Между тремя странами Латинской Америке не ослабевает дипломатический кризис, грозящий перейти в войну. Венесуэла и Эквадор стягивают войска к границам Колумбии, а венесуэльский министр сельского хозяйства заявил о полном закрытии границы с Колумбией и прекращении всех торговых операций. В среду вечером венесуэльский лидер Уго Чавес подтвердил, что его страна прекращает с Колумбией всякую торговлю. Кроме того, он пригрозил национализировать колумбийские компании в Венесуэле. Чавес сказал, что Венесуэла будет искать других поставщиков, чтобы заместить импортные продукты из Колумбии. «Мы собираемся составить карту колумбийских фирм в Венесуэле. Мы можем национализировать некоторые из них. Мы не заинтересованы в колумбийских инвестициях в нашу экономику. Мы не хотим зависеть от них и не примем даже зернышка риса», – заявил Уго Чавес на совместной пресс-конференции с президентом Эквадора Рафаэлем Корреа в Каракасе. По оценкам экспертов, ежегодный торговый оборот между двумя странами составляет более $5 млрд.
Дипломатический кризис в Латинской Америке разразился после того, как в минувшие выходные колумбийские военные – ВВС и сухопутные силы – провели рейд на территории Эквадора против группировки «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) и убили около 20 боевиков, а также одного из их лидеров – 60-летнего Рауля Рейеса.
Группировка FARC, насчитывающая около 18 тысяч человек, борется с правительством Колумбии уже более 40 лет. США и Евросоюз признают FARC террористической группировкой. Основным источником дохода FARC считается продажа кокаина, а также похищение людей, которых освобождают за выкуп. Колумбийские боевики удерживают в джунглях более 700 заложников, из них 40 – политики, которых группировка уже несколько лет пытается обменять на сотни своих соратников, сидящих в тюрьме. Самая знаменитая заложница FARC – экс-кандидат в президенты Ингрид Бетанкур, которая наряду с колумбийским гражданством обладает еще и гражданством Франции.
Эквадор и Венесуэла, руководимые леваками-харизматиками, расценили действия Колумбии как «агрессию» и «военное преступление», разорвали с ней дипотношения и начали стягивать войска к границам соседа. Уго Чавес, узнавший о колумбийском рейде в прямом эфире программы «Алло, президент!», сказал, что это может привести к войне. Он назвал колумбийского президента Альваро Урибе – ближайшего союзника Вашингтона в Латинской Америке – «цепным псом США» и пригрозил пустить в ход недавно купленные у России истребители Су-30МК. Отметим, что, помимо истребителей, Венесуэла закупила в России системы ПВО «Тор-М1», три десятка вертолетов типа «Ми» и 100 тысяч автоматов Калашникова. Президент Эквадора Рафаэль Корреа направил к границе с Колумбией военный контингент в составе 3200 человек, а Чавес – десять танковых батальонов.
Власти Колумбии пошли на обострение и заявили, что в ноутбуке Рейеса были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что Венесуэла и Эквадор спонсируют боевиков FARC. МИД Венесуэлы назвал это заявление ложью.
Чтобы предотвратить обострение конфликта, Организация американских государств (ОАГ) в среду приняла резолюцию, в которой назвала действия колумбийских военных в Эквадоре «нарушением суверенитета». «Резолюция ОАГ радует нас, – сказал на это президент Эквадора. – Радует, но не удовлетворяет». По его словам, ситуация не исправится, пока «агрессор» не будет осужден всем мировым сообществом.
Единственной страной в ОАГ, которая поддержала Колумбию, стали Соединенные Штаты, которые спонсируют борьбу колумбийских властей с FARC. При этом министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что США не придется помогать своим союзникам в Латинской Америке в случае войны. «По моему личному мнению, существует относительно небольшая вероятность военного конфликта, и, на мой взгляд, колумбийцы вполне могут постоять за себя сами», – сказал он.
По мнению наблюдателей, последствия конфликта могут привести к росту цен на энергоносители и отразиться на мировых биржах. Кроме того, конфликт наверняка обострит и без того непростые отношения между Уго Чавесом и нефтяными компаниями США. Это создаст новые возможности для выхода китайских и российских компаний для выхода на венесуэльский рынок.