Общественным и политическим фоном предстоящего российско-американского саммита остаются антиамериканские настроения в России. Можно было бы говорить о происходящей и даже об уже произошедшей официализации антиамериканизма в России, если бы риторические стратегии власти в этом отношениии не выглядели бы столь двойственно, все более смещаясь в сторону неагрессивного диалога. Действительно, целый ряд постсентябрьских внешнеполитических жестов Путина можно расценивать как формирование курса на сближение с США в качестве "равного партнера" (а не "равного противника"), пекущегося в первую очередь о собственных политических интересах. Однако политическое поведение значительной части вполне пропрезиденских элит по-прежнему носит агрессивно антиамериканский характер, и "аналитические" передачи ОРТ, РТР и ТВЦ либо по-прежнему - как и год-два назад - мало чем отличаются от передач "Сегодня в мире" двадцатилетней давности, либо чрезвычайно медленно, с мощной обратной инерцией адаптируются к изменениям во внешнеполитическом климате. Геополитика ? разного рода квазинаучные гипотезы о связи территории и политики ? обретает статус научной дисциплины в той мере, в которой она обосновывает политические амбиции российского государства. Что стоит за этим зазором? Насколько он осознан элитой? Связан ли он с инерцией "холодной войны" или в нем уже проглядываются мотивы общеевропейского и общемирового антиамериканизма? Что такое антиамериканизм и каковы его движущие пружины?
Поискам ответов на эти вопросы посвящены статьи социологов ВЦИОМа Бориса Дубина "Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны" и Льва Гудкова "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма". Оба автора сходятся в ряде существенных мыслей: антиамериканизм ? это всегда в первую очередь антиамериканизм конкретной элиты, а не абстрактного "населения"; никакого "объективного", "адекватного" антиамериканизма не существует, это всего лишь рамка, язык для обсуждения разного рода внутренних v российских, европейских и т.п. ? общественно-политических проблем, способ ухода от их решения.
"Чисто социологически, v пишет Гудков, v совершенно нелепо говорить о самодостаточности "образа США", о реакциях населения на те или иные действия США или каких-то его представителей. У населения нет какого-то своего самостоятельного отношения к Америке (как полагают некоторые политологи, рассматривающие по инерции или лени его как "народ", как коллективного субъекта действия), которое могло возникать под воздействием его особых интересов или спонтанных обстоятельств, независимо от доминирующих института или группы, или всей системы институтов (если мы находимся внутри посттоталитарного общества), задающих и воспроизводящих образцы отношения к символическим объектам. В этом смысле отношение к "Америке" v это отношение населения в целом или отдельных групп к ведущим институтам общества, их функциям и характеру их реализации, к "самим себе".
"Современные исследователи, v пишет Дубин, v рассматривают антиамериканизм как ответную реакцию тех или иных групп населения на какую-то из коллективных фрустраций, болезненное ощущение которой смягчается перенесением вины и ответственности на отдельные "модерные" институты внутри своей страны либо на США как воплощение осуществленной модерности и модернизации в мире- Антиамериканизм v не столько ответ на те или иные шаги со стороны США, сколько хроническая болезнь самих интеллектуалов и в Европе, и в Америке, внутренние конфликты их ролевого самоопределения, следствие отчуждения от ведущих, наиболее модерных и выступающих локомотивами модернизации институтов собственного общества. Факт внешних воздействий на национальные элиты ? ни со стороны США, ни со стороны СССР v при этом нисколько не исключается. Но принципиальным обстоятельством является то, что отношение культурных элит, вырабатывающих интегративные символы и образцы, к Америке (включая их антиамериканизм), задано, опосредовано отношением к массовой культуре, иначе говоря v проблемами их самоопределения в качестве публичных интеллектуалов у себя в стране, борьбой за более широкое общественное влияние и культурный авторитет".
Читайте в разделе "Из жизни идей" статьи ведущих социологов ВЦИОМа Бориса Дубина "Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны" и Льва Гудкова "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма".