будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 13, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Утопия взаимного кредитования

Предложения Российской Федерации к саммиту «Группы двадцати» в Лондоне касаются практически всех сторон мировой финансовой архитектуры. Многие из этих предложений, безусловно, интересны и важны для будущего развития мирового финансового сообщества. Соответственно, все они рано или поздно будут рассмотрены и проанализированы. Однако российские рекомендации по реформированию международной валютно-финансовой системы, входящие в общие предложения России, оказались настолько оригинальными, что мы сочли своим долгом не ждать саммита, и сразу же дать к ним небольшой комментарий.
Первая валютно-финансовая рекомендация сводится к расширению перечня валют, используемых в качестве резервных, причем эти новые резервные валюты должны появиться на базе крупных региональных финансовых центров.

Не касаясь вопроса о том, что такое резервная валюта (об этом у нас была соответствующая статья), мы можем в качестве исторической справки отметить, что на протяжении всего послевоенного развития первоначальные резервные валюты (доллар США и британский фунт стерлингов) время от времени дополнялись новыми. Сначала это были французский франк и западногерманская марка, потом к ним добавился ряд других европейских валют, а также японская иена.

Естественно, включение в резервный список происходило не просто так, а после того, как соответствующая страна становилась крупным рынком капитала, на котором компании и правительства других стран могли привлекать финансовые ресурсы на любой срок, в любом объеме и по относительно низкой процентной ставке.

Или, говоря по-другому, экономики таких стран оказывались настолько развитыми, что объем внутренних сбережений уже не поглощался внутренними инвестициями, и превышение внутренних сбережений над внутренними инвестициями могло быть спокойно отправлено за границу, то есть предоставлено в виде кредитов, займов или прямых вложений экономикам других стран.

Понятно, что займы и кредиты предоставлялись в валюте данной страны, а если производились прямые вложения, то в виде оборудования и материалов, производимых предприятиями этой же страны.

Таким образом, наличие изложенных выше критериев отнесения валюты той или иной страны к резервным уже сразу показывает, какие страны могут рассчитывать на включение в этот почетный список, а какие нет. Также хорошо понятно, что Россия этим критериям не соответствует, поэтому претендовать на место в перечне резервных валют рубль не сможет.

Видимо смутно догадываясь о слабых перспективах рубля, российское руководство продублировало свои предложения к саммиту второй рекомендацией - создать наднациональную резервную валюту, которая станет «суперрезервной» для всех стран мира. Создание этой суперрезервной валюты должно происходить на базе уже существующей наднациональной валюты, которая называется «специальные права заимствования» (special drawing rights), и с конца 60-х годов эмитируется Международным валютным фондом.

Прежде чем перейти к анализу проблем функционирования СДР, отметим, что здесь от предложений России несколько несет плагиатом. Аналогичное предложение по активизации использования СДР с целью расширить ресурсы для оказания помощи развивающимся странам было сделано Дж. Соросом больше месяца тому назад (см. «Ведомости» от 10.02.09). Впрочем, дело не в авторстве - идея активизировать использование СДР для развития мировой валютно-финансовой системы вряд ли что даст, и поэтому больших дивидендов не принесет.

Поскольку механизм эмиссии и обращения СДР является достаточно сложным, мы не будет вникать во все детали устройства этой денежной единицы, и опишем только ее наиболее существенные черты.

По своему характеру СДР относятся к так называемым фидуциарным деньгам, то есть таким, эмиссия которых производится без всякого реального покрытия, в буквальном смысле из воздуха. Соответственно, подобного рода денег можно создать сколько угодно.

В этой свободной от ограничений эмиссии есть как позитивные, так и негативные стороны. Позитив - в том, что деньги можно создавать по мере роста потребности торгового оборота в средствах обращения. А негатив – что созданием можно сильно увлечься и выпустить денег больше, чем их реально требуется, а это чревато их обесценением.

При создании СДР эти факторы были учтены, и их эмиссия производилась на основании четких критериев, соблюдение которых позволило удержаться от неограниченного выпуска. Правда, самой СДР это не помогло, и та цель, ради которой эту валюту создавали, так и не была достигнута.

А цель была самая благая - дать в руки МВФ инструмент, с помощью которого он может оказывать финансовую помощь странам-членам, не оглядываясь на ограничения национальных резервных валют, вроде доллара или британского фунта. МВФ должен был получить право самостоятельной денежной эмиссии, и он его получил. Правда, большого эффекта это не дало.

Использование СДР не дало эффекта точно по тем же причинам, по которым не дало эффекта использование доллара и фунта. Когда МВФ еще только создавался, предполагалось, что его ресурсы будут сформированы за счет взносов стран-членов, и что страны-члены будут по очереди этими ресурсами пользоваться по мере появления необходимости. Это должна была быть своего рода касса заимопомощи, когда одна страна, испытывающая дефицит в твердой валюте, может взять ее в долг под небольшие проценты у остальных стран. А когда она вернет эти средства обратно, ими сможет воспользоваться другая страна, потом третья, и так далее. То есть предполагалось попеременное пользование фондом твердых валют странами, не обладающими твердыми валютами в необходимом количестве.

Так было задумано на бумаге, но в ходе реализации замысла, как это часто бывает, выяснилось, что события развиваются по совсем другому сценарию. Страны, испытывающие дефицит твердой валюты, с удовольствием ухватились за идею иметь неограниченный доступ к источнику твердых валют, и дружно вступили в Фонд. Страны-эмитенты твердой валюты с не меньшим энтузиазмом ухватились за идею иметь неограниченные рынки сбыта для своих товаров в странах со слабой валютой и тоже влились в число членов. Все было хорошо, и все были довольны друг другом. Но позже начались трудности.

Лет через 15-20 после начала функционирования Фонда выяснилось, что страны, испытывающие дефицит твердой валюты, будут испытывать этот дефицит постоянно. И они никогда не смогут погасить кредиты в твердой валюте, которые им предоставляет МВФ, а если смогут, то только за счет следующих кредитов. И в этом смысле никакого попеременного кредитования не получается.

С другой стороны, развитые страны стали проявлять недовольство тем, что их взносы, за счет которых была сформирована львиная доля ресурсов МВФ, используются неподобающим образом и что МВФ из кредитора фактически превратился в донора развивающихся стран. Причем донора хронического, так как, повторяем, надежда на возврат кредитов, полученных в твердой валюте, уже испарилась.

Недовольство развитых стран окончилось тем, что они сократили предоставление своей валюты МВФ, и для того, чтобы заместить недостающие ресурсы, Фонд стал использовать специально сконструированную валюту, эмитентом которой был он сам, – упомянутые СДР.

Однако введение в оборот СДР привело точно к таким же результатам, как и использование твердых национальных валют. Развивающиеся страны набрали кредитов, выраженных в СДР, расплатились ими за товары, купленные в развитых странах, после чего фактически отказались обслуживать эти кредиты. В результате этой нехитрой операции счета в СДР у развивающихся стран обнулились, а у развитых – наоборот, резко возросли, так как кроме СДР, полученных в ходе торговых отношений с покупателями из развивающихся стран, у них были и собственные СДР, полученные ими в процессе первоначальной эмиссии этой денежной единицы.

После этого использование СДР странами-членами МВФ практически прекратилось, так как у одной группы стран их уже не было, а у другой группы стран был избыток, и больше получать их они не хотели.

В этой связи надо отметить, что «новейшие» предложения по повторному использованию механизма СДР носят характер дурной бесконечности. Не сумев придумать ничего нового, мы хватаемся за давно забытое старое, хотя это старое уже доказало свою бесполезность. И если нашим ребятам это еще как-то простительно, то когда подобные предложения выдвигает Сорос, становиться немного не по себе. Уж он-то точно знает, что такое СДР и к каким результатам привело их функционирование в качестве наднациональных денег и суперрезервной валюты.

Впрочем, Сорос все-таки демонстрирует свое знание, предлагая использовать СДР в качестве средства безвозмездной финансовой помощи, которую развитые страны должны оказать развивающимся. И это не от филантропии, а от ясного понимания, что развивающиеся страны эти наднациональные деньги все равно никогда не вернут.

Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).