будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Иран санкции
Июль 16, 2025
Мир
Сакоян Анна

«Ядерная сделка»: продолжение

«Ядерная сделка»: продолжение
51
Переговоры в Вене. Источник: Фото: tabnak.ir

2 июля 2014 г. начался шестой раунд переговоров в Вене, посвященных обсуждению иранской ядерной программы между странами группы 5+1 (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция + Германия) и Ираном. 20 июля заканчивались сроки временной сделки, согласно условиям которой действие некоторых санкций, наложенных на Иран, временно приостанавливалось. В течение срока сделки требовалось прийти к окончательному соглашению, которое бы со стороны Ирана означало сворачивание ядерной программы в соответствии с требованиями Группы 5+1, а с внешней стороны – снятие соответствующих санкций. Решение о заключении временной сделки было принято 24 ноября 2013 г. Она вступила в силу в январе 2014 г. По итогам шестого раунда переговоров, в результате которых не удалось достичь определенности, сроки временной сделки были продлены до 24 ноября 2014 г.

Ход и итоги переговоров на настоящий момент в медиа оцениваются двояко. С одной стороны, есть мнение, что весь этот проект с временным соглашением был серьезной ошибкой, а итоги нынешних переговоров – окончательным провалом. С другой стороны, есть и обратная оценка: вся ситуация настолько сложна, что даже минимальный прогресс в ее разрешении – уже большое достижение. Соответственно, и соглашение, и итоги переговоров с продлением срока замораживания санкций рассматриваются как существенный успех.

 

Загвоздка в ходе нынешних переговоров была в том, какие размеры иранской ядерной инфраструктуры следует считать допустимыми. Со стороны Ирана с описанием необходимых ее параметров выступил высший руководитель аятолла Али Хаменеи. Со стороны США следовали требования к дальнейшему сокращению. Скептики считают, что по итогам даже временного сокращения санкций мотивация Ирана к компромиссам может резко снизиться, и добиться от него чего-либо будет очень непросто.

Американское издание Daily Beast приводит заключение совместного исследования, произведенного Фондом зашиты демократий (Foundation for the Defense of Democracies) и GlobalEconomics Нуриэля Рубини, которое сводится к тому, что частичное снятие санкций с Ирана привело к плохим последствиям. Конечно, признают авторы исследования, иранским гражданам от этого стало лучше: замедлилась инфляция, начал расти ВВП. «Но в то же время экономические санкции, которые, по расчетам президента Обамы, должны были вынудить Иран начать эти переговоры, кажется, утратили свою действенность».  

 
Президент Ирана Хасан Рухани

В 2012-2013 гг. иранская экономика была в очень тяжелом состоянии, однако после того как санкции были сняты, начался рост. По прогнозам Рубини, в 2014-2015 гг. ожидается, что ВВП вырастет на 2%. Темп по общим меркам довольно медленный, однако для того плачевного состояния, в котором находилась иранская экономика прежде, вполне ощутимый. Согласно исследованию, смягчение только американских санкций за последние шесть месяцев эквивалентно $11 млрд. Это даже превосходит первоначальные прогнозы, в соответствии с которыми за год сокращение санкций обернется в $20 млрд. Авторы исследования приходят к выводу, что теперь Иран просто пользуется экономической отдушиной, с помощью которой президент Рухани пытается укрепить свои политические позиции, и совершенно не собирается идти на уступки.

Аналогичную версию высказывает Wall Street Journal. «В любых переговорах зона вероятного согласия, или список вариантов, приемлемых для обеих сторон, определяется тем, как каждая из сторон отвечает на следующие два вопроса: Насколько ценна сделка? И насколько вариант недостижения компромисса хуже или лучше соглашения, с точки зрения интересов каждой из сторон?» По первому вопросу администрация Обамы выразила свою позицию убедительно: вторая сторона может быть уверена в том, что США заинтересованы в сделке. А вот убедить Иран в том, что отказ от сделки будет хуже, чем компромисс, не удалось. И виной тому, считает автор, общая нерешительность внешней политики США в последнее время – прежде всего, отсутствие действенных мер в применении к Сирии и Ираку. Теперь, когда сроки продлены, важная задача США состоит в том, чтобы восстановить свой имидж как решительного и справедливого мирового лидера.

 

С другой стороны, левое американское издание Huffington Post опубликовало материал Associated Press, где говорится, что за время сделки были достигнуты определенные успехи. «Иран довел весь свой обогащенный уран до уровня, ближайшего к тому, чтобы преобразовать ядерное орудие в более безобидные формы, как сообщило в воскресенье МАГАТЭ ООН». При этом отмечается, что Иран старательно избегает принимать условия, которые выдвигают США, так как они могут наложить существенные ограничения на развитие ядерной энергетики в стране. При этом подчеркивается, что Иран последовательно выполняет все прочие обязательства по договоренности, что свидетельствует о заинтересованности его руководства в достижении компромисса.

Материал по итогам переговоров, опубликованный на сайте Европейского совета по международным отношениям, гласит, что ситуация рабочая, и продление сроков сделки закономерно и разумно, так как цель всего мероприятия в том, чтобы выработать приемлемую для всех конфигурацию. «США и Иран, - уточняется в документе, - много часов обсуждали условия продления. США, в конечном счете, хотели добиться от Ирана аванса в виде внесения дополнительных ограничений в ход развития ядерной программы, что подтвердило бы серьезность его намерений относительно достижения окончательного соглашения. Группа 5+1 мотивировала продление тем, что (а) Иран добросовестно выполнял условия временной сделки; (б) в ходе июльских переговоров был достигнут некоторый прогресс по ряду ключевых вопросов; (в) вопреки опасениям, которые высказывали противники дипломатических отношений с Ираном, План совместных действий не привел к уничтожению режима санкций».

Немаловажную роль в повестке переговоров играет стремление представителей Ирана и США добиться таких результатов, чтобы их можно было убедительно представить влиятельным сторонникам жесткого курса в соответствующей стране. Для иранского правительства ядерная программа – амбициозный проект, от которого трудно отказаться. Наложение на нее жестких ограничений снизит ее возможности. В свою очередь в США есть те, кто в принципе против любых переговоров с Ираном и настаивают на том, что с ним следует взаимодействовать исключительно языком санкций. «В течение последующих месяцев США и Ирану предстоит попытаться проложить путь к компромиссам, которые необходимы для окончательного соглашения, и здесь большая часть работы придется на нейтрализацию противников этого процесса в обеих странах... Успехи, которых в двустороннем порядке добились Зариф и Керри в Вене, убедили обе стороны в том, что соглашение действительно возможно... Говоря технически, несколько творческих решений уже были сформулированы за столом переговоров. Сейчас нам нужен дипломатический прорыв таких масштабов, какого еще не было в отношениях между Западом и Исламской республикой Иран».

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).