Положение дел в Европейском союзеоказывается не таким блестящим, как могло бы показаться еще совсем недавно.Руководство Евросоюза было вынуждено принять срочные меры по блокированиюфинансового кризиса в наиболее бедных странах Союза, пока их проблемы нерасползлись по всему континенту, и не обрушили всю европейскую экономику.Теперь любая из стран Евросоюза, попавшая в тяжелую экономическую ситуацию,может рассчитывать на экстренную финансовую помощь, размер которой определен в720 млрд. евро. Механизм поддержки включает в себя стабилизационный фонд,состоящий из гарантий государств ЕС на 440 млрд. евро, вклада МВФ в 220 млрд.евро и 60 млрд. евро, которые Еврокомиссия соберет в виде кредитов. Такимобразом, под рукой у финансовых руководителей Союза теперь будут находиться достаточныесредства, чтобы залить любой финансовый пожар.
Тем не менее, несмотря наслаженную и четкую работу высших руководителей Евросоюза, стоит отметить, чтороль пожарных им совсем не к лицу. Получается, они совсем не представляли, какможет развиваться ситуация в экономике объединенной Европы, а теперь, когда случилосьсамое плохое, изо всех сил стараются ликвидировать последствия разрушений, хотяони могли принять превентивные меры гораздо раньше и не доводить ситуацию докритической. На то, собственно, они и являются высшими руководителями. Однакомеры приняты не были, и произошло то, что произошло.
Формально, детонатором,взорвавшим европейскую ситуацию, о чем нам ужеприходилось писать, стала Греция. Но, как стало ясно позже, одной Грециейпроблемы Евросоюза не ограничиваются. Наочереди стоят экономики Испании, Португалии и даже Италии; кроме того, кризисуже успел разразиться в новых членах Евросоюза, таких, как Латвия и Венгрия.Понятно, что если бы речь шла только о плохой ситуации в отдельно взятойстране, пусть даже входящей в крупный экономический или валютно-финансовый блок,то большого ущерба от нее для всего блока не случилось бы. Например, та жеГреция, с населением в 10 млн. человек, вряд ли может сильно навредить всемуЕвросоюзу с населением около 500 млн. чел. Но если ухудшение произойдет сразу внескольких странах, то блок может рухнуть. А творцы Евросоюза не для тогодесятилетиями тратили массу сил и энергии, чтобы спокойно наблюдать, как рушитсяих творение. Поэтому 720 млрд. евро экстренной финансовой помощи – это плата заспасение экономики Союза от развала. Другой вопрос, хватит ли этих средств.
Так уж получилось, чтоЕвросоюз, с географической точки зренияявляющийся вполне компактным и органическим образованием, с экономической точкизрения совершенно неоднороден. Оснований неоднородности, как минимум, два. Первое- наличие группы т.н. «новых членов», состоящих из стран Восточной Европы иБалтии, раньше входивших в состав Совета Экономической Взаимопомощи илиСоветского Союза. Вторая неоднородность - наличие в Евросоюзе «южного пояса», вкоторый входят перечисленные выше Греция, Испания и т.д. Обе эти группы странявляют собой живой контраст с другими членами блока, вроде Германии, Франции иВеликобритании, которые являются самыми развитыми экономиками, своего рода«ядром» Союза, и на бюджеты которых ложится основная тяжесть финансовойподдержки первой и второй групп.
Причем раньше, до вступления вЕвросоюз «новых членов», Германия и Франция худо-бедно справлялись сфинансированием менее развитых коллег, заодно успокаивая себя мыслью, что терано или поздно подтянутся до среднеевропейского уровня, и тогда их вложенияокупятся сторицей в виде хорошо развитых рынков сбыта, находящихся под самымбоком. Но после появления восточноевропейских нахлебников бюджет Евросоюза сталпотихоньку расползаться по швам. И нужен был только один хороший кризис, чтобы сталоясно, что ресурсов развитых членов Евросоюза не хватает на финансирование остальныхего членов. Те самые 720 млрд. евро финансовой помощи – это потенциальныйдефицит бюджета слаборазвитых стран-членов Евросоюза. Их экономики дефицитны, ис этим, увы, трудно что-либо поделать. Особенно сегодня, когда дефицитнымистановятся и экономики развитых стран.
Правда, как говорил Наполеон,безвыходных положений не бывает. Некоторое время тому назад всерьез обсуждаласьмера, состоявшая во временном выходе «больных» стран из европейской валютнойсистемы. Например, той же Греции предлагалось заменить во внутреннем денежномобращении евро на драхму, и так и жить дальше с этой самой драхмой, покаситуация в экономике страны не выправится. Но понятно, что заменанаднациональной валюты на национальную ситуацию в экономике не спасет, темболее - в такой экономике, как греческая, которая полностью зависит от ситуациина мировом рынке, и на которую она не в состоянии повлиять.
Поэтому, понимая ущербностьподобного рода вариантов, лидеры Евросоюза прибегли к хорошо проверенномусредству, которое называется «дать больше денег». И денег, действительно, далистолько, что все проблемы можно считать решенными. Но надолго ли их хватит,этих денег, и не придется ли в скором времени прибегать к новым вливаниям,остается неясным.