В случае агрессии с грузинской стороны против Абхазии Южная Осетия будет помогать абхазским властям. Об этом заявил президент непризнанной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты на пресс-конференции в Москве. «Если абхазской стороне не оставят другого выбора и она будет вынуждена защищать свою территорию, в таком случае мы будем оказывать помощь братской республике. Военную помощь и гуманитарную», – заявил Кокойты.
Грузия не отказалась от силового решения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, заявил Эдуард Кокойты. «Буквально вчера 36 КамАЗов с вооруженными людьми выдвинулись в сторону Абхазии и на сегодняшний день они находятся в Зугдиди», – сказал он. По его словам, на сегодняшний день Грузия является самой милитаризованной республикой на постсоветском пространстве. «Если бы руководство Грузии тратило больше средств на решение социальных вопросов, то нынешнего обострения ситуации не было бы. То, что сегодня военный бюджет Грузии увеличен в пять раз и еще предусматривает увеличение, наглядно показывает нам, к чему нас толкают наши грузинские коллеги», – заявил Кокойты.
Он отметил, что Южная Осетия не исключает выхода из переговорного процесса с Грузией, в случае если это сделает Абхазия. «Мы за продолжение переговорного процесса, но когда все наши усилия сводятся на нет руководством Грузии, когда идет нарушение ранее принятых договоренностей, это говорит о том, что в руководстве Грузии взяло верх силовое решение конфликтов, и если Абхазия примет решение о выходе из переговорного процесса, то Южная Осетия также прервет переговоры», – заявил Кокойты.
Кокойты также заявил, что Тбилиси отказывается подписать меморандум о невозобновлении военных действий, и подтвердил готовность встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. «Мы не раз заявляли о своем стремлении к мирному урегулированию конфликта. И я еще раз хочу заявить, что готов встретиться с президентом Грузии Саакашвили», – сказал президент непризнанной республики.
По его словам, Южная Осетия обращалась к посредникам, в том числе к ОБСЕ и России, чтобы организовать такую встречу на высшем уровне в формате Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта (СКК) для подписания меморандума о невозобновлении боевых действий. «К сожалению, грузинская сторона по непонятным причинам отказывается от этого, несмотря на то что эту инициативу поддержали в России, а также действующий председатель ОБСЕ», – сказал Кокойты.
Он также не смог назвать дату следующего заседания СКК, заметив, что по вине Грузии переговорный процесс практически сорван. «Что касается заявления СКК, то провокационные действия Грузии сорвали предыдущее заседание, были задержаны посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Попов, а также командующий миротворческими силами генерал Евневич. Мы возлагали на эту встречу большие надежды, надеясь утвердить на ней рабочие группы по разработке совместного плана урегулирования конфликта и сдвинуть процесс с мертвой точки», – сказал Кокойты.
Спецоперацию МВД Грузии в Кодорском ущелье президент Южной Осетии назвал «хорошо подготовленной провокацией против Абхазии». Он также подчеркнул, что «именно с приходом Саакашвили к власти начали стрелять по миротворцам, начали отбирать гуманитарные грузы».
Отметим, что после подавления мятежа в Кодорском ущелье Грузия продолжает наращивать свое военное присутствие в этом единственном подконтрольном ей регионе Абхазии. При этом грузинские власти утверждают, что спецоперация в Кодорском ущелье против мятежника Эмзара Квициани и его сторонников проводилась исключительно силами полиции. Однако абхазская сторона говорит, что это была крупномасштабная военная операция, целью которой является подготовка плацдарма для военного присутствия.
Кроме того, Грузия намерена разместить в Кодори правительство Абхазии в изгнании, которое уже 13 лет находится в Тбилиси. Абхазия намерена всячески этому сопротивляться, угрожая в случае появления в Кодори правительства выйти из всяких переговоров с Грузией. Власти Абхазии опасаются, что появление еще одного правительства помешает им добиться независимости по косовскому сценарию.
Сегодня российские миротворцы в зоне грузино-абхазского конфликта сообщили, что Грузия перебросила в верхнюю часть Кодорского ущелья 50 автомобилей и свыше 500 вооруженных военнослужащих. Одновременно Грузия создает оборудованные блокпосты в верхней части Кодорского ущелья.
Министр обороны России Сергей Иванов в интервью РИА «Новости» не исключил возможности проведения международной инспекции грузинских вооруженных формирований, дислоцированных в Кодорском ущелье. По его словам, «регулярные части вооруженных сил Грузии были введены в Кодорское ущелье еще в первый день (проведенной там спецоперации). Что делать дальше? Как наблюдатели ООН, так и наши миротворцы требуют полной и тотальной инспекции тех так называемых полицейских сил, которые находятся там».
Операция в Кодорском ущелье была начата после того, как бывший шеварднадзевский полпред в этом регионе и командир расформированного батальона «Охотник» Эмзар Квициани в минувшее воскресенье заявил о неповиновении грузинским властям. Он обвинил Тбилиси в невнимании к проблемам жителей Кодори и заявил о воссоздании батальона (служба в котором было практически единственным источником дохода для жителей ущелья). При этом Квициани предложил властям переговоры и выдвинул свое условие – отставка главы МВД Вано Мерабишвили и министра обороны Ираклия Окруашвили. Однако Тбилиси отверг предложение. В итоге мятеж был подавлен, но Квициани, которому в Грузии грозит пожизненный срок, скрылся. Грузинские власти утверждают, что он бежал в Россию.
Россия неоднократно отмечала, что боевые действия Грузии в Кодорском ущелье являлись нарушением международных договоров: Московского соглашения 1994 года о ненахождении войсковых частей грузинской армии в Кодорском ущелье и рекомендаций Совета Безопасности ООН. Грузия, однако называла зачистку в ущелье полицейской, антикриминальной спецоперацией, несмотря на то что помимо полиции в ней принимали участие и войска.
См. также: