Вчера Верховный суд России частично удовлетворил иск Московской фондовой биржи к Центральному банку: отменено положение инструкции ЦБ, по которому экспортеры через уполномоченный банк могут продавать свою валютную выручку только на валютных биржах либо непосредственно Центробанку. ВС признал, что такое ограничение по обязательной продаже валютной выручки противоречит ряду законов, в том числе Гражданскому Кодексу, законам "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"(поскольку при нынешнем положении вещей ММВБ и региональные валютные биржи являются монополистами на рынке). Решение ВС означает, что уполномоченные банки смогут продавать экспортную валютную выручку своих клиентов непосредственно на межбанковском рынке - как это было до сентября 1998 года, когда был введен в действие нынешний порядок продажи экспортной валютной выручки.
Решение ВС - несомненное поражение Банка России. Во-первых, отменена монополия ММВБ, чьим главным акционером является ЦБ. Сейчас комиссия ММВБ на ЕТС составляет 0,06% от суммы каждой сделки - понятно, что отмена монополии биржи лишает ЦБ существенной прибыли. Во-вторых, Банку России теперь будет гораздо сложнее контролировать валютный рынок и в частности курс рубля. Во всяком случае, регулировать его только путем скупки и продажи валюты он уже не сможет - придется использовать и другие инструменты. Олег Вьюгин, главный экономист "Тройки-Диалог", говорит, что ЦБ теперь будет вынужден более активно работать на межбанке и, возможно, ему снова придется выставлять твердые котировки (как это было до кризиса 1998 года), пишут "Ведомости".
Сторонники валютной либерализации считают, что решение Верховного суда - первый шаг на пути к полной отмене обязательной продажи валютной выручки экспортеров. О возможности обращения с соответствующим иском в Конституционный суд говорят, например, в РСПП. А вообще борьба за либерализацию валютного законодательства идет уже давно. Виктору Геращенко удавалось жестко противостоять атакам сторонников валютной либерализации в течение трех лет. Но похоже, что Сергею Игнатьеву, который, еще будучи кандидатом на пост председателя ЦБ, заявлял, что выступает за поэтапную и постепенную (в течение нескольких лет) либерализацию, это удается гораздо хуже. Впрочем, нужно признать, что и старому руководству ЦБ становилось все труднее отстоять положение, введенное в 1998 году исключительно в связи с экстремальной ситуацией на финансовых рынках.
Между тем, пишет "Время новостей", в проекте поправок к закону о ЦБ имеется пункт, прямо запрещающий ЦБ устанавливать ограничения "на проведение операций с клиентами кредитных организаций, не предусмотренных федеральными законами, а также обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральным законом". Представители Центробанка, естественно, протестуют: по их мнению, инструкции ЦБ заменяют несовершенные федеральные законы. Но если поправку удастся провести через Думу, это окажется для сторонников валютной либерализации победой - еще более важной, чем вчерашнее решение Верховного суда.