2 мая в Вестминстерском магистратском суде прошло заседание по делу об экстрадиции основателя сайта разоблачений WikiLeaks Джулиана Ассанжа в США. Ассанж предсказуемо заявил, что не признает вину в разглашении государственной тайны и выступает против экстрадиции. Возымеют ли силу его утверждения, станет известно не раньше июня.
Заседание в четверг носило, скорее, технический характер: судья Майкл Сноуперенес слушания на 30 мая. Но поскольку срок предоставления документов на экстрадицию Ассанжа продлен американской стороне до 12 июня, по всей видимости, расширенные слушания пройдут не ранее этой даты.
Основателя WikiLeaks на техническое слушание не привозили — он общался с судьей по видеосвязи, из тюрьмы, куда его отправили предыдущим решением суда.
Напомним, Ассанж получил 50 недель тюремного заключения по делу о нарушении условий освобождения под залог — именно оно стало формальным основанием для разрешения британским правоохранителям проникнуть на территорию посольства Эквадора в Лондоне, где австралиец скрывался с 2012 года.
За решение выдать Ассанжа властям Великобритании — а в перспективе и США, в случае одобрения запроса на экстрадицию — в президента Эквадора Ленина Морено не бросил камень только ленивый. Высказался и его предшественник Рафаэль Корреа, назвав Морено самым большим предателем в истории Эквадора и Латинской Америки: «Морено — продажный человек, но то, что он сделал — преступление, которое человечество никогда не забудет».
Активно выражают протест против преследования создателя WikiLeaks и рядовые граждане. 2 мая в Берлине проходит митинг в поддержку Ассанжа. Около сотни участников акции возле Бранденбургских ворот напротив здания посольства США держат плакаты с надписями «Журналистика — это не преступление».
Именно этот аргумент использовал в разговоре с судьей сам Ассанж: он отказывается признать себя виновным, поскольку действовал в рамках своих профессиональных журналистских обязанностей.
Примечательно, что самая первая поправка к Конституции США утверждает свободу слова и прессы, а также наделяет народ правом просить правительство о прекращении злоупотреблений.
Вспомнят ли об этой поправке американские законотворцы, добившись экстрадиции Ассанжа, скоро станет ясно.