25 мая исландский вулкан Гримсвотн, спровоцировавший отмену сотен авиарейсов в Европе, перестал извергаться. Однако исландские вулканологи подчеркивают, что говорить об окончательном прекращении извержения пока рано. Профессор кафедры петрологии геологического факультета МГУ, вулканолог Павел Плечов в интервью «Полит.ру» рассказал, в чем специфика вулкана Гримсвотн и какими могут быть последствия его извержения.
В чем специфика извержения именно этого вулкана?
Вулкан Гримсвотн находится под самым большим ледником Исландии, который называется Ватнайекюдль. Обычно его извержение сопровождается наводнениями, поскольку вулкан протаивает ледник и эта вода стекает в реки и затопляет прибрежную часть Исландии. Таких извержений было несколько, последнее, достаточно крупное, было зафиксировано в 2004 году. Этот вулкан извергает базальтовую лаву, что отличает его от прошлогодних извержений вулкана Эйяфьятлайокудль. Кроме этих наводнений, он, как правило, ничем не опасен.
Как в дальнейшем будут развиваться события вокруг вулкана Гримсвотн?
Это извержение будет постепенно затухать. У извержения было очень резкое начало, за первые 48 часов был зафиксирован достаточно большой выброс материала в атмосферу, в первый день колонна пепла поднималась на 20 км. Однако этот пепел тяжелее, чем пепел от Эйяфьятлайокудля, он быстрее оседает, но часть материала все-таки попала в стратосферу и его переносит на юго-запад, в Англию, и на северо-запад, в Скандинавию и на территорию России. Но концентрация пепла в атмосфере гораздо ниже, чем при прошлогодних катаклизмах. Полеты на большей части Европы не прекращались и, видимо, прекращаться не будут.
Вулканологи знали заранее об этом извержении?
Конечно. Это извержение было спрогнозировано.
Может ли активность этого вулкана спровоцировать новые извержения?
Несмотря на то, что само извержение, скорее всего, перешло в спокойную стадию, сейсмичность этого района вызывает некоторые опасения. Там есть две зоны сейсмичности - одна связана с очень крупной трещиной, которая идет от Ватнайекюдля на запад. Это достаточно крупный разлом, с которым связаны все крупнейшие извержения Исландии. Пример извержения этой разломной зоны, трещина Лаки, объем лавы оценивается в 12-14 кубических километров. Если будет повтор таких извержений, которые бывают примерно раз в двести лет, то тогда последствия будут значительно более серьезными.
Кроме того, одновременно с повышением сейсмичности под Ватнайекюдлем повысилась сейсмичность под вулканом Катла. В прошлом году, когда извергался Эйяфьятлайокудль, все боялись, что он послужит толчком для извержения Катлы. Этот большой вулкан находится под ледником, и состав магмы у него самый «неприятный». Для него характерны взрывные извержения. Стоит отметить, что Катла давно не извергалась и вулканологи этого извержения ожидают. Такая вероятность действительно есть.
Кто и как проводит мониторинг местонахождения пепла? К чьим рекомендациям должны прислушиваться авиакомпании, когда они принимают решение об отмене полетов?
Данные о местонахождении пепла получают с помощью космоснимков, которые делают специальные космические службы. За последний год у служб, поставляющих метеоинформацию авиадиспетчерам, добавилась обязанность предоставлять информацию о распространении пепловых облаков. В Европе две таких службы — одна находится в Англии, в Лондоне, и отвечает за север Европы. Вторая — во Франции, и отвечает за юг Европы, Италию и даже часть Африки. Они получают данные от служб, связанных с космосом, а затем публикуют карты (в данный момент они появляются примерно каждые час или два), которые показывают положение дел на текущий момент, а также содержат прогноз на ближайшие 6, 12 и 18 часов, с учетом метеорологических условий (скоростей ветра, скоростей разноса).
Также эти службы должны предоставлять данные о плотности пеплового облака. За последний год было принято соглашение о том, какая концентрация пепла является опасной или не опасной для полетов. Проблема в том, что разные страны приняли разные лимиты. В настоящее время неопасной признана концентрация в 2 миллиграмма на кубический метр. Однако в мае в прошлого года некоторыми странами было принято решение повысить этот уровень до 4 миллиграмм — было доказано, что это не опасно. Однако некоторые страны на этот лимит не перешли.
Некоторые авиакомпании и вовсе считают допустимым уровень больше 4 миллиграмм на кубический метр, однако полноценных исследований по этому поводу проведено не было. Поэтому большинство стран предоставляют решение о полетах в пределах от 2 до 4 миллиграмм на кубический метр на усмотрение авиакомпании.
См. также лекцию Павла Плечова «Испепеляющая красота: вулканы и вулканологи».