Ситуация в Южной Осетии, где суд отменил итоги выборов, складывается патовая. Власти не хотят признавать победу оппозиционного кандидата, оппозиция требует вернуть ей победу. Переговоры успеха не приносят. Кремль потерпел если не фактическое, то уж точно моральное поражение.
Накал страстей в Южной Осетии не спадает. Любая новость, даже прямо не относящаяся к теме противостояния властей и сторонников победившей (по данным Центризбиркома) на президентских выборах Аллы Джиоевой привлекает внимание и вызывает интерес в Москве.
Например, закрытие границы. Накануне граница между Северной и Южной Осетией была ненадолго закрыта. Официально — из-за отключения электричества. 12 часов спустя электричество вновь дали границу открыли... и тут же вновь закрыли из-за «угрозы лавин». «На данный момент дорожные службы обследуют лавинные очаги на североосетинском участке дороги и, в случае необходимости, будут предприняты меры по принудительному спуску лавин», - объяснил глава МЧС республики и по совместительству проигравший выборы кандидат Анатолий Бибилов. Лавины — это, разумеется, опасно, но не покидает ощущение, что власти стараются закрыть республику, то ли опасаясь, что митингующих поддержат из Северной Осетии, то ли готовясь к силовому варианту.
Ситуация с противостоянием временно зашла в тупик. Накануне Алла Джиоева выдвинула президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты ультиматум — потребовала признать результаты выборов, которые отменил подконтрольный президенту Верховный суд. В противном случае она пригрозила снять с себя ответственность за действия своих сторонников.
Вчера состоялись и переговоры Джиоевой с представителем России Сергеем Винокуровым. Де-факто они провалились. По словам Джиоевой, переговоры «не были конструктивными, но консультации продолжатся». Ранее Джиоева призывала Россию признать результаты выборов. Россия в конфликт пока старается совсем уж активно не втягиваться.
Перед выборами Госдумы в России и эта тема приобрела важное значение в процессе борьбы за власть в Южной Осетии. Большинство граждан Южной Осетии — еще и граждане России. Действующие власти призывают в выборах участвовать. «Мы все, как граждане России, обязаны исполнить свой гражданский долг, прийти 4 декабря на избирательные участки и проголосовать», - заявил президент ЮО Кокойты. Джиоева, напротив, призвала своих сторонников выборы бойкотировать.
Статус кво не может продолжаться вечно и по сути пока наиболее вероятными представляются два варианта — либо оппозиция захватит власть, либо власть применит силу и разгонит своих противников. Президент Кокойты говорит, что никаких репрессий против оппозиционеров не будет. «Ультиматум и шантаж – не наш путь. «Оранжевые» технологии не могут иметь успех в нашей стране. Южная Осетия – не Грузия и, тем более, не Украина», - вторит ему посол в России Дмитрий Медоев. Однако что будет, а чего не случится сейчас сказать определенно не может, наверно, никто. И «оранжевый» сценарий пока остается одним из базовых.
А отмена результатов выборов провоцирует сторонников оппозиции на дистанцирование от Москвы. Оно, конечно, возможно только в самых смелых мечтах — никакой альтернативы Москве в Южной Осетии нет, ведь республику в мире никто не признает. Не ждать же помощи от далеких Вануату и Никарагуа.
Москва пытается играть за границей по тем же правилам, что и внутри — контролировать выборные процессы более или менее жесткими административными методами. Однако это раз за разом не получается. И здесь уже впору присмотреться к своим внутренним проблемам.
Сейчас представить реализацию югоосетинского варианта на выборах во всероссийском масштабе. Владимир Путин все еще достаточно популярен, а альтернатив ему фактически нет — все нелояльные ему оппозиционные политики не могут соревноваться с ним на равных. Однако пролонгация его правления минимум на шесть лет вызовет рано или поздно усталость и сильнейший запрос на появление новых лиц. И не факт, что новый «преемник» - пусть даже реальный, а не игрушечный - кого-то тогда обманет. Южная Осетия тому примером.