Западная пресса пишет о неокейнсианцах, валютных приключениях, отношениях между Россией и Западом, а также еврокредиторами и Грецией.
Экономика и сокращения
The Economist критикует неокейнсианцев на примере британского лейбориста Джереми Корбина, который в скором времени может возглавить партию. Кейнсианцы в Британии сейчас популярны, так как сокращение бюджетных расходов на социальные нужды у многих вызывает недовольство. Его же хвалят американские неокейнсианцы – в частности, известный экономист Пол Кругман. Классический кейнсианский подход предполагает компенсировать социальные расходы за счет постепенного повышения налогов по мере роста благосостояния. Корбин предлагает вместо этого урезать субсидирование корпораций (или взимать с них более высокие налоги). По факту это то же самое бюджетное сокращение, что и в случае с социальными расходами. И то, и другое ведет к сокращению спроса в экономике и, соответственно, к ее спаду, просто разговоры про корпорации гражданам нравятся больше.
Риск валютной войны
The Atlantic обсуждает продолжающееся уже третий день снижение курса юаня. Считая со вторника, когда Китай объявил девальвацию, он упал уже на 4,4%. Объяснения в том духе, что все это последствия политического сдвига в сторону либерализации, у многих вызывают скепсис. Более вероятное объяснение – это попытка китайских властей хотя бы номинально удержать то состояние экономики, которое партия декларировала в качестве целевого. Но эта цифра в итоге получится де-факто завышенной. Пока что Китай пытается успокаивать участников мирового рынка заверениями, что это временная ситуация, и снижение курса контролируется. Однако среди наблюдателей уже начали возникать опасения, что это может привести к валютной войне.
Россия и Запад
Болгарский политолог Иван Крастев пишет в NY Times, что Запад зачастую неверно трактует мотивы и цели России. Многие аналитики ошибочно полагают, что для того, чтобы понять Россию, надо понять ход мыслей Путина. Во времена холодной войны процесс принятия решений в советском истеблишменте воспринимался как нечто совершенно непроницаемое и труднопредсказуемое. Сейчас пытаются найти логику. Крастев призывает западных аналитиков прислушиваться к мнению политтехнолога Глеба Павловского, которое иногда может быть показательным. В частности, Павловский писал, что у Путина нет никакой долгосрочной стратегической программы, которую Запад пытается проследить в действиях России. Если Павловский прав, то западные попытки взаимодействия с Россией, основанные на допущении, что у нее есть определенные планы, заведомо обречены на неудачу.
Извлечение уроков
Третий пакет финансовой помощи Греции, пишет Wall Street Journal, свидетельствует о том, что еврокредиторы попытались учесть предшествующий опыт. Этот пакет отличается от предыдущих тем, что предписывает не только сокращение пенсий и повышение налогов, но и социальную программу, которая гарантирует минимальный доход бедным. Это значит, что кредиторы осознали связь между бюджетными сокращениями, народным недовольством и приходом к власти нелюбимой ими «Сиризы». Предполагается, что такой шаг скомпенсирует возмущение из-за сокращения пенсий. Однако суть условий осталась той же, что прежде: еврокредиторы настаивают на приватизации многих сфер, которыми сейчас ведает государство. Того же самого они безуспешно добивались и прежде, однако ничего не вышло. Ничто не располагает к тому, что в этот раз будет иначе. В этом смысле следует признать, что учтена лишь незначительная часть опыта.
Coca-Cola бичует нравы
Журнал Time пишет, что производители сладких газированных напитков в США, прежде всего Coca-Cola, энергично включились в пропаганду «здорового образа жизни» на волне сменившегося тренда в массовой диетологии. Раньше народное мнение гласило, что к ожирению приводит злоупотребление вредными продуктами – прежде всего, фастфудом и теми самыми сладкими газированными напитками. Потом мода сменилась, и начали говорить о том, что ожирение – это следствие недостаточной физической нагрузки. Производители усмотрели в этой риторике благоприятный поворот и живо включились в финансирование программ, исследующих сжигание калорий и пропагандирующих активный образ жизни (с подтекстом, что проблема вовсе не во вредных продуктах, а в том, что некоторые люди ленятся двигаться). Time обеспокоенно замечает, что таким образом производители распространяют вредные мифы и искажают идею здорового образа жизни.