Главы МИД Армении и Азербайджана не смогли достичь на переговорах в Москве во вторник конкретных результатов по нагорно-карабхскому урегулированию. Как заявил начальник международного отдела Национального собрания Армении Вооружан Нерсесян, «мы не пришли к конкретным результатам, но подготовлена прочная основа для продолжения переговоров в рамках предстоящего визита группы ОБСЕ в Баку, Ереван и Степанакерт».
Переговоры прошли в обстановке секретности, их подробности не разглашались. Впрочем, как отмечает эксперт ИАЦ МГУ Александр Караваев, встречи глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве Минской группы ОБСЕ всегда оставались покрыты завесой таинственности, как собственно и редкие встречи двух президентов на других площадках. «Это объяснимо, – говорит Караваев. – Переговоры стали настолько тусклы и бесперспективны, что стали напоминать дурную бесконечность ближневосточного процесса. В результате они обросли всевозможными утечками и невероятными слухами, которые собственно и интерпретируются местными СМИ как некий процесс».
Директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов говорит, что если в течение более чем 10 лет ни Минская группа (США, Франция, Россия), ни Россия и США по отдельности не смогли оказать влияния на обе стороны карабахского конфликта, то трудно ожидать от очередного раунда переговоров серьезного продвижения и тем более окончательного решения.
Между тем в среду в сочинскую резиденцию президента РФ Владимира Путина «Бочаров ручей» выехал президент Армении Роберт Кочарян. В числе прочего речь, естественно, пойдет и о карабахском конфликте. Интригу ситуации придает недавнее (но не единственное) заявление Путина о том, что подход к решению проблемы Косово должен быть универсальными для аналогичных случаев. То есть в том числе и для Нагороного Карабаха. На эти слова уже отозвались в Азербайджане: «Азербайджан сохраняет приверженность переговорному процессу по карабахскому урегулированию в рамках Пражского процесса. Территориальная целостность Азербайджана не является предметом обсуждений», – заявил на заседании правительства президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, заявил о своей независимости от Азербайджана в 1991 году. Самопровозглашенную республику не признало ни одно государство, включая Армению, которая, тем не менее, оказывает ей военную и финансовую помощь и фактически контролирует этот регион. Вооруженный конфликт Азербайджана и Армении вокруг Нагорного Карабаха унес жизни 30 тысяч человек и закончился прекращением огня в 1994 года. Однако заключить долгосрочный мирный договор тогда не удалось. До сих пор статус Карабаха является одним из ключевых вопросов в деле урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
В скорое урегулирование карабахской проблемы не верят ни политики, ни эксперты, опрошенные «Полит.ру». На данный момент урегулирование нагорно-карабахского конфликта зашло в тупик, считает доктор исторических наук председатель Совета Средиземноморско-Черноморских проблем Института Европы РАН Алла Язькова. Она отмечает, что при урегулировании карабахского конфликта, как впрочем и других ему подобных, стороны по большей части апеллируют к устоявшимся возможностям и формам, хотя есть пути для достижения самоопределения, которое будет включать самые широкие права, например – ассоциированные территории. Однако эксперт выразила сомнение, что Армению устроит такой исход, при котором признают территориальную целостность Азербайджана.
По мнению Александра Караваева, неопределенность с разрешением конфликта до некоторой степени устраивает обе стороны. «Подвешенное состояние переговорного процесса является элементом политической стабильности как Армении, так и Азербайджана. В данном случае не стоит путать пропагандистские высказывания для внутреннего пользования, с тем как реально сочетается неопределенность в карабахских переговорах с внутренней устойчивостью власти», – подчеркнул он.
По его мнению, система баланса несколько подвисает в процессе выборов в одной или другой стране и тогда карабахская проблема становится ключевой темой, и каждая политическая сила в Азербайджане и Армении должна отвечать на вопрос как они решат этот кризис. Ближайшая пауза, возможно, будет связана с парламентскими выборами в Армении в мае этого года. Но пауза обычно длится недолго: посредники возвращают стороны в прежние рамки, не позволяя им реально выйти из процесса.
«Отдельный вопрос насколько актуальна тема карабахского урегулирования для участников Минской группы, – говорит Караваев. – Посредники всячески демонстрируют свой интерес, но, по сути, считают этот конфликт периферийным. У Кремля сейчас другие проблемы, тоже связанные с будущими выборами. Но важно уже то, что Россия для обеих сторон приемлемый и не раздражающий посредник, в отличие от грузинских конфликтов. Для США при всем проявленном интересе к Азербайджану, решение карабахского вопроса далеко от очевидности. Опять же самые острые американские проблемы расположены южнее Кавказа».
Подытоживая интересы участников конфликта и посредников, Караваев констатировал: первое – процесс не будет прерван, войны не будет; второе – конфликт не является приоритетом для глобальных сил; третье – конфликт будет продолжаться.
Вагиф Гусейнов, однако, убежден, что разрешение конфликта крайне необходимо не только непосредственным участникам конфликта, но и всему Южного Кавказа. Он обратил внимание, что сложившаяся международная обстановка в регионе, в частности ситуация вокруг Ирана, не способствует созданию здорового климата для экономического и демократического развития стран Кавказа. Замороженный конфликт не позволяет полноценно решать полномасштабные социально-экономические задачи и неслучайно жизненный уровень и в Армении, и в Азербайджане находится на очень низком уровне. Одним из самых страшных последствий конфликта Гусейнов считает отток массы мигрантов из региона, которые работают не только в России, но и в других странах. При этом, как правило, уезжают самые лучшие силы, в том числе молодые высокопрофессиональные кадры. Гусейнов также подчеркнул, что напряженность в отношениях вынуждает его участников тратить миллионы долларов на военные нужды и отвлекать необходимую в экономической сфере молодежь на службу в армии. В итоге нефтедоллары, которые получает Азербайджан за экспорт энергоносителей, идут не на развитие экономики и инфраструктуры страны, а на военные нужды.
Комментируя участие России в урегулировании конфликта, Гусейнов отметил, что РФ владеет огромным влиянием на Кавказе, которое, к сожалению, пока очень слабо использует. В результате на сегодняшний день активно демонстрируют свои возможности другие силы, в частности США и ЕС. Запад, в свою очередь, больше заинтересован в консервации проблемы, чтобы потом активно приступить к ее решению, но уже со своей формулой. В этом случае, считает Гусейнов, позиции Армении будут значительно предпочтительней, и здесь дело не только во влиянии мощной армянской общины в Европе и Америке, но и в конфессиональных нюансах конфликта, а именно в борьбе христианской Армении с мусульманским Азербайджаном.