«Нокиа», «Самсунг», «Ауди», «Дженерал Электрик»», «Сузуки»: транснациональные компании, облюбовавшие в последние два десятилетия Венгрию для своих филиалов в Восточной Европе, одна за другой объявляют о сокращении рабочих мест и даже отдельных предприятий. Не отстают от них местные фирмы и финансовые учреждения. Как сообщил на встрече с журналистами министр национального развития и экономики Гордон Байнаи, с ноября работу потеряли уже более 30 тысяч венгров, причем в последние недели процесс свертывания производства и деловой активности заметно ускорился. Поразивший мировое хозяйство всеобщий кризис тяжело сказывается на открытой венгерской экономике, завязанной тысячами нитей на экспортные поставки. В декабре 2008 года, например, спад промышленного производства по сравнению с предыдущим годом составил почти 20%, а уровень безработицы достиг к февралю 8,5%. Ну а уровень государственной задолженности Венгрии, как и в остальных странах региона, перевалил за 70%, поставив бюджет в предынфарктное состояние.
Первыми на улице оказываются работники, нанимаемые по контракту «взаймы» в специализированных агентствах. Как правило, это приезжающие на заработки жители и прежде страдавших от безработицы восточных областей страны. Но все чаще можно прочитать и о закрытии отделений банков, электронных сборочных цехов, где до сих пор трудились высококвалифицированные и соответственно хорошо оплачивемые кадры. Не очень помогают и объявленные правительством меры по поощрению фирм, переходящих на четырехдневную рабочую неделю – сохранить проверенных сотрудников пытаются только компании, уверенные в том, что их затруднения носят лишь временный характер.
Зато на пятидневную неделю перешли многие заведения общепита, включая модные рестораны, где столик прежде приходилось заказывать заранее. Немноголюдно в расплодившихся за последнее десятилетие торгово-развлекательных комплексах, да и на стоянке перед гипермаркетами «Ашан» и «Теско» теперь легко найти место для парковки: рядовые венгерские семьи вынуждены экономить на питании и одежде. Без оптимизма ждут лета турфирмы, которые надеются лишь на то, что спад в зарубежных поездках компенсируется выросшим спросом на отдых на Балатоне и в других курортных уголках самой Венгрии. Тем более что курс национальной валюты демонстрирует затяжное падение: евро преодолел магический барьер в 300 форинтов, что на четверть превышает прошлогодний уровень, а доходил уже и до 310.
Кризис застал Венгрию в весьма сложный период: когда пару лет назад дефицит бюджета вышел за 10%, и Евросоюз, исходя из маастрихтских критериев, потребовал от Будапешта срочных стабилизационных мер, леволиберальное правительство приняло программу финансового оздоровления. Несмотря на противодействие со стороны правой оппозиции, компенсировавшей нехватку голосов в парламенте чередой популистских референдумов (так удалось, например, торпедировать символическую плату за визит к врачу и пребывание в больнице), дефицит удалось к прошлому году сократить до 6%. Впереди уже маячила заветная цель – присоединение к еврозоне... Мировой экономический спад развеял надежды и поставил в повестку дня другие приоритеты.
Премьер Ференц Дюрчань и его окружение, однако, не сразу оценили серьезность надвигающейся угрозы. Правящим теперь уже в меньшинстве социалистам (свободные демократы вышли из кабинета прошлой весной) очень не хотелось «резать по живому» в канун намеченной на июнь избирательной кампании в Европарламент и предстоящих через год новых всеобщих парламентских выборов. Тем более в ситуации, когда правый «Фидес», возглавляющий оппозицию, и без того лидирует во всех социологических опросах, правда, не выдвинув пока никакой серьезной альтернативной концепции выхода из кризиса. Однако все более тревожные симптомы рецессии заставили правительство шаг за шагом отступать. Дважды пришлось пересматривать бюджет на 2009 год, вносить все новые и новые коррективы в антикризисные программы, просить срочной помощи от Евросоюза и Международного валютного фонда. Параллельно и кабинет, и оппозиция лоббируют в ЕС и среди лидеров входящих в него стран идею реализации всеобъемлющего плана помощи странам Центральной и Восточной Европы, где неблагоприятные тенденции проявились особенно сильно. На внеочередном саммите ЕС в минувшее воскресенье венгерские предложения были отвергнуты; единственное, чего удалось добиться Ф.Дюрчаню, - это признания ответственности западных банков за ликвидность их филиалов в указанном регионе.
Что касается новой правительственной программы выхода из кризиса, то, встречаясь неделю назад с зарубежными корреспондентами, министр Г.Байнаи изложил ее в следующем виде. Три кита, на которых держится план, - это стабилизация финансовой системы, структурные реформы и стимулирование экономического роста. Стабилизационные задачи решаются так: имея за плечами спасательный круг от ЕС и МВФ в виде «стендбай» кредита на 20 млрд. евро, правительство оказывает помощь банкам и наиболее важным для экономики предприятиям, а также мелкому и среднему бизнесу. Параллельно выделяются средства для сохранения рабочих мест, на новые проекты в строительстве, секторе информационных технологий и в машиностроении, на улучшение предпринимательского климата. Эти меры должны затормозить спад и дать возможность для подготовки и проведения столь необходимых структурных преобразований. Здесь правительство планирует прежде всего пересмотр налоговой и пенсионной системы, в том числе постепенное повышение пенсионного возраста до 65 лет, уменьшение налогового бремени на бизнес за счет увеличения потребительских и имущественных налогов, например, повышения ставки НДС с 20 до 23 % и акцизных тарифов .
Предложено, в частности, ввести налогообложение пенсий и минимальных доходов, налог на недвижимость, подушевые отчисления на здравоохранение, отменить почти все прежние льготы, установить плату за обучение в вузах, сократить расходы на содержание госпапарата, вдвое уменьшить численность парламента и местных муниципалитетов. По расчетам авторов правительственного законопроекта, все эти меры должны в течение 1-2 лет вновь сделать венгерскую экономику стабильной и конкурентоспособной, а также помочь стране к 2011 году войти в еврозону.
Благие намерения кабинета, однако, не получили должной оценки общественности. В целом одобряя направленность программы, с критикой ее выступили практически все (кроме правящей ВСП) парламентские партии, да и в стане социалистов наметились серьезные разногласия между сторонниками жестких реформ и популистским крылом, опасающимся, что избиратели накажут их за урезание социальных благ. Но самой серьезной критике антикризисную программу подвергли банкиры и экономисты. Они считают намеченные меры косметическими и не адекватными катастрофической ситуации, в которой оказалась Венгрия из-за постоянно откладывавшихся всеми без исключения правительствами радикальных реформ. Критические замечания материализовались сразу в трех альтернативных программах, выдвинутых разными, часто пересекающимися группами экспертов. При всех различиях в цифрах, контрпрограммы идут много дальше задуманного правительством и предусматривают через радикальное сокращение расходов государства практический отказ от этатистских принципов пострения венгерского общества. Его главным девизом должна отныне стать «опора на себя».
В интервью газете «Непсабадшаг» Ф.Дюрчань отверг предложения экспертов, заявив, что стране не готова к шоковой терапии. Маловероятно, что радикальные идеи уже сейчас найдут поддержку среди озабоченных в большинстве своим политическим будущим депутатов. Скорее всего, в ближайшие недели парламент в том или ином виде одобрит правительственный законопроект. Можно, вероятно, предсказать и то, что углубление кризиса и осознание реального масштаба угрозы рано или поздно заставит венгерский истеблишмент пойти на уступки и принять планы коренного общественного переустройства. Глава венгерского Нацбанка Андраш Шимон, давно выступающий за жесткую реформу государства, подчеркнул на днях, что экономике страны «аспирин уже не поможет, нужно хирургическое вмешательство». «А если хирург затянет с этим, - указывает еженедельник «Фиделе», - то единственным выходом может остаться ампутация».