будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 9, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Уведомление для бедных

Со вчерашнего дня большая часть работающих граждан России (женщины v до 45 лет, мужчины v до 50) начали получать уведомления от пенсионного фонда о состоянии их пенсионных накопительных счетов. Это событие могло и должно было стать мощной социальной акцией, потому что ставит экономически активное население перед выбором сразу по двум вопросам. Во-первых, на основании счетов можно было бы политически определиться относительно государственной социальной политики последних лет, в частности, в вопросе пенсионной реформы (все-таки иметь ясный расчет с государством в честной ситуации дорогого стоит), а во-вторых, определиться с выбором компании, которая будет управлять собственными пенсионными отчислениями. К сожалению, социального эффекта, скорее всего, не будет, потому что ничего существенного для собственного кармана большинство граждан из уведомления не поймут, а государство, похоже, делает все, чтобы население не дай бог, всерьез не задумалось над этими проблемами. Еще один путь вовлечения граждан в дела страны упущен и, кажется, намеренно.

С момента принятия Федеральным Собранием пакета пенсионных законов прошло уже полтора года. Казалось, это должно было закрыть период длительных дискуссий о путях развития пенсионной системы России. Выбор был сделан в пользу накопительного принципа, а действовавшая до тех пор распределительная должна будет прекратить свое существование после того, как все граждане России будут накопительной охвачены. Но, как показали эти полтора года, решение о переходе к новой системе всех проблем не решило. Более того, до сих пор обсуждаются те же самые проблемы, что и до принятия пенсионного пакета.

Основной новацией пенсионной системы является то, что вместо одной пенсии, положенной после достижения пенсионного возраста, их создали сразу три. Первая, базисная, положена каждому гражданину РФ, имеющему хотя бы пять лет трудового стажа. Это единственное условие ее получения, поэтому она небольшая и равна первой ставке единой тарифной сетки, которая на сейчас составляет 450 рублей в месяц, а с 1 октября будет все 600 рублей. Вторая, трудовая пенсия, определяется более сложным способом, строится она на основе заработков работника и выплачивается только после достижения пенсионного возраста. Ну а третья часть, называемая накопительной, от трудовых усилий будущего пенсионера напрямую не зависит. Она будет базироваться на доходе от инвестированной будущим получателем суммы. Предполагается, что в будущем все пенсии будут выплачиваться именно из таких доходов, а базисную часть возьмет на себя бюджет. Поскольку она и так уже выплачивается из федерального бюджета, то после исчезновения трудовой части пенсионный фонд, пока оперирующий этими средствами, автоматически превратиться в инвестиционную компанию, которая будет заниматься размещением накопительных взносов в приносящие доход активы и выплачивать эти доходы в виде пенсий. Но пока это v только схема.

В обозримой реальности источником доходов пенсионного фонда будет по-прежнему единый социальный налог (ЕСН), который сейчас строится по ступенчатой регрессивной шкале. Кроме пенсий, из этого налога выплачиваются еще социальные пособия и медицинские страховки. Пенсионная часть составляет 28% при общей ставке ЕСН в 35,6%.

Сейчас, хотя пенсии и выплачиваются вовремя, они по-прежнему составляют не более 25% от прожиточного минимума. При этом все понимают, что платежная дисциплина является следствием общего роста государственных доходов, а доходы эти тесно связаны с благоприятной нефтяной конъюнктурой. Действия правительства постоянно диктуются страхом: упади, мол, сегодня нефтяные цены, завтра же с выплатами пенсий начнутся перебои. Поэтому основной темой непрекращающейся дискуссии является способ сделать пенсионные выплаты, во-первых, больше, а во-вторых, в гораздо меньшей степени зависимыми от общего финансового положения государства.

И вот здесь начинается самое интересное. Почти все государственные служащие, ответственные за пенсионную реформу, заявляют, что низкие пенсии и высокие налоги есть следствие тяжелой экономический и демографической ситуации, в которой уже много лет находится, и еще немало лет будет находиться Российская Федерация. Доля пожилого населения растет, доля трудоспособного v падает, поэтому на одного работающего налогоплательщика приходится все большее и большее количество налогополучателей, то есть пенсионеров. Поэтому и правительству, и пенсионному фонду изо всех сил приходиться балансировать между рисками невыплаты пенсий и торможения экономического роста (или его ухода «в тень» в случае повышения налоговых ставок).

Отсюда и такое формальное, молчаливое проведение реформы v все понимают, что реальные пенсии в период работы нынешних чиновников v это дело конкретно госбюджета, а не пенсионных схем. Накопительная же часть живо интересует пока только управляющие компании, которые начали борьбу за то, что формально является деньгами граждан, а по сути v другой формой существования бюджетных средств. Отсюда же, из страхов, происходит и оправдание бездействия в основных реформах, например в налоговой.

Но страхи эти иррациональны, потому что ведут не к политике по преодолению трудностей, а консервации неудовлетворительного положения дел. Тот же страх плохой демографии, ухудшающегося соотношения работающих и пенсионеров, деятельных политиков должен был бы привести к следующим соображениям.

Если посмотреть на количество налогоплательщиков, то есть экономически активного населения, то можно заметить, что не все это население действительно активно. Большая часть его, напротив, пассивна, то есть является в той или иной мере безработной. Некоторые из них v формально безработны, следовательно, не только не платят никаких налогов, но и являются получателями соответствующего пособия из государственного бюджета. Некоторые безработны в том смысле, что получают какую-то небольшую зарплату за неполный рабочий день или за неэффективную работу на загнивающих производствах. Часть v безработны с точки зрения пенсионной системы, потому что получают зарплату в конвертах. Но из этой ситуации должен следовать не парализующий страх, а мысль о том, что реальные ресурсы у пенсионной системы есть, и пенсионная реформа должна была бы включать их вовлечение.

Не существует также никакой прямой связи между размерами пенсий и падением числа работающих v по мере снижения численности работающего населения, растет производительность труда, компенсируя тем самым этот процесс. Конечно, в интервале двух-трех лет этот феномен мало заметен, особенно в стране с депрессивной экономикой, но на протяжении 10v20 лет, в рамках которых идет прогнозирование демографической ситуации, он все-таки проявляется. А раз так, то не стоит слишком бояться старения населения. Более того, это хороший признак, так как свидетельствует о росте качества жизни.

То есть в реальности доля активного населения по отношению к пенсионерам может быть увеличена с помощью увеличения производительности труда и за счет легализации зарплат. Пока этого не сделано, и счета, и уведомления v это так, общение правительства с инвестиционными компаниями и негосударственными пенсионными фондами, а не с населением.

Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).