Новости доходят до России с некоторым опозданием. Сегодня публика была сильно обеспокоена начавшимся "падением доллара".
Ускорение роста курса евро относительно доллара и йены ни в коей мере не выглядит неожиданным. О коррекции доллара в среднесрочной перспективе говорят как минимум год. Причина проста - на протяжении многих лет Штаты имеют устойчивый отрицательный торговый баланс, т.е. кредитуются у остального мира. Вопрос soft or hard landing (твердого или мягкого приземления) после бума второй половины 1990-х стал в наибольшей степени зависеть от того, удастся ли Штатам остаться самой привлекательной в мире территорией для инвестиций.
К 2001 отрицательное влияние переоцененного доллара на экономику США стало очевидным. Сильнее всего это почувствовали экспортеры. Обострилась конкуренция с дешевеющими импортными товарами и на внутреннем рынке США. В последнее время давление компаний на американский Минфин с целью скорректировать политику сильного доллара быстро нарастало. При этом об "обвале" доллара никто речи не ведет. Достаточно девальвации на 10-20%, максимум - 25-30% относительно ведущих мировых валют.
В полной мере почувствовать тяготы жизни с переоцененной валютой американцы не успели. Иначе бы девальвация началась еще год назад, одновременно с падением фондового рынка. Экономика США в значительной степени глобализована, и когда, скажем, американская транснациональная корпорация экспортирует в Тайвань процессор Intel, а потом он ввозится обратно в составе ноутбука - низкие издержки сборочного производства в Азии американцам только на руку. И так во всем: сильный доллар не слишком мешал "национальному производителю" по той причине, что производитель давно перестал быть "национальным", разместив свои производства за границей. Наоборот, в США стекались капиталы, поэтому суммарное влияние сильного доллара было позитивным.
Впрочем, глобализация экономики отложила коррекцию доллара, но не отменила ее. Спусковым крючком стал спад на фондовом рынке и снижение прибылей американских корпораций. Это несколько проблематизировало положение США как лучшего в мире места для приложения капитала, и одновременно ослабило нужду в сильном долларе. Наоборот, евро слишком долго падал, чтобы не начать наконец расти, причем его движение шло вразрез с ростом экономик ЕС (особенно несколько месяцев назад, когда евро стоил даже меньше $0.84). Слабый евро был до поры до времени выгоден сильнейшей экономике ЕС - Германии - увеличившей за счет этого свои экспортные доходы. К тому же укреплению евро мешал режиссируемый во многом Штатами югославский кризис. Но со сменой президента США сильно дистанцировались от европейских дел, занявшись вместо того улучшением отношений с азиатскими странами.
Сейчас укреплению евро мешает только несогласованность экономической политики европейских держав, отсутствие у них единой сильной стратегии. Тем не менее уже за июль евро вырос примерно на 5% относительно доллара и йены. В четверг утром (на момент написания текста торги не закрыты) евро стоил в Лондоне уже $0.9182 (торги на Нью-Йоркской бирже в среду завершились на отметке $0.9139).
Толчком к падению доллара на этой неделе стал доклад МВФ, в котором были в очередной раз перечислены хорошо известные проблемы американской экономики. Возможно, Минфин США и МВФ просто согласовали друг с другом позицию, что время коррекции настало. В случае откладывания девальвации еще на месяц-другой последствия для США могли быть более тяжелыми, так как пока экономика не показывает никаких признаков оживления.
Подробнее читайте в комментарии в разделе "Тенденции".