будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир

«Уполномоченный — он ближе к правозащитникам, чем к чиновникам»: Интервью с Олегом Мироновым

v Олег Орестович, на прошлой неделе Госдума, как известно, не приняла поправку в Закон «Об уполномоченном по правам человека», где прописывалась обязательность введения этого института в субъектах РФ, при этом определяющей была позиция пропрезидентских фракций. Каким же образом вы собираетесь добиваться этого?

v Я думаю, что речь идет просто о непонимании важности и нужности института уполномоченного. Ведь как появилась эта формулировка в законе, которая гласит, что каждый субъект может вводить своего уполномоченного? В одном из вариантов проекта закона было записано, что федеральный уполномоченный назначает своих представителей в субъекты Федерации. Совет Федерации, конечно, резко выступил против такой нормы: главы субъектов страшно не хотели, чтобы из Москвы к ним назначали какое-то должностное лицо. И я несколько раз обращался в Госдуму в первую очередь, с тем, чтобы убрать слово «может», и предлагал депутатам обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке неконституционности этой нормы. Потому что Конституция говорит: граждане равны в своих правах, независимо от места проживания, но если в одном субъекте есть уполномоченный, а в другом нет, то граждане оказываются в разном правовом положении. У одного гражданина есть дополнительное средство защиты прав, у другого v нет. Дума пока не реагирует, но мы будем этого добиваться.

vНу Дума, по крайней мере этого созыва, наверно, не будет этим вопросом задаваться?


v Вы знаете, тут даже не в этом дело. Вот есть уже 22 уполномоченных в субъектах Федерации. Практически со всеми главами субъектов я встречался, объясняя надобность института уполномоченного. Могу привести хороший пример: в мае прошлого года я встретился с новым президентом Ингушетии Зязиковым, объяснил ему нужность и целесообразность должности уполномоченного, и вот уже в этом году Зязиков в моем присутствии подписал закон об уполномоченном по правам человека. Так что многие главы субъектов Федерации и депутаты понимают важность и целесообразность этой должности. Я им всегда говорю: ведь он же вас избавит от массы дел v так обращаются с жалобами к вам, а будут к нему. К тому же он будет давать вам объективную информацию, он будет помогать улучшать работу государственных и муниципальных структур v это мировой опыт, нужно идти вперед.

v А как вы оцените работу уполномоченных в регионах v ведь среди них много, скажем так, близких к региональным властям людей?


v По большей части очень активно работают. Вот сегодня я получил сигнальный экземпляр первого тома докладов уполномоченных в субъектах Федерации. За рубежом, кстати, очень пристальное внимание уделяют этим докладам, потому что их очень интересует информация с мест. Ну есть, конечно, уполномоченным я говорю: вам нужно дистанцироваться от власти, иначе вас не будут воспринимать и уважать, вы немножко отойдите от нее. Вот я равноудален от всех властей v и я только выиграл от этого, хотя, конечно, сотрудники аппарата страдают v квартиры не получают, материальной помощи не допросишься. Но статус уполномоченного за счет этого растет.

v А как складываются отношения с нынешней федеральной властью?


v Скажу так: попыток грубого давления на меня никогда не было, все понимают, что это просто-напросто бесполезно. Но было другое: давление через СМИ, было давление через «пятую колонну» в моем аппарате v там были засланные казачки, которые меня просто изнутри взрывали. И еще одна тенденция v умалчивания: вот словно нет уполномоченного v и все, он как бы никому и не нужен. Поэтому я в докладе за 2001 год прямо написал, что институт уполномоченного создается не для того, чтобы отчитаться v он должен быть реально действующим и работающим. А была вполне четкая тенденция: вот отчитались, и ладно v и больше ничего и не надо. Но когда ко мне относятся так, я становлюсь более агрессивным. Мои заявления становятся более жесткими и оценки более категоричными. Я всегда говорю: я готов к конструктивному сотрудничеству с властями, если власти хотят слушать. А если нет v мы будем очень жесткими и, если хотите, сверхагрессивными.

v Удовлетворены ли вы тем законом, который сейчас действует?


v Конечно, нет. Мне этот закон не нравился, еще когда он принимался, и я тогда вносил в Госдуму свой собственный проект, где были прописаны властные рычаги. Но в то время уполномоченным был Сергей Адамович Ковалев, и я не хотел свой закон вносить как альтернативный. Я тогда предложил Ковалеву взять из моего проекта все, что ему помогло бы в работе. Но он мне ответил: у нас разные концепции v я считаю, что уполномоченный должен действовать, опираясь на свой высокий авторитет в обществе. Я ему сказал, что у нас с президентом никто не считается, не то что с уполномоченным и что в российских условиях обязательно нужны властные рычаги v он с этим не согласился. Но я же тогда и представить не мог, что буду уполномоченным v если бы я мог только об этом подумать, я бы, наверно, настаивал на принятии своего проекта. Но, знаете, я принципиально не люблю сетовать на закон: это распространенная у нас психология v вместо того, чтобы работать, можно ругать плохие законы. Я считаю, что нужно использовать все возможности существующего закона, а что касается усовершенствования v будем пытаться усовершенствовать.

А усовершенствовать есть что. Нужно, например, чтобы уполномоченный мог опротестовывать некоторые решения судов (как в Польше), уполномоченный должен иметь право законодательной инициативы v ведь сейчас, чтобы внести в Госдуму какой-либо законопроект, приходится просить депутатов или правительство.

Но кроме закона есть еще одна сторона дела. Я всегда говорю чиновникам, что кроме нормы права есть еще и этические нормы. Мы же не действуем в узко-правовых рамках, уполномоченный v он ближе к правозащитникам, чем к чиновникам. Мы, конечно, госслужащие, но действуем не только формальными методами, поэтому я порой взываю и к совести, и к порядочности, и к соблюдению этических норм. Я думаю, что это очень важно.

v Вы не раз говорили, что больше всего у вас претензий к работе МВД. Почему же, на ваш взгляд, в главном правоохранительном ведомстве сложилась такая ситуация?


v Когда я начинал работать следователем милиции в городе Пятигорске, нам начальник милиции говорил: «Не забывайте, где вы работаете. Вы работаете в курортном городе, сюда люди приезжают отдыхать, поэтому будьте деликатными, вежливыми». Нас не учили бить по физиономии. А сейчас меняется тактика, сейчас выбивают показания, вина судов в том, что они эти показания принимают за доказательства; если бы они по этим делам выносили оправдательные приговоры десятками v поскольку ничего нет, кроме выбитых показаний, v то и ситуация бы, может, изменилась.

v Но силовики постоянно говорят, что это связано с недостатком финансирования...


v Да бред самый настоящий! Когда я закончил институт, получил высшее юридическое образование, у меня зарплата следователя была 85 рублей v ну в голову мне не могло придти, что маленькую зарплату можно пополнять поборами. А теперь мне генералы милицейские говорят: «Да у него же маленькая зарплата. Что ж вы хотите?..» Ну, тогда пусть он не идет на маленькую зарплату! Причина же в другом v в падении нравственности, духовности, расслоении общества v когда есть сверхбогатые и нищие.

v Скажите, изменилось ли за последние пять лет ваше мировоззрение?


v Нет, никоим образом. Я как был юристом «демократической волны» v на волне ХХ съезда, так и остался. Кстати, мне во фракции в свое время часто говорили, что Миронов v диссидент, потому что у него на все свое мнение.

v Положа руку на сердце v как вы чувствуете:
«светит» вам второй срок или нет?

v У меня немало шансов. Я думаю, больше половины. А если не изберут v у меня есть чем заниматься, я профессор, я директор Института прав человека московского государственного социального университета, я работаю в современной гуманитарной академии. Как занимался защитой прав человека, так и буду.

v А власть как-то обозначила в контактах с вами свои позиции? Кого они хотели бы видеть на этом посту?


v Ну они, конечно, не говорят, кого бы хотели видеть, но по крайней мере ко мне отношение нормальное. Хотя у меня и особых контактов-то нет: я один раз официально встречался с Ельциным, один раз v с Путиным, чаще бывают встречи с представителями администрации президента Вот, например, они беспокоились, когда проводился Всероссийский чрезвычайный съезд правозащитников, хотели узнать мою позицию. Сейчас они заинтересовались нашим молодежным движением. Поживем v увидим, антагонизма я не чувствую, особой любви тоже не вижу.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).