Увы, силовые линии нынешнего мира проложены в одном направлении, так что всякая мелочь встраивается в удручающий список осложнения отношений с мусульманским миром. Вот и эти злосчастные карикатуры про пророка.
В какой-то мере я смог не то, чтобы встать на сторону мусульман, но понять их. Увы, они же понять противоположную сторону, кажется, не хотят или не в состоянии. В этом, конечно, сказывается разница культур, исторического пути, пройденного странами и народами.
Вся история западного либерального общества привела к определенному пониманию свободы и суверенности каждой отдельной личности и права ее свободного высказывания. И соответствующего понимания со стороны критикуемых и высмеиваемых. Образовался определенный слой радикальных людей, для которых не только в обиходе, но и в прессе подобное манипулирование идеями и их презентантами вполне привычно. Собственно, их суть и гражданское служение состоит в том, чтобы, так сказать, общество не зажирело в своих якобы положительных идеях и практиках.
Ясное дело, и в привычных местах якобы утвержденной свободы всевозможных проявлений бывают осложнения. Один мой знакомый, британский поэт, издававший эротический листок, где фигурировали совокупляющиеся лидеры страны и члены королевской семьи, вынужден был все-таки переехать в Амстердам. Не то, что его могли посадить, но с изданием листка были трудности.
Как представляется, для пользы самого же общества должна быть открытая возможность открытой критики разного рода идеологий, утопий и религиозных воззрений.
Для мусульман опубликованные карикатуры показались оскорбительными. Но в тоже время сами они не особенно-то озабочены тем, что поведение отдельных их представителей тоже оскорбительно (скажем, высказывания того же иранского президента, уж оставляя в стороне феномен прямого терроризма). И вообще адепты различных идей, вер и религий весьма и весьма ранимы, не беря себе в ум, что ранимыми могут быть не только одни они. То есть, не обладают эксклюзивным правом на тонкость переживаний и обиды. Атеисты, понятно, не могут быть никоим образом оскорблены, так как им являют самоочевидные истины, не подлежащие сомнению, проверке и критике.
Ну, да ладно.
Готовый оскорбляться может оскорбиться чем угодно. Но ведь можно обидеться и таким образом: "Глупенькие, ничего не понимают!"
Ан нет. Только так: "Суки, убью!"
Хотя, конечно, общество вправе ожидать некоторой степени вменяемости и понимания конкретной ситуации и от самых радикальных и отвязанных критиканов. Вернее, взаимной вменяемости всех сторон.
Вот мы и ждем.