Единственный осужденный по делу о взрыве американского авиалайнера над шотландским городком Локерби в 1988 году, вышел на свободу. Ливиец Абдельбасет Али Меграхи в сопровождении полицейского эскорта был вывезен из шотландской тюрьмы Гринок, где отбывал пожизненный срок, и доставлен в аэропорт Глазго. Откуда он на личном самолете ливийского лидера Муаммара Каддафи отправился в Триполи. В аэропорту ливийской столицы Меграхи встречала многотысячная ликующая толпа: с трапа самолета усталого террориста едва ли не несли на руках.
Террористы взорвали Boeing 747 компании Pan American, выполнявший рейс из Лондона в Нью-Йорк, 21 декабря 1988 года. Обломки самолета упали на кварталы Локерби. Погибли все 259 человек, находившиеся на борту, а также 11 жителей городка. Среди погибших было 189 граждан США. Абдельбасет Али Меграхи, который, по некоторым данным, является бывшим сотрудником ливийских спецслужб, в 2001 году был признан виновным в организации этого теракта и приговорен специальным шотландским судом в Голландии к пожизненному заключению.
После взрыва самолета над Локерби ливийский лидер Муамар Каддафи в течение долгих лет отрицал причастность Ливии к произошедшему. Из-за этого против Ливии действовали санкции ООН, США и ЕС. Они были сняты лишь после 2003 года, когда Каддафи согласился с обвинениями мирового сообщества, согласился выплатить $2,7 млрд компенсации за теракт, отказался от разработок ядерного оружия и пообещал сотрудничать с другими странами в борьбе с терроризмом.
Власти Шотландии объяснили, что решили освободить Меграхи из гуманных соображений: 57-летний Меграхи болен раком предстательной железы в терминальной стадии. Ему осталось жить несколько месяцев.
«Господин Меграхи не выказал сострадания по поводу своих жертвам. Им ведь никогда не вернуться в лоно своих семей, чтобы они могли вместе жить до конца своих дней. С его стороны по отношению к ним не было никакого милосердия. Но это не является поводом для того, чтобы отказать в милосердии ему в последние дни его жизни и его семье», – заявил министр юстиции Шотландии Кенни Макаскилл. Он подчеркнул, что Меграхи имеет право «вернуться в Ливию и умирать».
Лига арабских государств выразила удовлетворение освобождением Меграхи: в арабском мире его считают политзаключенным, обвинения против которого были сфабрикованы, чтобы оказать давление на ливийский режим.
Против освобождения террориста решительно выступали США: Президент Барак Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон назвали освобождение Меграхи ошибкой. Гнев по поводу решения шотландских властей выразили некоторые родственники погибших при взрыве.
Наблюдатели же говорят, что решение об освобождении Миграхи было принято не столько из гуманных соображений, сколько исходя из экономических интересов Великобритании в богатой нефтью и газом Ливии, что перевесило политическую лоялность Лондона Вашингтону. В частности, разработкой ливийских месторождений занимается британская BP PLC.