2 июля 2014 г. начался шестой раунд переговоров в Вене, посвященных обсуждению иранской ядерной программы между странами группы 5+1 (Великобритания, КНР, Россия, США, Франция + Германия) и Ираном. 20 июля заканчивались сроки временной сделки, согласно условиям которой действие некоторых санкций, наложенных на Иран, временно приостанавливалось. В течение срока сделки требовалось прийти к окончательному соглашению, которое бы со стороны Ирана означало сворачивание ядерной программы в соответствии с требованиями Группы 5+1, а с внешней стороны – снятие соответствующих санкций. Решение о заключении временной сделки было принято 24 ноября 2013 г. Она вступила в силу в январе 2014 г. По итогам шестого раунда переговоров, в результате которых не удалось достичь определенности, сроки временной сделки были продлены до 24 ноября 2014 г.
Ход и итоги переговоров на настоящий момент в медиа оцениваются двояко. С одной стороны, есть мнение, что весь этот проект с временным соглашением был серьезной ошибкой, а итоги нынешних переговоров – окончательным провалом. С другой стороны, есть и обратная оценка: вся ситуация настолько сложна, что даже минимальный прогресс в ее разрешении – уже большое достижение. Соответственно, и соглашение, и итоги переговоров с продлением срока замораживания санкций рассматриваются как существенный успех.
Загвоздка в ходе нынешних переговоров была в том, какие размеры иранской ядерной инфраструктуры следует считать допустимыми. Со стороны Ирана с описанием необходимых ее параметров выступил высший руководитель аятолла Али Хаменеи. Со стороны США следовали требования к дальнейшему сокращению. Скептики считают, что по итогам даже временного сокращения санкций мотивация Ирана к компромиссам может резко снизиться, и добиться от него чего-либо будет очень непросто.
Американское издание Daily Beast приводит заключение совместного исследования, произведенного Фондом зашиты демократий (Foundation for the Defense of Democracies) и GlobalEconomics Нуриэля Рубини, которое сводится к тому, что частичное снятие санкций с Ирана привело к плохим последствиям. Конечно, признают авторы исследования, иранским гражданам от этого стало лучше: замедлилась инфляция, начал расти ВВП. «Но в то же время экономические санкции, которые, по расчетам президента Обамы, должны были вынудить Иран начать эти переговоры, кажется, утратили свою действенность».
В 2012-2013 гг. иранская экономика была в очень тяжелом состоянии, однако после того как санкции были сняты, начался рост. По прогнозам Рубини, в 2014-2015 гг. ожидается, что ВВП вырастет на 2%. Темп по общим меркам довольно медленный, однако для того плачевного состояния, в котором находилась иранская экономика прежде, вполне ощутимый. Согласно исследованию, смягчение только американских санкций за последние шесть месяцев эквивалентно $11 млрд. Это даже превосходит первоначальные прогнозы, в соответствии с которыми за год сокращение санкций обернется в $20 млрд. Авторы исследования приходят к выводу, что теперь Иран просто пользуется экономической отдушиной, с помощью которой президент Рухани пытается укрепить свои политические позиции, и совершенно не собирается идти на уступки.
Аналогичную версию высказывает Wall Street Journal. «В любых переговорах зона вероятного согласия, или список вариантов, приемлемых для обеих сторон, определяется тем, как каждая из сторон отвечает на следующие два вопроса: Насколько ценна сделка? И насколько вариант недостижения компромисса хуже или лучше соглашения, с точки зрения интересов каждой из сторон?» По первому вопросу администрация Обамы выразила свою позицию убедительно: вторая сторона может быть уверена в том, что США заинтересованы в сделке. А вот убедить Иран в том, что отказ от сделки будет хуже, чем компромисс, не удалось. И виной тому, считает автор, общая нерешительность внешней политики США в последнее время – прежде всего, отсутствие действенных мер в применении к Сирии и Ираку. Теперь, когда сроки продлены, важная задача США состоит в том, чтобы восстановить свой имидж как решительного и справедливого мирового лидера.
С другой стороны, левое американское издание Huffington Post опубликовало материал Associated Press, где говорится, что за время сделки были достигнуты определенные успехи. «Иран довел весь свой обогащенный уран до уровня, ближайшего к тому, чтобы преобразовать ядерное орудие в более безобидные формы, как сообщило в воскресенье МАГАТЭ ООН». При этом отмечается, что Иран старательно избегает принимать условия, которые выдвигают США, так как они могут наложить существенные ограничения на развитие ядерной энергетики в стране. При этом подчеркивается, что Иран последовательно выполняет все прочие обязательства по договоренности, что свидетельствует о заинтересованности его руководства в достижении компромисса.
Материал по итогам переговоров, опубликованный на сайте Европейского совета по международным отношениям, гласит, что ситуация рабочая, и продление сроков сделки закономерно и разумно, так как цель всего мероприятия в том, чтобы выработать приемлемую для всех конфигурацию. «США и Иран, - уточняется в документе, - много часов обсуждали условия продления. США, в конечном счете, хотели добиться от Ирана аванса в виде внесения дополнительных ограничений в ход развития ядерной программы, что подтвердило бы серьезность его намерений относительно достижения окончательного соглашения. Группа 5+1 мотивировала продление тем, что (а) Иран добросовестно выполнял условия временной сделки; (б) в ходе июльских переговоров был достигнут некоторый прогресс по ряду ключевых вопросов; (в) вопреки опасениям, которые высказывали противники дипломатических отношений с Ираном, План совместных действий не привел к уничтожению режима санкций».
Немаловажную роль в повестке переговоров играет стремление представителей Ирана и США добиться таких результатов, чтобы их можно было убедительно представить влиятельным сторонникам жесткого курса в соответствующей стране. Для иранского правительства ядерная программа – амбициозный проект, от которого трудно отказаться. Наложение на нее жестких ограничений снизит ее возможности. В свою очередь в США есть те, кто в принципе против любых переговоров с Ираном и настаивают на том, что с ним следует взаимодействовать исключительно языком санкций. «В течение последующих месяцев США и Ирану предстоит попытаться проложить путь к компромиссам, которые необходимы для окончательного соглашения, и здесь большая часть работы придется на нейтрализацию противников этого процесса в обеих странах... Успехи, которых в двустороннем порядке добились Зариф и Керри в Вене, убедили обе стороны в том, что соглашение действительно возможно... Говоря технически, несколько творческих решений уже были сформулированы за столом переговоров. Сейчас нам нужен дипломатический прорыв таких масштабов, какого еще не было в отношениях между Западом и Исламской республикой Иран».