будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир
Тупикин Влад

За границами свободы

Фестиваль документальных фильмов «Чечня» летом и осенью прошел в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке. Буквально на днях те же фильмы могли увидеть жители Страны Восходящего Солнца. Однако для их показа в Москве возникли неожиданные, а может, и не такие неожиданные препятствия.

Изначально фестивальные показы планировалось провести в «Киноцентре». Общероссийское общественное движение «За права человека» перевело на его счет 134 310 рублей, чтобы билеты на все сеансы фестиваля были бесплатными. В программу было внесено 18 фильмов v на целую дюжину больше, чем крутили на Западе и Востоке. В городе появились афиши, в метро v наклейки. На 1 октября назначили пресс-показ, а на 2-4 октября v сам фестиваль. Тут-то и началось.

Весь день 30 сентября Юрию Самодурову, директору Музея и общественного центра имени А.Д. Сахарова (Музей выступил одним из главных организаторов фестиваля наряду с «Мемориалом», Московской хельсинкской группой и другими организациями) названивали из «Киноцентра». Вопросы шли по нарастающей: «Какой направленности фестиваль? Правительственной?»; «Можно ли получить подробные аннотации фильмов?» (до 30 сентября «Киноцентр» никакого интереса к аннотациям не проявлял); «Согласовано ли проведение фестиваля с Сурковым?» (речь идет о замглавы администрации президента).

Юрий Самодуров был уже уверен, что вопросы задает не совсем Владимир Медведев, управляющий-художественный руководитель «Киноцентра», вернее, он их не столько сам задает, сколько v озвучивает. Настоящий источник вопросов, считает Юрий Самодуров, совсем иной, от киноискусства и кинопроката далекий v Федеральная служба безопасности РФ.

v Видимо, сотрудники ФСБ по дороге на работу обнаружили в метро наклейки с рекламой фестиваля «Чечня», v предполагает Юрий Самодуров. v Похоже, именно эти оперативные данные послужили причиной беспокойства Лубянки, поскольку после многочисленных рассылок по журналистам и правозащитным сетям никакой реакции с их стороны не было v наклейки же появились буквально перед самым фестивалем.

На мысль о следах ФСБ в этом деле наводит упорство, с которым администрация «Киноцентра», получив ответы и аннотации, требовала снять с программы показа то один фильм, то другой, то третий, пока в «стоп-листе» кинопрокатчиков не оказалось четыре фильма, в трех из которых, по словам Юрия Самодурова, высказываются претензии к ФСБ.

Вот аннотации этих фильмов (цитирую про программе фестиваля):

Правдивые рассказы: война Бабицкого.


Производство канала Channel 4, Великобритания

Этот документальный фильм рассказывает о судьбе журналиста Андрея Бабицкого, чьи репортажи из Чечни приводили в ярость российские власти. В 2000 году Бабицкий получил награду за достижения в журналистике и демократии от Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В 2001 году фильм получил награду организации Международная Амнистия «UK Media Award».

Убийство с международного согласия


Режиссер v Кристина Курчаб-Редлих, производство Polsat-TV, Польша

Веские доказательства жестокости против гражданского населения и манипуляции во время недавнего референдума. Пустые улицы в день выборов явно ставят под сомнение заявленную 96-процентную явку населения.

Террор в Москве


Режиссер Дэн Рид, производство канала Channel 4 / Mentorn, Великобритания

Этот потрясающей силы документальный фильм, автор которого v продюсер и режиссер Дэн Рид, создатель знаменитой «Долины», рассказывает о том, что на самом деле происходило в те страшные дни и часы в осажденном театре. В его основе v свидетельства выживших очевидцев, расшифрованные записи разговоров по мобильной и стационарной телефонной связи, ранее не демонстрировавшиеся съемки штурма здания и его результатов, и, самое главное, уникальная видеозапись событий, которую вел один из боевиков своей видеокамерой, это взгляд изнутри и на развитие трагедии, и на ее последствия для тех, кто попал в эпицентр событий.

Покушение на Россию


Режиссер Жан-Шарль Денье, производство Transparencies Productions, Франция

Сентябрь 1999 года v время террора в городах России. Взрывы в жилых домах в Москве, Буйнакске, Волгодонске привели к гибели сотен ни в чем не повинных людей. Кровавые теракты настроили массы на войну до победного конца в Чечне и вызвали рост популярности энергичного премьер-министра Путина, обеспечив ему победу в президентской кампании. 22 сентября происходит странный инцидент в Рязани, где в подвале жилого дома обнаружены мешки с гексогеном и детонатор. Фильм французских журналистов продолжает расследование этой загадочной истории. Он запрещен в России, несмотря на то, что, согласно опросам, более половины россиян хотели бы его увидеть.

v Снять из программы один фильм мы еще могли. Снять два был готов лично я, v говорит Юрий Самодуров, v но предстояло бы еще убеждать в этом весь Оргкомитет. Но когда они предложили снять четыре фильма, причем, все четыре v из международной программы, показанной в Англии, Америке и Японии, стало ясно, что речь идет о фактическом запрете фестиваля в «Киноцентре». Именно поэтому мы и приняли решение показывать фильмы у себя, в Музее Сахарова. Это, конечно, очень жаль. В кинотеатре v совсем другая атмосфера. В кинотеатр ты приходишь смотреть что-то, что тебе интересно. А теперь люди пойдут смотреть в Музей Сахарова что-то, что запрещено. Совсем другие мотивы, совсем другая атмосфера. Жаль.

v Отмена этого международного фестиваля, v
продолжает Юрий Самодуров, v возможный симптом того, что человек, который находится на самом верху, v наш президент, v не хочет распространения информации, не хочет распространения другой правды о Чечне. Это симптом того, что далеко не все благополучно на самом верху, что люди там не хотят знать правду. Но жить с зажмуренными глазами, даже если кто-то наверху живет именно так, общество не может.

Самодуров далек от произнесения громких филиппик в адрес администрации «Киноцентра». Он пытается разобрать ситуацию логически:

v Если люди идут на крупную неприятность, которой, безусловно, является отмена международного кинофестиваля, если люди возвращают перечисленные деньги, то должна быть какая-то еще более крупная неприятность, от которой они таким образом уходят. Сейчас, вроде бы, за такое не сажают. Тогда что это может быть? Это может быть либо увольнение, либо, вообще v склонение чаши весов в пользу иных претендентов на собственность «Киноцентра» v ведь, как известно, вокруг здания на Дружинниковской уже несколько лет ведутся «споры хозяйствующих субъектов». В такой ситуации у меня рука не поднимается осуждать администрацию «Киноцентра». Если бы подобному давлению поддалась общественная правозащитная организация, можно было бы дальше руки не подавать, но тут речь идет об обычной конторе, которая показывает кино. Почему ее администрация должна бороться за свободу слова вплоть до собственного увольнения? Может быть, для них v это не то обстоятельство, в связи с которым надо проявлять гражданскую позицию.

Увы, сбылись мои самые пессимистические предвидения v я с самого начала говорил, что в Москве ни один кинотеатр не решится показать такую программу. Ну, что ж, мы покажем ее сами, в зале на втором этаже, оборудованном видеопроекцией
, v закончил свой рассказ Юрий Самодуров.

После пресс-показа я спустился на первый этаж Музея Сахарова покачиваясь. И не только потому, что шесть часов видео с небольшими перерывами v это многовато. Просто фильмы, отобранные к показу, оказались действительно очень страшными и очень талантливыми. Даже регулярно читая отчеты правозащитников, даже лично общаясь с возвращающимися из Чечни наблюдателями и военными, не представляешь себе того ужаса, который способны передать несколько минут хорошо снятого видео. Фильмы, которые в эти дни крутят в Музее Сахарова на углу Земляного Вала и Яузы, не заставляют принять ни сторону чеченского сопротивления, ни сторону федералов v они укрепляют в единственной мысли: эту войну надо прекращать v как угодно, но только быстрее. Потому что все время v когда мы смотрим эти фильмы или читаем рецензии на них v в Чечне кого-то похищают, пытают и убивают. Прямо сейчас. В эту самую минуту.

Тупикин Влад
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).