будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Мир
Левкин Андрей

Вертикаль без вертикали

Вертикаль без вертикали
pods
фото из архива Полит.ру

На Украине начинается новый политический сезон — потому что украинские политологи уже проводят Круглые столы про это. Говорят, он будет "решающим", так что следует выяснить предлагаемые перспективы. Впрочем, у них он решающий не в смысле "решающий что?", а просто "решающий".

Пока политологи еще не в форме. Первый Круглый стол получился довольно банальным. В.Карасев заявил, что после отпуска депутаты вернутся в "новую политическую реальность". Он имел в виду, что процесс над Тимошенко будет "определяющим в формировании новой политической реальности". Он считает, что влияние суда будет сказываться на переговоры с Россией, на ситуацию вокруг подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, на переговоры с МВФ. И все это будет происходить в условиях проведения реформ внутри страны. То есть, аналитика в высказывании отсутствует, это просто перечисление некоторых точек, которые могли забыться за лето.
В.Бала согласен с тем, что политсезон будет решающим, потому что "это лакмусовая бумага, которая даст понять окружающему миру и гражданам какой Украина будет после выборов 2012 года". Ну, это уже просто поэзия.
С. Гайдай отошел немного в сторону, сказав, что падение рейтинга доверия власти в Украине не является новым процессом: "Но ситуация уникальна тем, что если каждый раз, когда власть теряла рейтинг избирателей, существовала альтернатива... то сейчас такой фигуры нет". Тут какой-то смысл у высказывания есть, поскольку ситуация с альтернативой, в общем,  понятна, но ее же надо официально ввести в политтехнологический оборот.

Что у них не упомянуто? Ну вот газовые соглашения — то есть, переговоры с Россией упомянуты, но как-то слишком общо. Еще — уже тактически - не была названа вполне реальная точка этой "решающести" сезона: в декабре будет саммит Украина-ЕС. К этому делу та же оппозиция может подогнать сразу все свои претензии, тем более, что именно на этом мероприятии предполагалось официальное заявление лидеров Украины и ЕС о том, что переговоры по соглашению об ассоциации завершены. Ну, тут же не размазать — саммит и есть саммит, что-то на нем будет решено или нет. А "Коммерсант-Украина" сегодня, 31 августа уже сообщил, что "по информации газеты, обсуждается вероятность того, что Европарламент рекомендует Еврокомиссии отложить эту церемонию". Собственно, эта самая "решаемость" прежде всего относится именно к евроинтеграции. Поэтому уточнять надо с газа.

Украина - Россия

В понедельник премьер Н.Азаров сообщил "Корреспонденту",  что украинская сторона провела консультации относительно перспектив разрыва газового соглашения с Россией. По словам Азарова, он "уже передал своему коллеге Путину во время переговоров по газу: "Вы загоняете нас в угол, из которого у нас всего один выход - разрыв контракта"". Что касается разрыва контракта, то консультации были относительно перспектив в судебной тяжбе с Россией. То есть, в любом случае речь шла не об одностороннем разрыве, но разрыве на основании судебного решения.

Там был почти приключенческий момент. Азаров сообщил, что проблемы переговоров и успех возможной тяжбы имеют в своей основе одну и ту же причину: переговоры с Россией "крайне усложняются непрозрачностью рынка: Киеву сложно доказать Москве, что цена на газ для Украины завышена по сравнению с другими европейскими потребителями".

То есть, вот же какая феерия: "На любое утверждение о якобы более низкой цене на газ, например, для Словакии и Германии, документально подтвержденное этими странами, Москва парирует документами собственного производства, из которых следует, что эти государства покупают газ по более высоким ценам". Умом не осознать. Ну, в общем почему бы и не в арбитраж и туда же — на очную ставку - обе стороны со своими документами? Для тех, кому тема арбитража интересна — есть украинский анализ ситуации. Из него, в общем, следует, что шансы есть. Даже без этой очной ставки. Но Азаров все-таки доводить дело до Стокгольма не хотел. Закончил он словами о том, что Россия уже понимает безвыходность положения Украины и необходимость идти на уступки со своей стороны.

Но тут он ошибался. На следующее же утро, во вторник ему ответили. Нет, не премьер РФ, а его пресс-секретарь Д.Песков. Основной смысл заявления Пескова состоял в дважды повторенной фразе о том, что "Российская сторона исходит из того, что у нас имеются действующие договоренности, которые реализуются как Москвой, так и Киевом". К этому он добавил лишь, что "Официальный Киев не информировал Москву о намерениях начать судебное разбирательство с Россией для расторжения действующих газовых контрактов".

Ну, по факту, даже несмотря на отсутствие этой официальной информации, Песков заявление Азарова все-таки прокомментировал. Вроде бы, ответа как такового нет, но это не совсем так. После этих слов Пескова утверждение азарова о том, что "Россия уже понимает безвыходность положения Украины и необходимость идти на уступки со своей стороны" растворилось, как не существовавшее.

Азаров же ответил и на этот ответ, уже сняв и тему обращения в арбитраж. Теперь он говорил, что Украина настроена на нормальный переговорный процесс по изменению газовых контрактов с Россией. А что касается будущих действий его правительства в газовой отрасли, то они будут состоять в сокращении объемов закупок российского газа втрое. Потому что российский газ является очень дорогим энергоресурсом. Что все это может значить? Ну, наверное, что он сказал, то и значит. Так что тема Украина — Россия подвисла.

Америка - Украина

У вышеупомянутых политологов с Круглого стола был пункт о влиянии дела Тимошенко на ситуацию вокруг подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, на переговоры с МВФ и т.п. То есть, это уже тема Украина-Запад. Перед тем, как заняться Европой, имеющей больше отношения к теме, немного и об Америке. Она тут обеспечит теоретическую базу.

Там по ней стали высказываться бывшие послы (США в Украине). С.Пайфер сообщил в интервью украинской службе "Голоса Америки", что внутренняя политика президента Украины "в сторону свертывания демократии снижает возможности Киева для маневра в отношениях с Москвой". Конечно, причина, по которой бывшие послы США оценивают положение дел в Украине, проста - их об этом спрашивают. Однако, послами они были давно (Пфайфер так вообще 1998-2000), полностью ситуацию не знают, отчего получаются рассуждения на общие темы. Пфайфер сообщил, что В.Янукович создал конфликт "между его внешнеполитическими устремлениями и тем, что он делает во внутренней политике". Впрочем,  добавил: "Я верю, что президент хочет иметь сбалансированные отношения и с Россией, и с Европейским Союзом". Про США при этом не упомянул вообще.

Далее были сообщены опасения, связанные с делом Тимошенко: "Возникает вопрос, возможно ли сблизить Украину с Европой, если Украина отдаляется от европейских демократических принципов". После этого последовали традиционные поучения на тему, что такое демократический путь, а вот затем было сказано уже что-то конкретное: "То, что они делают сейчас, практически исключает возможность получения Януковичем приглашения в Вашингтон, поскольку сегодня вокруг Украины очень много негатива. Так же на ситуацию в Украине смотрят и в Европе".

И вот тут Пфайфер озвучил главное историческое противоречие момента: "Если Европа из-за сворачивания демократии в Украине решит, что Украина не готова, и Украина не получит договора об ассоциации с ЕС и свободной торговле, и не сможет пойти на сближение с Европой, это сыграет на руку России, которая получит возможность оказывать давление на Украину. Украина потеряет свободу для маневра, который она бы имела в случае укрепления отношений с Европой".

Одного посла на эту тему было мало, одновременно высказался и следующий бывший посол, У.Тэйлор (тот работал по 2009 год). Он давал интервью радио "Свобода". Тэйлор был послом позже, поэтому он конкретнее: "Трудно понять, почему выдвигаются уголовные обвинения против политических решений предыдущей администрации. Одно дело – судить кого-то за уголовные поступки, потому что никто не выше закона, но судить кого-то за политическое решение – так просто не делают в демократии, которая придерживается закона. Это очень плохой прецедент для будущих правительств. Следующее правительство может взяться судить нынешнее".

Конечно, Тэйлор ближе к реальности. И в этом качестве он озвучил уже главное тактическое противоречие момента: ведь проблема украинской власти с Тимошенко состоит именно в том, что иногда политические  решения сопряжены и с уголовными проступками. Но это надо наглядно доказать.

Тэйлор, надо думать, о данной коллизии знает, но его понять можно - в  конце прошлой недели Wikileaks опубликовали его депешу в Госдеп США, написанную 20 января 2009 года. Тогда он сообщал в Госдеп, что Тимошенко должна раскрыть все детали газовых соглашений с Россией, чтобы предотвратить атаки со стороны политических оппонентов. Отсюда следует, что ситуация с непрозрачным заключением соглашения смущала и его. Мало того, тогда же он добавил, что "хотя после подписания соглашения и звучал термин "европейская цена", но ни одна из сторон не пояснила, какая "европейская цена" будет использоваться, как базовая для перерасчета". Возможно, поняв, что эти заявления могут трактоваться как свидетельство против Тимошенко (чем они, в общем, и  являются), Тэйлор решил перевести дело в разряд политических ошибок.

Европа - Украина

Раз уж Америка обеспечивала теорию отношений Запад — Украина, то в случае Европы лучше пойти от частного к общему. Во вторник состоялась встреча лидеров "Комитета сопротивления диктатуре" с евросоюзовскими дипломатам. Предполагаю, это не самая комфортная ситуация для дипломатов. Вообще, они ж не лучшие "контактеры" с политическими силами страны пребывания. Оппозиция на таких встречах всегда будет что-то требовать, а требования они удовлетворить не могут, они лишь чиновники. Они вообще в известной степени даже заложники своих контактов в стране пребывания.

Ну и то, о чем говорил Пфайфер. Допустим, Евросоюз вдруг полностью принимает сторону украинской оппозиции, что делать дальше? Приостановить все совместные проекты? Но это будет означать изоляцию Украины и, в дальнейшем, возможность ее сближения с Россией – причем, вынужденного. А вынудит ее к этому именно Европа.

Прошедшая встреча эту проблему подчеркнула. Потому что приглашенные - А.Турчинов, Н.Катеринчук, А.Гриценко, Б.Тарасюк  и Г.Немыря — сразу же заявили о неизменности курса Украины на евроинтеграцию. То есть, лишили европейцев даже такого маневра. Впрочем, могли бы, в принципе, заявить что-либо в духе "никаких контактов ЕС с нынешней властью, через год к власти придут новые силы и отношения можно будет разморозить". До этого дело не дошло.

Но требования были и они касались дела Тимошенко. Речь шла о подписания соглашения о политической ассоциации и зоне свободной торговли. В изложении А.Яценюка: "Мы считаем, что перед процедурой ратификации должны быть поставлены четкие требования касательно остановки политических преследований и проведения реальной независимой судебной реформы".

Но здесь опять то же тактическое противоречие момента: власть не заявляет, что проводит политические преследования. Напротив, утверждает, что имеется реальное судебное дело. По факту получается, что это требование оппозиции состоит лишь в необходимости доказать, что обвинения являются реальными. Но именно этим сейчас занимается не власть, а суд. Не имел же Яценюк в виду, что Тимошенко можно судить только после проведения "реальной независимой судебной реформы"?

Тем не менее, Яценюк выразился достаточно корректно. Потому что там был еще Г.Немыря, который заявил, что проведение честных и прозрачных парламентских выборов невозможно "в случае, если в таких выборах не будет принимать участие лидер наибольшей оппозиционной партии "Батьківщина" Юлия Тимошенко". Но вот это уже чисто поликанство, поскольку предполагает прямое вмешательство в судебную систему.

А самым веселым оказался Б.Тарасюк: "И нас - оппозицию, и послов ЕС волнует вопрос: какой может быть реакция ЕС в случае самого неблагоприятного развития событий в Украине". Ну тут уже чисто картинка: послы сидят на мероприятии и публично боятся на тему, как же поступит их начальство. В чем и признавались представителям оппозиции. В общем, учитывая имеющуюся европейскую проблему украинского выбора, к такому факту можно даже отнестись с сочувствием. К слову, никаких цитат – и даже фамилий – самих послов СМИ не привели.

Три точки

Проблем - три. Даже не проблем, а точек, которые еще сыграют.

1. У власти Украины получилась вертикаль без вертикали. Со стороны — тем более, учитывая отсутствие альтернативы — выглядит так, что все построено сверху донизу. Общая конструкции власти выглядит ровно как вертикаль. Но она ею не является, откуда возникают постоянные эксцессы мелких исполнителей. Ну вот некую Галину Швыдкую судят (ну, если верить УП) за то, что 24 августа "она в знак протеста против политических репрессий и развития диктатуры в стране отрезала фамилию "гаранта" от ленты на венке "Тарасу Шевченко от Виктора Януковича"". Понятно, что данное судебное преследование вряд ли уж деяние самой вертикали власти. Это какой-то местный энтузиаст. Но вертикали никакой нет, так что с этим (и любым другим) энтузиастом такого рода власть ничего поделать не может, ну а все их креативы будут восприниматься ровно как ее. Ну а общая масса такого локального идиотизма увеличивается ежедневно.

2. Что, собственно делать оппозиции, когда там нет реальной альтернативной фигуры, да и вообще - стремления к реальному объединению? Не так даже, что делать, но - в каком формате могут происходить дальнейшие ("решающие") события. Безусловно, власть достигла точки кадрового насыщения: больше туда уже просто физически никого не включить. Соответственно, обойденные будут искать свои пути к успеху, то есть - дело перейдет на вполне естественные и общечеловеческие основания. Но к событиям "решающего сезона" им не поспеть. Пока свои желания они будут реализовывать ситуационно и, как следствие, разновекторно.

3. Что поделать, геополитика. Иногда она и в самом деле имеет отношение. Вот, комплект Европа-Украина-Россия. И это не треугольник, поскольку Россия с Европой по украинскому поводу отношений не выясняют. Проблемы Европы изложены выше, а Россия пока , как на автоответчике, производит заявления о благах белорусского пути, полноценного Таможенного союза и необходимости выполнять договора, оснований для пересмотра которых нет.

UPD. По странному (а, может, и не странному) стечению обстоятельств, основная тема, то есть Евросоюз — Украина сегодня и разрешилась. То ли временно, то ли всерьез. В Европарламенте были слушания по Украине и докладчик по экономической части Соглашения об ассоциации - Зоне свободной торговли П.Залевский сообщил, что скорейшее заключение Соглашения "сделает невозможным использование закона в Украине в политических целях".

Выглядит, будто основной момент тут именно этот. Но Залевский призвал Европарламент и Еврокомиссию "как можно скорее завершить переговоры по заключению соглашения с Украиной" и высказался за то, чтобы переговоры по зоне свободной торговли — как часть Соглашения об ассоциации - были завершены уже в сентябре.

Залевский - докладчик по экономической части Соглашения, но политику он учел: "Мы знаем, что бывший премьер Юлия Тимошенко была арестована, многие важные политики были заключены в тюрьму, и, я думаю, справедливо сказать, что закон в Украине используется в политических целях". Но вывод: "Если мы посмотрим на украинскую ситуацию как на болезнь, недостаток демократии, я думаю, что лучшее лекарство для этого – заключить это Соглашение об ассоциации как можно скорее, потому что это соглашение заставит украинскую часть адаптировать европейские стандарты и законы, и будет невозможно их не выполнять".

Мало того, одним из основных аргументов Залевского был "российский фактор". По его мнению, Россия не только критикует Украину, которая ведет переговоры с ЕС, но и "идёт намного дальше". "Они хотят отговорить Украину от переговоров с нами, и уже прозвучали очень четкие угрозы в адрес украинской стороны. Россия угрожает поднять цену на газ или создать другие трудности".
Но и тут поможет заключение Соглашения: "Если мы заключим это соглашение, Украина будет более богатой страной, стабильной, безопасной. Это также в наших интересах. Поэтому мы должны сделать всё, что мы можем, чтобы снять любого вида давление, которое может разубедить Украину вести с нами переговоры. Я прошу о возможности завершить эти переговоры (по зоне свободной торговли) в сентябре", - сказал Залевский, обращаясь уже к представителю Еврокомиссии.

Похоже, что Европа очень не хотела использовать "российский фактор" в своих отношениях с Украиной. Но Россия практически вынудила их это сделать. Существенно, что доклад был сделан не в пустоту. Не так, что Залевский отчитал и ушел. Представитель Еврокомиссии тут же проинформировал, что до заключения Соглашения об ассоциации "остается проделать еще достаточно много работы". Однако, речь шла именно о технических деталях, а не о политических мотивах: тарифы на ввоз автомобилей, экспортные пошлины, доступ на транспортный рынок ЕС для украинских перевозчиков. Вывод: "Мы надеемся, что на сентябрьском раунде переговоров мы найдем ряд ответов на нерешенные вопросы. Наше обязательство - завершить переговоры до саммита Украина-ЕС в декабре".

И ведь возможно, что именно сейчас Евросоюз принял окончательное решение по Украине. Ну, дискуссий там еще будет много, но пересматривать решение они не станут - все-таки они же брюссельские бюрократы.

Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).