будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ватикан католицизм религия Папа Римский
Июль 18, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Вера Христова - ни больше, ни меньше!

Вера Христова - ни больше, ни меньше!
papa-01
Папа Римский Франциск. Источник: Фото: repubblica.it

Интервью Папы Римского Франциска  представляет собой ни больше ни меньше, как его профетический манифест. Известно, что Папа, несмотря на свою иезуитскую выучку, склонен к мистико-профетическому взгляду на церковь и ее задачу. Прочитать то, что он говорит о нынешнем состоянии церкви в смысле технической оценки, очень завлекательно, но не совсем верно. Поэтому выводы о том, что Папа предрекает конец Католической церкви и требует немедленных радикальных реформ, строго говоря, не соответствуют действительности.

Посмотрим, что говорит папа Франциск. В самом начале интервью, касающегося личности, Папа говорит, что единственное определение, которое соответствует его самоощущению, есть понятие «грешник» (peccatore). Говоря о страданиях современного человека, он считает, что церковь должна обеспечить людям защищенность и заботу (curare le ferrite e di riscaldare il cuore dei fedeli), чувство близости (la vicinanza, la prossimità). Современная цивилизация оставила при своем формировании поле боя (campo dopo una battaglia), полное раненых, которых нужно срочно лечить. Это видение не столько катастрофическое, сколько апокалиптическое. По мысли Папы, мир живет в эпоху если не катастрофическую, то трагическую. И в этих условиях нужно переосмысливать многие понятия и традиции. Ответы понтифика при этом построены так, что возникает иллюзия произнесения чего-то революционного. На деле же идеи папы Франциска сложны и нелинейны, но самое главное – они задрапированы драматической и патетической риторикой.

 
Фото: Grzegorz Galazka/galazka.deon.pl

Так, например, Папа считает место женщины в Церкви непропорциональным и несоответствующим современной общественной картине. Папа предлагает сделать это место, эту роль, более видимой. Бог, считает Франциск I, «живет» в каждом, Он – в жизни каждого человека, даже заядлого грешника (Dio è nella vita di ogni persona). Именно поэтому надежда на спасение (которую в православии принято называть «упованием спасения») – не фантом и не обман (la speranza cristiana non è un fantasma e non inganna), ибо она включает Бога как субъект.

Другой сложный вопрос касается гомосексуалистов, которые пишут Папе, жалуясь на свое маргинальное состояние. Ответ Папы очень тонок: он говорит, что надо проповедовать Евангелие всем и надеяться, что каждый примет его как норму и закон. Если гомосексуалист примет Евангелие, он преобразится. Папа имеет в виду: перестанет грешить, т.е. перестанет быть нарушителем Закона Божия. И, продолжает понтифик, если его воля чиста, я буду последним, кто его осудит. Когда гомосексуалист задает мне вопрос, одобряю ли я гомосексуализм, я отвечаю ему: «Посмотри на себя и ответь самодобряет ли Бог тебя таким или осуждает».

Папа считает, что нельзя формулировать абсолютные суждения, надо, чтобы человек сам пришел к Богу и спросил себя, соответствует ли он плану Бога. Папа считает также, что нельзя говорить за Бога, Церковь может только говорить в юридических категориях. Аборты, однополые браки, контрацепция – невозможны (non è possibile), но как чадо церкви сам Папа должен выражать это мнение как слова любви.

Народ Божий Папа именует святым и говорит, что все христиане «святы средней святостью», эта святость каждодневная и связана с терпением (он приводит греческий термин hypomoné). Революционного тут ничего нет – Папа повторяет мысль апостола Павла о христианах как о «царственном священстве», а также отсылает к своему любимому писателю Ж. Галегу.

 
Фото: Grzegorz Galazka/galazka.deon.pl

Церковь, считает Папа, нуждается не столько в реформе, сколько в переосмыслении. Церковные пастыри, говорит понтифик, не должны быть ригористами или потаковниками. Ригорист требует абсолютной праведности и готов наказывать грешника, а потаковник-либерал вовсе не видит греха. Церковь же должна быть инстанцией, принимающей и «согревающей» сердце человека. Если христианин станет ханжой и ригористом, он ничего из христианства не найдет (se il cristiano è restaurazionista, legalista, … allora non trova niente).

Папа действительно говорит о катастрофе, но видит ее в дисбалансе, нужно найти новое равновесие (nuovo equilibrio), не то «моральное здание церкви» (l’edificio morale della Chiesa) может рухнуть как карточный домик, потерять свежесть и аромат Евангелия. Понтифик считает, что прежде всего – Евангелие, а уже потом выводы, на нем основанные. Говоря о реформах, Папа высоко оценил вклад Второго Ватиканского собора, который вызывал неоднозначные оценки его предшественника Бенедикта XVI. Для Франциска этот собор применил евангельские заповеди к сегодняшней жизни.

Как видно, попытки приписать Папе ультралиберальные и реформистские взгляды показывают, скорее, что такие взгляды характерны для католического европейского мировоззрения, но приписывать их Папе неверно. Свое мировоззрение Франциск I строит на евангельской заповеди любви и завете смирения, который христиане получили от Христа. Главный мессидж - весть о спасении, о том, что мы все и каждый в отдельности – спасены. Это провозглашение спасения (l’annuncio della salvezza) – самое надежное основание, нет ничего более важного. И только потом следует вероучение (catechesi).

Предыдущие Папы не были монахами. Папа Франциск принадлежит к иезуитскому ордену. Это не совсем иночество, но уж точно не мирянство. Папа, считающий себя иноком, говорит: «Иноки – это пророки… Пророчество вызывает шум, непонимание, иногда даже осуждение… Но наше пророчество возвещает дух Евангелия». Соборность (sinodalità), считает он, должна быть «на каждом уровне». Таким образом, Папа уходит и от соблазна власти и от соблазна либерального реформаторства. Но его концепция требует серьезного пересмотра христианами всей жизни в духе Евангелия. 

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).