будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина выборы медиа
Ноябрь 15, 2025
Мир
Сакоян Анна

Украинские выборы и коварный Путин

Украинские выборы и коварный Путин
vybor
Украина. Киев. Источник: Фото: partyofregions.ua

Перспективы президентских выборов в Украине, назначенных на 25 мая 2014 г., обсуждаются в СМИ уже довольно давно. Первоначально это были относительно абстрактные прогнозы с перечислением возможных сценариев, в том числе на основе опыта других революций, произошедших в последние годы. Теперь, по итогам столкновений в Одессе и, главное, последующих высказываний Путина, призывающих, сепаратистов на юго-востоке Украины отложить референдумы, появился материал для предметных рассуждений.

Прежде много говорили о том, что Россия будет пытаться всеми возможными методами дестабилизировать обстановку в Украине и по возможности сорвать выборы. После одесских событий было много разговоров о российских провокациях, в частности США и Германия угрожали России ужесточением санкций, если она продолжит свою агрессивную политику в отношении Украины. Смена тона российского президента вызвало у аналитиков противоречивые трактовки.

Экономист Пол Грегори на страницах Forbes рассуждает о том, что призывы Путина 7 мая были хорошо спланированным ходом, который, с одной стороны, позволяет России продолжать свою подспудную захватническую деятельность, а с другой стороны, снимает с нее ответственность за происходящее. «Владимир Путин, - пишет он, - должно быть, наблюдает за фиктивным референдумом в восточной Украине с удовлетворением и радостью. Он опять перехитрил Барака Обаму, Джона Керри, Ангелу Меркель и Евросоюз. Он не только избежал санкций благодаря отданному повстанцам-сепаратистам сигналу о том, что следует отложить (не отменить даже) референдум 11 мая. Путинская "мирная инициатива" 7 мая даже несколько подняла его акции и курс рубля, а его обращение к повстанцам вызвала у крупнейших информационных агентств положительные отзывы».

Здесь Грегори ссылается на репортаж Reuters, где, среди прочего, говорится, что призыв Путина отложить референдум «мог бы стать прорывом в ситуации наиболее глубокого кризиса отношений между Востоком и Западом со времен холодной войны». Также он вспоминает материал CNN, где проведение референдума 11 мая квалифицируется как свидетельство того, что сепаратисты «пренебрегли» советами Путина и поступили вопреки его рекомендациям.

Далее автор доказывает, что сам по себе референдум как избирательная процедура был полностью лишен каких-либо признаков прозрачности и проистекающих из нее гарантий честности. Среди прочего, там не было избирательной комиссии, бюллетени не были пронумерованы, голосовать можно было неограниченное число раз, в частности за тех, кто не смог прийти. «В Луганске с полумиллионным населением было всего четыре участка – вероятно для того, чтобы операторам российских телеканалов было проще снять длинные очереди; не было иностранных наблюдателей, а независимых корреспондентов отпугнули угрозой насилия».

По мнению Грегори, никакого пренебрежения призывами Путина в действиях сепаратистов не было, а была инсценировка. Автор убежден в том, что пророссийская сторона в Украине действует в строгом соответствии с указаниями российского президента. В данном случае задачей было грамотно провести референдум, отвечающий поставленным целям, и при этом так, чтобы создать видимость независимости от России. Грамотность проведения состояла в том, чтобы создать ситуацию, в которой с большой вероятностью проголосуют только те, кто готов проголосовать нужным образом; а также в том, чтобы впоследствии представить результаты как итоги общенационального волеизъявления.

 
Владимир Путин. Фото: zn.ua

Путин, в свою очередь, дал понять, что он вовсе не контролирует повстанцев, а его обращение сняло с него ответственность за проведение фальшивого референдума. Таким образом, он добился двоякого результата. «Во-первых, проведение референдума, сколь угодно фальсифицированного, еще больше убедит общественное мнение в том, что и правда существует такая группа, как "Донецкая народная республика", во главе которой стоят достойные доверия лидеры, заслуживающие место за круглым столом миротворческих переговоров. А как только эти самопровозглашенные лидеры получат такое признание, Украина будет де-факто рассечена на две части.

Во-вторых, Путин будет раздувать значимость результатов этих фальшивых выборов, что, конечно, будет свидетельством массовой поддержки независимой Донецкой народной республики. Его машина пропаганды будет непрерывно это провозглашать, пока зрители не начнут верить. И вот тогда он сделает все возможное, чтобы дискредитировать результаты  президентских выборов 25 мая в восточной Украине, утверждая, что этот его сфабрикованный референдум более репрезентативен, чем украинские выборы. Он будет заявлять, что киевское правительство и до выборов было нелегитимно, и после выборов остается таковым». Главный признак того, что эта уловка была удачной, считает Грегори, - это то, что на нее клюнула пресса.

Автор традиционно анонимной статьи в блоге при журнале Economist высказал более прямолинейную, хотя и тоже пессимистичную трактовку. Эта версия предполагает, что желание Кремля сдержать восточноукраинских сепаратистов или дистанцироваться от них было вполне искренним. «Простой взгляд на карту дает вариант возможного объяснения, почему г-н Путин, вероятно, прекратит поддерживать повстанцев, хотя бы временно. В Крыму сторонников присоединения к России было гораздо больше… Действия по присоединению Крыма в марте были профессиональными и быстрыми и, возможно, укрепили уверенность в том, что в такой же сценарий можно повторить в трех восточных областях – в районе Харькова, Луганска и Донецка, а потом и на юге, включая Одессу».

Однако если план действительно был таков, то он провалился. Сторонников у пророссийских повстанцев в этих областях существенно меньше, чем в Крыму. Опросы общественного мнения на юго-востоке Украины стабильно показывают, что большинство жителей не хотят присоединяться к России. Более того, противники пророссийского движения начали собираться в ополчения, готовить оружие и обучаться базовым техникам вооруженного противостояния. В свою очередь, пророссийские силы также проявляют экспансивность и, более того, их становится все труднее контролировать извне. Иными словами, вероятность гражданской войны растет, а эскалация конфликта до такой степени Москве невыгодна. «Раз уж г-н Путин начал сторониться повстанцев, а сами они отказываются следовать его советам, значит восточная Украина, вероятно, уже находится на грани нового и еще более кровавого, чем предыдущий, этапа», - заключают комментаторы.

 

Washington Post, в свою очередь, цитируя британского министра иностранных дел Уильяма Хейга, утверждает, что срыв выборов 25 мая станет «ужасным ударом по демократии». Это было сказано незадолго до неожиданного выступления Путина, в котором также была затронута тема выборов, причем в положительном ключе.
Несмотря на отсутствие каких-либо определенных выводов и преобладание отсылок к мнениям различных сторон, этот материал, тем не менее, относится к числу тех, которые рассматривают высказывания Путина и дальнейшие перспективы скорее оптимистически. В частности, там отмечается прохладная реакция администрации Обамы на это заявление, имеющая целью показать, что одной риторики недостаточно, и нужны конкретные действия – например, отозвать вооруженные силы от украинской границы. Также отмечается настороженное отношение киевских лидеров к тому, как энергично российская сторона продвигает идею федерализации Украины, так как цель этого для Кремля в том, чтобы сохранить свое влияние, по крайней мере, в областях, где преобладает русскоязычное население.

Однако в заключение говорится о том, что нынешний председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер, по всей видимости, рассчитывает найти с Путиным общий язык и готов сотрудничать с Москвой в разработке плана по преодолению конфликта и кризиса на Украине. Здесь можно вспомнить о том, как некоторые аналитики в свое время подчеркивали, что для урегулирования отношений между Россией и Украиной необходимо вмешательство международных организаций, которые бы поддерживали диалог между обеими странами.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).