будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Задачи для G-20

Задачи для G-20
gric_big

Состоявшийся в прошедшую субботу саммит G-20 выявил две группы проблем, над которыми теперь придется ломать голову мировому финансовому сообществу. Первая связана со слабым регулированием финансовых рынков, из-за чего, во всяком случае, формально, произошло недавнее обрушение этих рынков. Вторая - с преодолением последствий финансовой паники, когда инвесторы из развитых стран в срочном порядке выводили свои средства из активов в развивающихся странах, ставя экономики последних на грань самого сурового и беспощадного кризиса.

Проблемы, относящиеся к первой группе, в общем, хорошо известны финансовому сообществу, в том числе и российскому. Главной из них может считаться сложившийся механизм функционирования системы деривативов, то есть производных финансовых инструментов. В принципе, деривативы существуют уже не одно столетие, однако до последнего времени их применение было ограничено достаточно узкой сферой хозяйственного оборота – они использовались для хеджирования (или страхования) рисков хозяйственной деятельности, что, безусловно, было очень полезно для бесперебойного ее осуществления. Но с начала 90-х годов сфера применения деривативов резко расширилась, и они стали использоваться как инструменты финансирования инвестиционных проектов, подменяя собой традиционное кредитование. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в США, где разделение банковского и инвестиционного бизнеса произошло еще в 30-х годах и где банковская и инвестиционные системы успели сильно обособиться. Теперь, конечно, с этим обособлением покончено, но для этого должен был произойти мировой финансовый кризис со всеми вытекающими из него последствиями.

Вторая по важности проблема первой группы состоит, как ни странно, в слабости государственного регулирования. Правда, регулирование здесь понимается в несколько ином смысле, чем принято в России. Это не государственный заказ или централизованно раздаваемые кредиты, а система норм и правил, обязательных для исполнения всеми участниками рынка. Роль государства здесь сводится только к надзору за исполнением этих правил, с использованием, в основном, механизмов судебной защиты. К сожалению, как это выяснилось уже в ходе кризиса, регулирование было слабым, во-первых, потому, что не охватывало целые сегменты финансового рынка (те же деривативы или рынок FOREX), что позволяло создавать крайне неустойчивые финансовые конструкции, а во-вторых, даже там, где хозяйственная деятельность была полностью покрыта законодательством, регулятор не смог или не захотел им воспользоваться и предотвратить нарастание негативных тенденций.

В связи с этим возникает третья проблема, так как наряду с государственным регулированием существует еще и независимое частное регулирование в виде рейтинговых агентств. Выставляемые этими агентствами рейтинги (для отдельных стран, компаний, видов финансовых инструментов) должны были служить ориентиром для инвесторов – куда вкладывать, в чем продолжать держать и откуда выводить свои сбережения. Но, опять же, как показал опыт, эти рейтинги оказались слабым подспорьем для инвесторов и скорее дезориентировали их, чем помогали сделать правильный выбор.

На все эти проблемы накладывалась еще одна, которую, наверное, можно было бы назвать проблемой страновой ассиметрии законодательства. Понятно, что каждая страна создает законодательство самостоятельно и только в отдельных случаях увязывает его (гармонизирует) с законодательством других стран. В принципе, если речь идет о какой-нибудь средней или малой стране, то это вполне нормально. Но если речь идет о крупнейшей экономике мира, такой, как США, то все недостатки законодательного регулирования ее финансового рынка, о которых мы говорили выше, автоматически становятся недостатками мирового рынка. И мировой рынок, увы, ничего с этими недостатками поделать не может, потому что это недостатки суверенного законодательства, над которым он не властен. Здесь группа G-20 может проработать вариант создания международного законодательства по регулированию финансовых рынков, которое будет обязательным для всего мирового сообщества.

Кроме вышеперечисленных проблем группа G-20 выделила еще проблемы гармонизации налогового законодательства и правил бухгалтерского учета и отчетности, но это достаточно специальные темы, которые мы, может быть, разберем отдельно.

Рассмотрим вторую группу проблем, связанную с оттоком капиталов с развивающихся рынков, который поставил эти рынки в крайне тяжелое положение. Этот процесс в 2007-2008 годах был совершенно не похож на отток капиталов, имевший место в прошлом, хотя бы в череду кризисов 1997-1999 годов. Тогда инвесторы выводили средства из-за того, что на развивающихся рынках ситуация действительно была плохой, и они могли или потерять свои инвестиции, или надолго их заморозить. Но десять лет спустя ситуация оказалась совсем другой. На развивающихся рынках все было хорошо, они росли, как на дрожжах, но вот на развитых рынках дела становились все хуже и хуже. У международных инвестиционных компаний возникли серьезные внутренние долги, сложности с погашением которых могли бы привести эти компании к банкротству. Поэтому они в срочном порядке стали выводить средства из иностранных активов, пытаясь получить ресурсы для решения внутренних проблем.

Как показал опыт, эти лихорадочные действия не только не спасли инвестиционные компании от банкротства или резкого сокращения масштабов деятельности, но и нанесли серьезный удар по развивающимся рынкам. Лишенные внешнего финансирования, эти рынки тут же пошли вниз, так как опереться на другие источники, например, на внутренние сбережения, они не могли и не могут по причине крайней незначительности этих сбережений. Таким образом, из-за внутренних проблем развитых стран инвестиционный процесс в развивающихся странах практически затормозился. Мировая экономика впала в депрессию.

В принципе, конечно, мировая финансовая система имеет инструменты, которые позволяют смягчить последствия тех или иных кризисов. Например, если у развивающейся страны возникают проблемы с платежным балансом, когда падает стоимость экспорта, и оплачивать в прежних размерах импорт уже нечем, то на помощь приходит Международный валютный фонд, и выделяет валютные ресурсы на оплату импорта до того времени, пока стоимость экспорта не восстановится до прежних размеров. А если производственная и социальная инфраструктура страны сильно неразвита, и это отпугивает иностранных инвесторов, то тогда на помощь приходит Мировой банк реконструкции и развития, который финансирует многочисленные инфраструктурные проекты, улучшающие условия ведения бизнеса в этой стране.

Однако сейчас эти уважаемые организации оказались бессильны чем либо помочь, так как ни одна из них не приспособлена для решения проблемы оттока частного иностранного капитала. Они не могут, да и не должны замещать своими ресурсами частные инвестиции и, соответственно, в этом отношении ничем не могут сегодня помочь развивающимся странам.

Поэтому перед группой G-20 возникает задача создания института для регулирования международных инвестиций, хотя как их регулировать, совершенно не понятно, поскольку поток частных инвестиций такой большой, что заместить его, хотя бы даже частично, никакая международная организация не сможет.

Тем не менее, группе G-20 придется поторопиться с решением именно этой задачи, так как в противном случае на место традиционных инвесторов придут другие организации, правда, не международные, а национальные, такие например, как хорошо всем известные суверенные фонды. У этих фондов с финансовыми ресурсами все в порядке, и они с удовольствием займут место и международных финансовых организаций, и частных инвесторов на рынках развивающихся стран.

Правда, международные финансовые организации могли бы помочь развивающимся странам в решении другой задачи, а именно – в поддержании достаточного размера валютных резервов. Дело в том, что все эти страны столкнулись с уменьшением валютных резервов из-за оттока иностранного капитала, так как механизм оттока предполагает сначала продажу местных активов за национальную валюту, а потом конвертацию этой валюты в международную. В результате этой двухходовки развивающиеся страны лишились и инвестиций, и валютных резервов. И если с инвестициями помочь будет действительно трудно, то вот пополнить валютные резервы развивающихся стран международные организации могут достаточно просто.

Таков общий набор проблем, который предстоит решать группе G-20. Российское участие в этой группе определяется не только ее местом в мировой экономике, но и тем, что она сама является пострадавшей стороной мирового финансового кризиса: отток иностранного капитала сильно ударил и по ее фондовому рынку, и по валютным резервам. С другой стороны, каким бы не был отток инвестиций, на внутренний инвестиционный процесс он повлияет слабо, так как доля этих инвестиций была достаточно небольшой, а валютные резервы российских монетарных властей, несмотря на снижение, остаются одними из самых больших в мире. То есть мы даже помочь кому-нибудь сможем, пусть и не в таких масштабах как Китай или Япония.

См. также:

  • Семинар с Леонидом Вальдманом. Механизмы и последствия экономического кризиса в США. Часть 1.Часть 2
  • Леонид Вальдман. Американская экономика: 2008 год
  • Леонид Вальдман. Американская экономика: 2006 год
  • Леонид Вальдман. Об экономической ситуации в США
  • Леонид Вальдман. Что же выбирает Америка?
  • Лекция Джонатана Андерсона. Экономический рост и государство в Китае
  • Григорий Гриценко. Соединенные Штаты против доллара
  • Григорий Гриценко. Банковская пробка
  • Григорий Гриценко. Запоздавшие похороны
  • Григорий Гриценко. Горькое лекарство от экономического кризиса
  • Григорий Гриценко. Критикам Полсона
  • Григорий Гриценко. Китайский фронт американского кризиса
  • Григорий Гриценко. Ставка против дефолта
  • Григорий Гриценко. Скромные надежды на американскую экономику
  • Григорий Гриценко. Ограниченный эффект денежной политики
  • Григорий Гриценко. Чудеса американской статистики
  • Григорий Гриценко. 15 лет в МВФ
  • Григорий Гриценко. Всемирное пугало или финансовый зонтик
Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).