На прошедших накануне в Южной Осетии совмещенных выборах президента и референдума о независимости большинство жителей непризнанной республики, как и ожидалось, проголосовали за независимость и за нынешнего главу Эдуарда Кокойты. Результаты опросов, проведенных на выходах с избирательных участков, показали, что за независимость республики проголосовали 99% избирателей, а за Эдуарда Кокойты – 98%.
Примечательно, что опросы при выходе с избирательных участков проводило российское прокремлевское движение «Наши».
По данным югоосетинского Центризибикома, явка на избирательные участки составила около 95%, в связи с чем, как заявили в ЦИК, выборы можно считать состоявшимися, поскольку порог в 50% преодолен. МВД Южной Осетии никаких правонарушений в ходе голосования не зафиксировало.
Вопрос референдума звучал так: «Согласны ли Вы с тем, чтобы республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?».
Конкурентами Кокойты в борьбе за пост президента глава администрации Цхинвальского района Инал Пухаев, ответственный сотрудник Смешанной контрольной комиссии по урегулированию в зоне грузино-осетинского конфликта Леонид Тибилов, а также безработный Олег Габодзе.
«Я горд за свой народ. Активностью в голосовании он еще раз подтвердил свое единство и готовность строить независимое демократическое государство», – сказал Кокойты, узнав результаты голосования. Впрочем, в результатах он не сомневался с самого начала.
За ходом голосования наблюдали представители 11 стран: России, Украины, Польши, Германии, Австрии, Испании, Венесуэлы, Иордании. А также, что интересно – Абхазии, Приднестровья и Нагорного Карабаха. Наблюдавшие за голосованием депутаты Госдумы России заявили, что референдумом был запущен «процесс признания» Южной Осетии, а следом за ней Абхазии и Приднестровья.
Накануне НАТО осудил проведение референдума о независимости бывшей грузинской автономии, отметив, что он усилит напряженность в регионе. Против референдума высказывался также Евросоюз, который заявил, что не признает его итогов, и администрация президента США. На это Москва заявила, что мировое сообщество должно учитывать мнение жителей республики.
Между тем МВД Грузии распространило в воскресенье заявление о том, что выборы и референдум в Южной Осетии прошли «при информационной поддержке российского правительства».
Одновременно в южноосетинских селах, контролируемых грузинскими властями, при поддержке Тбилиси прошли альтернативные выборы президента Южной Осетии. Эти территории занимают почти треть непризнанной республики. Там главным кандидатом на пост лидера республики выступал Дмитрий Санакоев, брат Владимира Санакоева – лидера Союза национального спасения осетин, поддерживаемого Тбилиси. Эдуард Кокойты назвал альтернативные выборы фарсом, «на котором не стоит заострять внимание».
Основным итогом прошедшего в воскресенье референдума в Южной Осетии можно считать то, что в очередной раз затормозился прямой переговорный процесс между Цхинвали и Тбилиси, сказала в интервью «Полит.ру» доктор исторических наук председатель Совета Средиземноморско-Черноморских проблем Института Европы РАН Алла Язькова. По ее мнению, для решения южноосетинского конфликта мирным путем необходим прежде всего налаженный переговорный процесс, и ранее Россия поддержала эту идею и условия подобных переговоров, однако теперь они снова будут перенесены на неопределенный срок. «Результаты референдума были абсолютно предсказуемы, и в то же время они абсолютно не решают никаких проблем», - сказала Язькова.
Вместе с тем Язькова подчеркнула кардинальное отличие референдума в Осетии, от аналогичного в Приднестровье: это проведение альтернативных выборов в грузинских селах, где был показан прямо противоположный результат. При этом официальные избирательные участки в грузинских селах не создавались, и их жителям предлагалось отправиться в осетинские села, что не всегда было возможно даже по причинам личной безопасности.
Накануне референдума произошло несколько громких событий. Во-первых, власти Южной Осетии заявили о раскрытии заговора против правительства Кокойты: якобы в КГБ республики явился бывший министр внутренних дел Алан Парастаев и признался, что грузины заплатили ему 200 тысяч долларов за то, чтобы он убил Кокойты. В Цхинвали утверждают, что заговор был организован Союзом национального спасения осетин, который, придя к власти, якобы собирался подписать договор с Грузией о возвращении Южной Осетии под контроль Тбилиси на правах широкой автономии и о выводе российского военных.
И во-вторых, в Грузии с поста министра обороны был смещен главный «ястреб» грузинской политики Ираклий Окруашвили, который заявлял, что 2007 год будет встречать в Цхинвали. Окруашвили возглавил министерство экономики. Занявший его пост бывший глава Финансовой полиции. Давид Кезерашвили заявил, что «главной задачей Грузии по-прежнему является восстановление территориальной целостности, ничего не изменилось».
Южная Осетия, в которой проживают около 70 000 человек, откололась от Грузии в 1992 году в результате вооруженного конфликта и в том же году уже проводила референдум о независимости. Это, однако, не помогло ей добиться международного признания. С тех пор Тбилиси стремится вернуть отколовшиеся автономии – Южную Осетию и Абхазию – и обвиняет Россию в поддержке сепаратистов.
Российские власти говорят, что признают территориальную целостность Грузии и что не собираются расширять территорию России за счет Абхазии и Южной Осетии, однако признают право народов на самоопределение и увязывают решение этого конфликта с перспективой обретения независимости сербским краем Косово, населенным албанцами.