В Думу поступил, наконец, весь пакет кремлевских законопроектов, направленных на реформу отношений центра с регионами. В профильные комитеты направлены все три инициативы Путина: законопроект об институте федерального вмешательства, позволяющем президенту увольнять губернаторов и распускать региональные парламенты, аналогичный законопроект об институте вмешательства губернаторов в органы власти на местах и проект закона о новом механизме формирования Совета Федерации.
Впрочем, содержание этих законопроектов по-прежнему не известно, как минимум, весьма туманно. Копия последнего законопроекта о формировании верхней палаты вроде бы поступила вчера вечером в Совет Федерации вкупе с сопроводительной запиской. В ней сообщалось о таком принципе избрания сенаторов: кандидатуры обоих сенаторов утверждает местный парламент, но сенатора от исполнительной власти парламенту предлагает губернатор, а от законодательной - председатель парламента. То есть речи о прямых выборах не идет. По информации "Времени новостей", это - единственный компромисс, на который губернаторам удалось подвигнуть президента.
Что касается законопроекта об институте федерального вмешательства, то вокруг него последние дни шла напряженная борьба, и в Кремль поступали различные редакции, а Главное правовое управление до последнего момента выбирало степень жесткости документа. По нашей информации, Кремль сначала склонялся к самому жесткому варианту - автоматическое отстранение губернаторов предполагалось после второго предупреждения президента; последний вариант, по вчерашнему заявлению Котенкова, весьма либерален и предусматривает необходимость даже двух судебных решений - одного после первого предупреждения (о несоответствии местного закона федеральному), и следующего после второго, если оплошность не была исправлена. Парламенты тоже получают надежную степень защиты - для роспуска конкретного парламента необходимо "разрешение" Думы.
Содержание аналогичного законопроекта о правах губернаторов в отношении местных руководителей неизвестно вовсе. Да и быть совершенно уверенным в вышеизложенном содержании двух первых законопроектов тоже трудно, поскольку законопроекты дописывались в жуткой спешке, на содержание оказывали влияние все заинтересованные лица: от губернаторов до депутатов и, например, Путина. Кремль мог внести принципиальные изменения в самый последний момент.