будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Мир
Федюкин Игорь

Выборы, на которых мы не голосуемГор, Буш и Россия

Так уж распорядилась новейшая история, что выборы главы государства проходят и в России, и в США раз в четыре года и почти одновременно (с разницей всего в полгода). Тактически для России было бы гораздо выгоднее выбирать главу государства уже после того, как определится новый хозяин Белого дома. В этом случае американский президент вне зависимости от своей партийной принадлежности был бы вынужден поддержать наиболее реального не-коммунистического кандидата (с этой точки зрения тов. Зюганов был и остается совершенно незаменимым элементом нашей политической структуры) и для этого смягчить позицию США по целому ряду экономических и внешнеполитических вопросов.

При существующем же «расписании» по неумолимой логике американских предвыборных кампаний кандидаты в президенты вынуждены максимально четко и принципиально формулировать свою позицию по отношению к действующему президенту России. При этом им, конечно же, не до того, как слово их отразится на нашей внутриполитической ситуации, и стремление к максимальной, без дипломатических обтекаемостей, ясности порождает множество нелицеприятных высказываний в наш адрес. В настоящее время пространство для маневра почти исчерпано, позиции определились, можно порассуждать о том, что несет нам победа того или иного кандидата.
Последнее время все чаще раздаются голоса, что победа прагматичных республиканцев (то есть Буша-младшего) была бы на руку России. В самом деле, трудно представить себе менее удобного для России президента США, чем «либеральный» Ал Гор.

Начать с того, что радикальные демократы, теоретически занимающие крайне левые позиции на американской политической шкале, парадоксальным образом оказались наиболее антироссийской группой в американской политике. Не секрет, что Гор очень сильно зависит от крупных профсоюзов индустриальных рабочих и экологических организаций. Очевидно, что и для тех, и для других российская сталь и целлюлоза страшнее чумы - и профсоюзы, и экологи (по разным причинам) вполне успешно борются за запрещение ввоза этих и подобных им (т.е. дешевых и произведенных с нарушением экологических норм) товаров в США. Поэтому, хотя Гор и выступает за расширение ВТО и свободу торговли, России и другим развивающимся странам будет почти невозможно реально включиться в эту систему.

Другая заметная (благодаря, правда, не численности, а активности) группа, поддерживающая Гора v борцы за гражданские права. Отношение этой группы к России понятно: с одной стороны, поддержка демократии в России и, зачастую, вполне искренняя симпатия к «страдающему русскому народу»; с другой v совершенно зубодробительная и вездесущая критика наших действий в Чечне, ситуации с «Медиа-Мостом» и чекистского прошлого нашего президента. Хуже всего то, что, как всякие идеалисты, борцы за гражданские права ориентируются на идеал, недостижимый в принципе. Поэтому каких бы успехов мы ни достигли в области прав человека и свободы слова, в их глазах Россия все равно будет оставаться страной с «переходной» экономикой, «пытающейся построить» демократию, где КГБ того и гляди задушит свободную прессу.

В сфере экономики радикальные демократы заметны войной, которую они объявили так называемым «потогонным мастерским» (sweatshops) v предприятиям, которые американские корпорации (в основном производящие одежду, например, Nike) открывают в Таиланде, Бирме и других странах третьего мира, пользуясь дешевизной рабочей силы и возможностью не оплачивать медицинские страховки, сверхурочные, компенсации за увечья и взносы в пенсионные фонды. С одной стороны, стремление улучшить положение рабочих на этих фабриках весьма похвально, с другой v попытки ввести некие международные (т.е. ориентированные на высокие американские стандарты) нормы в этой области лишает малоразвитые страны возможности использовать единственное свое преимущество (дешевую рабочую силу), а значит, и привлекать инвестиции. Негативные последствия для России в случае возобладания такого подхода очевидны.

Выбор кандидатом в вице-президенты сенатора от штата Коннектикут Джозефа Либермана также не делает Гора более удобным для России. Американская политическая элита, пресса и публика в целом и без того настроены крайне произраильски, и в случае, если здание Морской Обсерватории (резиденцию вице-президентов) займет Либерман, соблюдающий все религиозные правила иудаизма, наши заигрывания с Ираком и Ираном отнюдь не будут популярными в Вашингтоне. Более того, вне зависимости от своей религиозной принадлежности Либерман имеет репутацию «ястреба» и сторонника гуманитарных (и не только) интервенций - он был одним из немногих демократов, поддержавших операцию в Персидском заливе.

Поскольку Россия традиционно относилась к подобным акциям весьма настороженно и пыталась иметь свое «особое мнение», преобладание в Вашингтоне сторонников «активной внешней политики» только умножит источники ненужной напряженности в наших отношениях с США.
Внешнеполитическая платформа демократов в целом отличается «идеализмом». На практике это означает, что будучи выбранным президентом, Гор будет активно «помогать России строить демократию», принимая по временам морализаторский тон и не стесняясь высказывать свое мнение по нашим внутриполитическим проблемам. От нас зависит, насколько часто у него будут для этого поводы, но, очевидно, нашим дипломатам придется не раз и не два краснеть и оправдываться.

На этом фоне лишенный каких бы то ни было внешнеполитических взглядов Джордж Буш выглядит гораздо более привлекательно. Высказывались, правда, опасения в связи тем, что его главным внешнеполитическим советником является Кондолиза Райс v чернокожая республиканка, профессиональный советолог (правда, уже нового поколения) и профессор Стэнфорда, известная как сторонница жесткой линии. Однако пока эти ожидания ни во что не вылились.
Итак, прагматизм. На простом языке это означает готовность делать с нами бизнес вне зависимости от того, какой у нас режим. Прежде всего, не стоит путать такой подход с симпатией. Если республиканцы соглашаются с нами торговать, это еще не значит, что мы им нравимся. Наоборот, рискну утверждать, что для большинства из них русский v это все еще коммунист, а коммунистов простые техасские парни не жалуют.
Что республиканский прагматизм означает на практике? Характерный пример такого «прагматизма» v карьера Ричарда Чейни, республиканского кандидата в вице-президенты, известного своими связями с большим бизнесом (смотри The New Republic, 7.08.00 http://www.tnr.com/080700/kaplan080700.html). Его участие в подготовке и проведении «Бури в пустыне» позволило Чейни обзавестись обширными связями в этом нефтеносном регионе. По выходе в отставку он возглавил корпорацию «Halliburton», занимающуюся техническим обеспечением разведки, добычи и транспортировки нефти. Проведя несколько удачных слияний, Чейни вывел «Halliburton» на лидирующие позиции в этом бизнесе. Разумеется, в числе основных клиентов компании v арабские нефтяные шейхи, старые знакомые Чейни.

Для нас наиболее интересны его связи с российским бизнесом. Несколько лет назад государственный департамент заморозил кредит в полмиллиарда долларов, предоставленный американским Export-Import Bank Тюменской Нефтяной Компании. Компания обвинялась в отмывании денег и незаконных приемах борьбы с конкурентами v по данным американцев, ее руководитель, г-н Кукес, организовал преследования своих конкурентов российскими правоохранительными органами, а затем успешно поглотил их бизнес. Тем не менее, Чейни и его друзья в Вашингтоне активно добивались размораживания кредита. Разумеется, никаких взяток, ничего даже отдаленно незаконного при этом совершено не было. Разумеется, большая часть кредита пошла на приобретение оборудования у той же «Halliburton», занимающей большую часть рынка соответствующих услуг в России. Спрашивается v хотим ли мы иметь дело с такими «прагматиками»?

Более того, прагматизм, удобный в краткосрочной перспективе, может оказаться стратегически дорогостоящим. Примером здесь могут служить действия последней республиканской администрации (Буша-отца), в которой за советскую/российскую политику отвечала та же Кондолиза Райс. Тогда, в 1988-1992 гг. вашингтонские прагматики решили, что ради стабильности в Евразии им удобнее поддерживать кремлевский режим вне зависимости от конкретных действий этого режима. Именно тогда нам предоставлялись бесконечные займы, которые не были привязаны ни к какому плану реформ и открыто поощряли установку на дефицитность бюджета. Рискну утверждать, что именно доступность этих займов позволила Кремлю не проводить «шоковую терапию», а спокойно плыть по течению все 1990-е. О том, что займы эти, полученные на крайне невыгодных условиях, были банально проедены и разворованы, напоминать не приходится; платить за них мы будем еще долго.

К сходным последствиям подобный «прагматический» подход привел и в области международных отношений. Такая же безоговорочная поддержка Кремля, приглашения на встречи «семерки», признание «мировой державой», потакание российским инициативам в «ближнем зарубежье». В результате - возрождение безосновательных великодержавных амбиций, попытки играть никому не нужную «свою игру» в Югославии, невосприимчивость к критике из-за рубежа, концепция «холодного мира». К моменту прихода к власти клинтоновской администрации США уже столько инвестировали (и в прямом, и в переносном смысле) в «друга Бориса», что стали его заложником и потеряли всякую возможность реагировать на происходящее в России без оглядки на Кремль. (В известном смысле, плавность перехода власти к Путину создала ситуацию преемственности и не позволила «нашим зарубежным партнерам» пересдать карты и начать игру сначала).

Итак, прагматизм республиканцев может иметь и негативные последствия. Взять, к примеру, политику «конструктивного взаимодействия» с Китаем. Теоретически она должна была бы подорвать коммунистический режим, втянуть его в рыночные отношения и «разложить» изнутри. В рынок коммунистический режим, безусловно, втянулся, но неоспоримых признаков разложения пока не видно. То же самое происходило и в случае с Мексикой, когда Буш (как губернатор приграничного штата) хвалился своими хорошими отношениями с мексиканской верхушкой, которую сам же открыто признавал коррумпированной (смотри обсуждение в American Enterprise Institute http://www.aei.org/governing).

Подобное может повториться и в России v для прагматичного американского большого бизнеса наиболее выгоден стабильный, даже жесткий режим (да-да, в том числе и вроде чилийского), когда ясно, кто здесь главный, с кем «договариваться»; в идеале можно обойтись и без всей этой парламентской тягомотины и падкой на скандалы прессы. Нужно ли это для россиянам v другой вопрос.

Федюкин Игорь
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).