будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Мир
Левкин Андрей

Velvet Гавел

Velvet Гавел
gavel2
Фото: European Parliament. Flickr.com

Революция в Чехии не была первой в Восточном блоке. Уже и Стены нет, и даже в Болгарии что-то началось, а у них тихо. Зато их версия оказалась самой элегантной - собственно, как иначе, если - для тех, кто ее вел - "бархат" происходил от The Velvet Underground'а.

Немного личного. Я вот не помню, видел я Гавела или нет. В 90-е я работал по всякой европейской международке, сейчас тоже туда-сюда езжу, пару раз точно мог видеть. Но вот не помню. Собственно, чего ж его специально разглядывать, когда и так ясно, что он существует. Какой человек - такие манеры.

Валенса, тот да... Чуть где что, так сразу ясно: вот, идет Вале-е-енса! Однако, это и не региональные особенности, потому что Квасьневского я помню, что видел. Но только потому, что на какой-то секции в Бухаресте оказался с ним на соседних стульях. Собственно, это именно о том, что и как было в Чехии в 1989-ом. Будто ничего вообще не производилось, прошли один раз туда, собрались пару раз там, ну и все. Никто ничего не делал, а Гавел уже президент, так сложилось. А он никакой и не политик вообще, а игра случая.

Ну, в целом, правда. Подростком он в молодежных секциях КПЧ не состоял, К.Готвальда не изучал, а ходил на остров Кампу (это возле Малой страны, одним концом выходит на Карлов мост) к поэту Владимиру Голану. А Голан к тому времени вовсе не социалистический оптимист:
"Лишь самоубийца считает, что может уйти через дверь
Просто нарисованную на стене".

Для понимания размеров страны и отношений внутри нее. Скажем, с Милошем Форманом Гавел учился в одной школе, в Подебрадах. Но Гавел на 4 года младше, так что познакомились они позже, уже в пражской киноакадемии, причем уже Гавел знакомил Формана с местными. Потому что сам он из вполне буржуазной богемы с организационным складом ума: его дед построил комплекс "Люцерна" на Вацлавяке с самым большим кинотеатром Праги, а дядя - киностудию "Баррандов". Так что вполне буржуазная богема, а коммунисты в ЧССР были серьезные, так что из-за своего происхождения Гавел никак не мог получить гуманитарное образование. Училище он заканчивал по специальности "химик-лаборант", а параллельно - вечернюю гимназию. В киноакадемии тоже только заочно получилось.

Как некоторый общественный персонаж он возник в 1965-ом (как критик писал с 55-го). Был литературный журнал "Тварж" ("Лицо"), в Праге тогда еще было несколько изданий, которые как-то избегали партийного  контроля. Какое-то время им это удавалось. Закончилось, как и положено: в декабре 65-го его закрыли. Но они еще долго сопротивлялись — тогда-то Гавела общественность и зафиксировала. Ну, в общем, это уже начиналась "Пражская весна".

Она оформилась в 67-ом, как уж водится - на съезде писателей, 27 июня. Людвиг Вацулик - ставший главным спикером от нормальных литераторов — сообщил даже концепт. А именно — "Первый закон власти состоит в том, что она воспроизводит себя во все более точных копиях, навсегда добиваясь гомогенности за счет устранения всего чуждого себе". Тут, разумеется, вечный вопрос: не слишком ли умные слова для описания деятельности идиотов? Ну, это такая постоянная философско-художественная проблема: какими словами и в каких структурах описывать деятельность идиотов? Проблема нетривиальная, но в данном случае - о том, что слова Вацулика считаются кратким описанием концепции Гавела, которая появится одиннадцатью годами позже и которую он назовет "постоталитаризмом".

А тогда Вацулик выступил, вслед за ним и другие добавили свое на тему различных аспектов культурной политики власти. Гавел в том числе. Затем их там всех повыгоняли из партии (кто в ней был), остальным пытались закрыть выход в печать. Но это же 1967-ой, все закрутилось, а потом и закончилось танками. Но еще  до танков учредился "Кружок независимых писателей", председателем которого стал Гавел. После танков он не эмигрировал, а в стране началась "нормализация" Гусака.

Тут принципиально интересная тема: как противостоять или хотя бы противопоставлять себя системе - когда сама система, в соответствии с Первым законом Вацулика, стремится к гомогенности и повсеместному созданию своих подобий? Что ли, идти тем же путем, но в другой среде? Как-то это не очень — получится уменьшенное слабое подобие. К тому же это ведь 60-70-е, на свете уже всякие хиппи и несколько иное понимание свободы. Оно и распространилось в ЧСССР, ровно в этой альтернативной среде. Ну и музыка, как иначе.

В Чехии, конечно, основное - театр и литература (у них же главным делом по части обретения национального самосознания была постройка Народного театра в складчину; да и сам Гавел драматург, как-никак). Но вот еще и музыка. С музыкой там тоже было неплохо, настолько хорошо, что с ней боролись. Но только к 70-ым власти кое-как победили джаз, как появился рок. В 1973-ем запретили и его, рокеры обходились квартирниками и выездами  на природу. Были две главные группы. Первая - DG 307. Они выглядели так (конечно, клипы, которые тут выставлены, соответствуют времени, о котором идет речь в каждом из случаев):

Вторая, Plastic People Of The Universe

Ее лидером был Иван Йироус, диссидент. В 75-ом он тоже писал статьи о культуре, независимой "от официальных каналов коммуникации и официально принятой системы ценностей". Это они так постепенно подбирались к "Хартии-77". В 1976-ом Йироуса и других судили, а Гавел сумел пробраться на заседание, после чего написал статью, которая называлась (а как еще можно назвать отчет о судебном слушании, которое прошло в Праге?) "Процесс". Йироусу — не в последний раз — дали несколько месяцев, а отчуждение от власти в обществе лишний раз усилилось.

"Хартию" опубликовали в начале января 1977 года, но только ее сторонники никогда не составляли даже организованной группы, а от политической программы и вовсе принципиально отказались. Давили, то есть стилистикой, семантикой и своим отношением к жизни.

Гавел, понятно, к "Хартии" имел прямое отношение. Через двадцать лет получилось любопытно: никакую революцию они себе целью не ставили, альтернативного правительства не составляли, но в ноябре 89-года к ним фактически обратились, поручив, что ли, проследить за переходом к демократии. А так  что же, ну какие они политики.

Годом позже, в октябре 1978 года Гавел пишет чуть ли не основополагающий документ, "Власть безвластных". Там о том, что "каждый по-своему является и сторонником, и жертвой системы". О том, что когда система находится повсюду и нигде, и когда нет возможности выйти за ее рамки, чтобы оказать сопротивление делом, то единственная возможность - крайне опасная - в том, чтобы противостоять ей изнутри, используя лазейки, которые остаются между ее элементами, используя методы не политические в традиционном смысле слова, а "экзистенциальные" или "предполитические": "Занять  некоторый островок правды и ни в коем случае не давать себя прогнать оттуда".

Это не о стоянии на площадях, а о создании своего пространства. Собственно, это вариант на ту же тему - что делать с этой самой гомогенностью власти. Что до власти, то в ее отношении Гавел примерно тогда же ввел в обиход определение "абсурдистан". В сущности, милое скрещение Кафки и "восточной" тематики. Из бытовых деталей - время от времени его арестовывали, а что до источников дохода, то тут было благополучнее - его издавали за границей (драматург как-никак), гонораров хватало.

Ну и привычные такие репрессии, самиздат и т.п. В Чехии его размах был несопоставим с советским, там это была чуть ли не целая индустрия, а учитывая, насколько там развито переплетное дело, то все было основательно. Вообще же, там действительно сложилась альтернативная система жизни. К ним приезжали с Запада, типа Айрис Мэрдок или Гарольда Пинтера. А Дерриду даже арестовали в Рузине за "производство и перевозку наркотиков" - ему в багаж подложили четыре неких пакета с "коричневым порошком". Ночь продержали в камере, наутро отправили обратно, подставить хотели философа Хейданека, к которому Деррида и направлялся.

Что до Plastic People, то они продолжали играть. В 1983 Гавел даже выступил литературным консультантом альбома "Бойня" - там девять песен про убой скота с понятными аллюзиями. Он, что ли, производил отбор текстов и выстраивал их в драматургической последовательности. Тогдашний клип:

Ну и вот, 1989-ый. В Восточной Европе все меняется, 9 ноября разрушена стена в Берлине, а в Праге тихо. Но 17 ноября - 60 годовщина 39 года, когда казнили девятерых студентов. Народ собрался и от Вышеграда пошел на Вацлавскую площадь (а Гавел по дороге завернул выпить кофе в мастерскую Виктора Пивоварова на Яромировой). До Вацлавской тогда не дошли, начались драки с полицией, пострадавшие были, но не убили никого.

Тут забастовали театры. Они прекратили играть, зато открыли свои помещения для "публичного обсуждения ситуации". 19 ноября в Драматическом клубе создали нечто зонтичное под названием "Гражданский форум". сделав Гавела его председателем. 21-го Гавел уже обращается к митингу на Вацлавской с балкона издательства "Мелантрих" —  интеллектуально-литературное место, но современных местных аналогий приводить не буду — ну, когда ж аналогии работали.

24-го он снова на Вацлавской, уже — вместе с Дубчеком. То есть - обе (старая и новая) оппозиции уже вместе. И этого достаточно, чтобы в тот же вечер первый секретарь КПК Милош Яцек ушел в отставку и поставил вместо себя бессмысленного Урбанека. 29-го ноября объявлено об отмене "ведущей роли коммунистической партии", 10 декабря новый премьер (еще коммунист) объявляет о создании правительства национального согласия. Ключевые посты там получают люди из "Хартии-77". Вот такая сценка: министром иностранных дел становится журналист-диссидент Иржи Диенстбиер — так его вызвали на заседание из котельной, где он работал. Туда, получив назначение, он и вернулся, доработав, пока ему не нашли замену. Затем Гусак привел правительство к присяге и ушел в отставку. Тут и началось "Havel na hrad!", в смысле - в Град, в замок, то есть - в президенты. 29-го его избрали на Федеральной ассамблее и, собственно, вот уже и победа. Все так легко и просто, будто и в самом деле само собой.

Потом все развивалось своим чередом. Диссиденты постепенно ушли из власти, Гавел остался. У него, разумеется, все было по-прежнему, то есть без пафоса и каких-нибудь перекрытий движения, когда он едет по городу. Наоборот, с посещением привычных кафе (охранник за соседним столиком). Или история с балконом в Граде — вот, говорят, тут можно было увидеть Гавела, который вышел покурить (ну, много курил). Потом, вроде, ему сказали, что это непротокольно и вообще, лишняя головная боль охране. Разумеется, всеобщее чешское счастье не наступило, потому что какое же счастье, когда начались серые будни. Но, в общем, на несколько другом уровне. Собственно, там же ни у кого в планах не было распространить отдельное и негомогенное пространство из "Власти безвластных" на всю страну. Нормальные же люди.

Впрочем, некоторый дискомфорт имелся. Гавел признавался, что испытывает чувство абсурдности происходящего: "Так мог бы чувствовать себя Сизиф, если бы его булыжник в один прекрасный день остановился на вершине холма и не стал бы сказываться обратно. Я ощутил себя Сизифом, в чьей жизни пропал былой смысл, а новый так и не появился". Ну и вот: более двадцати лет заниматься всем этим и сделать то, что сделано — ну какой же это политик, да?

Plastic People Of The Universe продолжали играть. Мало того, они делают это и по сей день. Этот клип с диска Bez ohňů je underground, 1993-го года, а сыгран вообще года три-четыре назад.

В 2003-ем Гавел перестал быть президентом - закончился его второй срок в Граде, последний по Конституции. Разумеется, тема какого-нибудь хитренького продления полномочий возникнуть не могла. Потом его не так, чтобы забыли, но сейчас, конечно, все вспомнили всё. Конечно, всё это оставалось в людях, несмотря на эту самую "вторую нормализацию". Но переименовывать что-нибудь в его честь вряд ли станут – площадь-то и так Вацлавская, удачно сложилось.

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).