будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия
Май 15, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Украинский фактор кавказского противостояния

Украинский фактор кавказского противостояния
98_mark_big[1].gif

С началом военных действий в Южной Осетии обострились отношения России с одним из наиболее крупных и влиятельных государств Евразии, Украиной. Участие судов Черноморского флота в операции по «принуждению Грузии к миру» стало политическим предлогом для того, чтобы пересмотреть сами основы базирования одного из российских военных флотов на территории Крымского полуострова.

10 августа 2008 года МИД Украины выступил с официальным заявлением, в котором предостерег командование Черноморского флота от участия в операциях, направленных против Грузии. Три дня спустя, 13 августа 2008 года президент Украины Виктор Ющенко утвердил Порядок согласования передвижений Черноморского флота с властными структурами его государства. Российский МИД отреагировал на действия официального Киева жестко: «Этот односторонний шаг наносит еще один удар по переговорному процессу по проблематике Черноморского флота, а в более широком плане - по всему комплексу двусторонних отношений». На государственных каналах российские журналисты стали задаваться риторическими вопросами: «Будут ли солдаты наших государств рассматривать друг друга сквозь прорезь прицела?». Снова была обыграна версия о «цепочке цветных революций», направленных против России. Нынешняя же позиция Киева была представлена, как «отработка» политических инвестиций в «оранжевую революцию». Не споря с тезисом о том, что позиция Киева не выглядит политически конструктивной (фактически речь идет о реализации в Крыму грузинского сценария последних четырех лет, когда политико-правовая база начала-середины 1990-х гг. начинает методически разрушаться), следует сделать, тем не менее, ряд важных замечаний и уточнений. Было бы серьезным упрощением рассматривать нынешнюю откровенно прогрузинскую позицию Ющенко, как прямое следствие «цветных революций». Украина еще в начале 1990-х гг. заняла свою особую позицию по конфликтам на Южном Кавказе.

В 2008 году исполнилось 15 лет с того момента, как Украина и Грузия подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Он был заключен в апреле 1993 года и стал одним из первых в Евразии документов, подписанных новыми независимыми государствами без помощи «руки Москвы» Во второй половине 1990-х гг. Грузия неоднократно обращалась к Украине с просьбами о введении в зону грузино-абхазского конфликта украинских «голубых касок». В июне 1998 года (то есть фактически сразу же после обострения конфликта в Гальском районе Абхазии, когда временно возобновились военные действия) в Ялте президент Леонид Кучма обсудил этот вопрос с Эдуардом Шеварднадзе. Тогда украинский лидер выразил готовность отправить в зону конфликта миротворцев своей «державы», однако оговорил возможность подключения Украины к операции некоторыми серьезными условиями. Впоследствии Кучма не раз озвучивал эти условия (например, в ходе своего визита в Тбилиси в декабре 2002 года). Если же говорить о Нагорном Карабахе, то на этом военно-политическом направлении Киев в предшествующий период был не столь активен, но при этом однозначно признавалась территориальная целостность Азербайджана.

«Особое мнение» Киева на кавказском направлении объясняется не «расширением НАТО на Восток» (НАТО не стояло в повестке дня Украины в 1993 году, когда подписывался Договор с Грузией). Этот фактор, может быть, только активизировал «наступление» Киева на Южный Кавказ. Сама внешнеполитическая активность Украины на Кавказе связана с другими причинами. После распада СССР украинское руководство ощущало уязвимость своих позиций. Это, прежде всего, было связано с опасениями в адрес России (этот  фактор нередко гипертрофировался, становился инструментом внешней и внутренней легитимации), а также сложностями нациестроительства.

Украина до сих пор представляет собой расколотое сообщество, чьи отдельные части нередко выступают за разные геополитические проекты для Украины, по-разному относятся к событиям в Евразии. Возьмем хотя бы последние события в Южной Осетии. Некоторые граждане Украины (из восточных областей) были готовы поработать добровольцами при восстановлении Цхинвали, а представители Галичины выступали за максимальную поддержку Грузии. В этой связи Киев пуще всего боялся сепаратизма, а потому был готов к созданию антисепаратистских интернационалов. Таковым отчасти и стал ГУУАМ (затем ГУАМ), в   котором три страны имели проблемы с территориальной целостностью, а четвертая (Украина) переживала (и еще переживает) сложный и болезненный процесс формирования политической (и даже этнической, учитывая разный исторический опыт отдельных частей Украины) идентичности. Отсюда и не всегда критическое отношение Киева к Баку или Тбилиси, готовность принести в жертву гуманитарные интересы Абхазии и Южной Осетии самой идее противостояния сепаратистской угрозе.

Добавим также, что симпатии к Грузии, обозначившиеся в начале 1990-х гг., объяснялись еще и наличием тогда же мощного пророссийского движения в Крыму. Это потом выяснилось, что Юрий Мешков был «колоссом на глиняных ногах», а в начале 1990-х гг. на полуострове наиболее мощной силой было движение с характерным названием «Россия». После победы кандидата Мешкова 30 января 1994 года на выборах главы Крыма и кандидатов от блока «Россия» на последующих выборах в высший законодательный орган Автономной Республики Крым казалось, что это политическое течение стало серьезным вызовом для Украины. Тот же Мешков активно продвигал идею прямого сотрудничества с РФ и отдельными российскими субъектами (были контакты и с Ассоциацией социально-экономического сотрудничества «Северный Кавказ»). Тогда были учреждены представительства Крыма во многих российских городах, а видный  российский экономист Евгений Сабуров был приглашен возглавить  правительство Автономии. Это затем мастер политических интриг Леонид Кучма смог нейтрализовать Мешкова. Но до этого «осетинский и абхазский призраки» витали над Крымом и толкали Украину ближе к Грузии.

Итак, официальный Киев выражал готовность направить украинские миротворческие силы в зону грузино-абхазского конфликта, однако неизменно подчеркивал при этом, что такое решение будет принято лишь при наличии соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. По Конституции Украины вооруженные силы страны могут участвовать в миротворческих операциях только под эгидой ООН. «Мы готовы в любых рамках участвовать в урегулировании абхазского конфликта, если эти рамки будут совпадать с решениями ООН и Совета Безопасности ООН», - такую формулу Леонид Кучма озвучил в декабре 2002 года и в апреле 2003 года (в ходе двухдневного визита Шеварднадзе в Киев). При этом военные реформы на Украине традиционно рассматривались, как своеобразный паттерн для Грузии. Грузинские офицеры проходили обучение на базе Академии ВС Украины, стажировку в воинских частях этой страны.

«Цветные революции» сделали Украину и Грузию еще ближе. Нельзя здесь полностью сбрасывать со счетов психологический фактор (Ющенко и Саакашвили похожи по своей политической стилистике, оба склонны к популизму, легковесным инициативам). Нельзя забывать и о поддержке обоих лидеров США и многими европейскими странами. Однако и переоценивать этот внешний фактор не следует. У оси «Тбилиси-Киев» были, прежде всего, свои внутренние предпосылки, без которых политические инвестиции Запада не принесли бы желаемого результата.

12 августа 2005 года президенты Грузии и Украины Михаил Саакашвили и Виктор Ющенко подписали декларацию «В защиту свободы и демократии в регионе» (Боржомская декларация). Михаил Саакашвили, выступая на совместной пресс-конференции после подписания документа, отметил, что это – символическое событие. Во дворце, построенном в Боржоми русским царем Николаем Вторым, некогда отдыхали члены императорской фамилии, а в 1930-е гг. Сталин, вожди Коминтерна. «Вряд ли они даже в своих кошмарных снах могли представить, что когда-либо здесь президенты независимой Грузии и Украины будут подписывать декларацию и обмениваться мнениями, как нужно защищать свободу и демократию в регионе и во всем мире. Как бы то ни было, произошло «оживление ГУАМ», в него вдохнули вторую жизнь. С этого же времени вопрос об «украинской альтернативе» в Москве стал интенсивно обсуждаться не только в Киеве, но и в европейских столицах и в США. Украину стали подталкивать к роли посредника в «замороженных конфликтах», тем паче, что сама «оранжевая власть» была к этому готова. Но по справедливому замечанию киевского эксперта Виталия Кулика, «в отличие от Приднестровского региона, на Кавказе Украина не владеет достаточными ресурсами, чтобы проводить в жизнь свои мирные инициативы. На границе с соседней Молдовой мы имеем официальные и неофициальные механизмы влиять на Тирасполь и Кишинев. Это позволяет достигать результатов. В случае с Кавказом Украина может оказаться заложником интересов третьих стран. И из противовеса влиянию РФ Украина превратится в «мальчика для битья»».

Но самое сложное для Украины состоит в том, что односторонняя поддержка Тбилиси будет иметь в этой стране внутриполитическое продолжение. Все предыдущие идеи президента Украины по отправке миротворцев в Абхазию, Южную Осетию и Нагорный Карабах были его собственным политическим творчеством, равно как и последние предложения по Черноморскому флоту. Но фокус-то заключается в том, что структура украинской власти серьезно отличается и от грузинской, и от российской. Здесь нет жесткой вертикали, которая бы позволила Ющенко взять всю ситуацию «под себя». У Виктора Андреевича есть такой противовес, как Рада и даже кабинет министров не будет послушно выполнять все его задумки. Ющенко является одним из центров силы Украины. Его рейтинг далек и от популярности Саакашвили, и от популярности российских руководителей. А потому главный вызов для него будет в реализации задуманного. Он неизбежно станет перед выбором: либо переговоры с оппонентами и корректировка своего излишне прогрузинского курса хотя бы до уровня времен Кучмы и Кравчука, либо игра ва-банк, сопровождаемая сворачиванием демократических процедур и установлением авторитарной модели по грузинскому или российскому образцу. И то, и другое для Ющенко чрезвычайно опасно. Опасно и то, что закрытие входа в Севастополь для Черноморского флота может спровоцировать Крым (даже и без слишком большой активности Кремля).

Очевидно, что любой из возможных  преемников Ющенко так или иначе будет проводить схожую политику. Но, скорее всего, в ней будет больше прагматизма (хотя рассчитывать на прагматизм такого политика, как Тимошенко сложно), больше осторожности и холодного расчета. Но нравится нам это или нет, Кавказ будет одним из регионов приложения внешнеполитических усилий Киева. Остается только проводить грамотный политический аудит и считать издержки.

Соглашаясь на пребывание Черноморского флота на территории Украины, Киев должен был отчетливо понимать, что военно-морские суда - это не прогулочные и не экскурсионные катера. Военный флот- это инструмент реализации внешней политики государства. Следовательно, украинские власти должны были рассматривать и возможное участие кораблей из Севастополя в операциях, нацеленных, в том числе, и на Грузию. Тем паче, что такой прецедент уже был. Черноморский флот использовался для вмешательства во внутригрузинскую гражданскую войну 1993 года, когда моряки и морские пехотинцы РФ приняли участие в «принуждении к миру» звиадистов. Тогда такое вмешательство спасло режим Шеварднадзе от окончательного краха. Грузию же это спасло от раскола.

Сегодня Москва решает другие задачи и реагирует на другие «вызовы». В любом случае вернуться в Севастополь флот готов. И в этой связи главный вопрос состоит в том, насколько далеко готовы пойти Киев и Москва в обеспечении/недопущении такого возвращения. Бывший командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов считает, что указ Виктора Ющенко, является нарушением Соглашений о базировании флота в Севастополе и международного Морского права: «Москве не следует исполнять эти так называемые требования, потому что ЧФ является не украинским, а российским». Однако одним из главных последствий «пятидневной войны» стало фактическое разрушение всего политико-правового комплекса в Черноморском регионе (Дагомысские, Московские соглашения фактически более не работают). Какие новые правила будут установлены? Украинские дипломаты уже говорят о том, что обратной силы указ Ющенко иметь не будет, поэтому и проблем с возвращением тоже не должно быть.

От прагматизма двух соседних государств сегодня зависит, расширится ли конфликт между Москвой и Тбилиси до пределов всего Черноморского региона или отразится лишь в ограниченной дипломатической пикировке.

См.также:

  • Сергей Маркедонов. Германский план для Кавказа
  • Сергей Маркедонов. Аушев как симптом
  • Сергей Маркедонов. Ограниченное сотрудничество
  • Борис Долгин. Военное многоточие
  • Борис Долгин. Военное продолжение
  • Зигмунт Джечоловский. Михаил Саакашвили накануне войны
Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).