуют и тайные обязательства выдвинуть ее кандидатуру на пост премьера, однако, насколько мне известно, с одной оговоркой: если Ющенко побеждает в первом туре. Создание же более широкой коалиции перед вторым туром наложило на Виктора Андреевича еще ряд обязательств на этот раз перед социалистами, в первую очередь касающихся постов в новом правительстве. При этом Александр Мороз неоднократно намекал о готовности уйти в оппозицию в случае невыполнения Виктором Ющенко своих обязательств перед социалистами.
Уход социалистов в оппозицию будет иметь ряд неприятных последствий для новой власти. Это, прежде всего, расширение социального и политического базиса оппозиции. Во-вторых, это приведет к эрозии популярности Виктора Ющенко в центральных регионах Украины, что имеет важное значение в преддверии парламентской избирательной кампании 2006 года. В-третьих, это существенно ослабит базу парламентской поддержки нового президента и поставит под сомнение возможность мобилизации конституционного большинства в случае необходимости.
Андрей Пионтковский, политолог-международник, Центр политических технологий (Москва)
В выборе кандидатуры премьера на Украине я бы не преувеличивал персональный фактор, он очень важен, конечно, во внутреннем украинском контексте, но для российско-украинских отношений, я полагаю, это не так. Принято считать, что Юлия Тимошенко будет антироссийским премьером, но это продолжение тех же мифологизированных установок, которые наши славные политтехнологи развивали еще в период избирательной кампании. Это российская прокуратура выдвинула надуманные обвинения против Тимошенко, что явно было частью избирательной кампании. Я не говорю, что Юлия Владимировна – ангел во плоти, но те обвинения, которые выдвигают в связи с ее хозяйственной деятельностью, можно предъявить любому российскому политику, начиная с президента Путина, который, как известно, 10 лет занимался внешними экономическими сношениями в Санкт-Петербурге. Поэтому все это психологические комплексы российского политического класса - раздражение поражением - оно в целом будет распространяться на любого украинского премьера, а тем более президента Ющенко. С другой стороны, мне кажется, что Юлия Тимошенко – единственный «настоящий мужчина» в всей украинской политической верхушке, и ее назначение премьером было бы благом и для Украины, и для российско-украинских отношений.
Я думаю, что развиваться события будут так: Ющенко связан обязательствами представить кандидатуру Тимошенко на пост премьер-министра – я полагаю, что он это сделает. Другой вопрос, будет ли она утверждена Верховной Радой. У меня такое подозрение, что и сам Ющенко, и большинство его ближайшего окружения не хотели бы этого, и надеются, что они-то ее представят, а Рада – «прокатит». Но они забывают о том, что Тимошенко очень самостоятельный политик, и наверняка ведет консультации со многими депутатами в Раде. Поэтому, я считаю, что если Ющенко ее все-таки предложит, то она вполне может получить хоть и небольшую, но достаточную поддержку в 226 голосов.
Социалисты же свою роль в этом лагере уже сыграли. Для Мороза самым главным была конституционная реформа. Мы же уже знаем, что группа депутатов внесла запрос в Конституционный суд относительно легитимности этой реформы. Так что теперь, по-видимому, Мороза уже не считают как некую силу в лагере Ющенко.
Еще один вероятного кандидат - Петр Порошенко - мне кажется, именно тот самый человек, которого хотел бы назначить Ющенко. И если Тимошенко все-таки «прокатят», то вторым кандидатом будет Порошенко, и он действительно получит поддержку достаточно солидного конституционного большинства.
Что касается возможных конфликтов в рядах новой власти, то личностные конфликты всегда существуют в политике – это вопрос политических амбиций, ревности, зависти, чего угодно. Но мне кажется, что все это новое руководство во главе с Ющенко все-таки понимают свою ответственность, они понимают, какой громадный потенциал надежды в них вложило это молодое поколение Украины, которое, по существу, и привело их к власти. И я верю в успех «европейского проекта Ющенко», во-первых, потому что он будет сильно поддержан снизу теми силами, которые привели его к власти, а во-вторых, я только вчера вернулся из Европы, и там, в Европейском союзе, царит желание оказать максимальную помощь Украине. Они считают, что успех Украины будет иметь громадное значение для будущего всего постсоветского пространства, в том числе и для будущего России. Если говорить более конкретно, то после своей поездки я могу сказать, что Украина будет поставлена на параллельный трек с Турцией: «Украина и Турция вместе идут в Европейский союз». При этом европейцы ничем не рискуют, потому что понимают, что раньше, чем через 10 лет, Турция не будет готова к вступлению, но с другой стороны, это громадный политический жест, также как и по отношению к Украине.
Если сторонникам новой власти удастся «завернуть» конституционную реформу, признав ее нелегитимной, то даже к этому Европа отнесется спокойно, как к определенному конституционному спору в сфере конституционного права, который проходит в одном из соседних государств. Кстати, я не думаю, что это такой решающий вопрос. Во-первых, в нашей прессе преувеличен смысл этих политических изменений. По существу, главное изменение в том, что Ющенко не сможет назначать министров, а должен их представлять для утверждения в Раду. Ну вот мы два дня видели, как конгресс утверждал кандидатуру Кондолизы Райс в должности государственного секретаря – но никто жен не говорит, что у президента Буша очень мало конституционных полномочий.