Современное название "Мирное" возникло на картах в 1957 г., когда Хрущев решил бороться со старыми именами. Старое название села, привычное для его жителей - Карячка - происходит от татарского Кара-Чакир, "черный мыс". В 2005 г. Пригарин уже выпустил отдельный сборник материалов конференции "Липоване", посвященный Карячке, и вот теперь конференция вернулась в село, знаменитое своей историей. Старообрядцы начали массово переселяться в Буджак в начале 1820-х гг., например, в Карячку - с 1821 г., создав компактную группу старообрядческого населения в Буджаке, входящем ныне в Одесскую область.
Традиционно в подготовке конференции участвуют, помимо университета, несколько организаций. В этом году это Одесская областная госадминистрация, Россотрудничество в Украине и общины старообрядцев в селах Буджака. А.Пригарин считает особенно важным участие российской стороны, а замруководителя Представительства Россотрудничества в Украине Ю.Ю.Диденко, вступая на открытии конференции, даже сказал, что для России необычайно важна тема изучения истории и быта старообрядцев Бесарабии.
Пленарная сессия конференции открылась 25 октября в доме культуры с. Мирное выступлениями организаторов и гостей конференции. Первым выступил старообрядческий архиепископ Киевский и Всея Украины Савватий (Козка), который пожелал конференции успеха, подчеркнул, что ученые изучают сообщество людей, мотивированных, прежде всего, верой, и призвал искать их мотивации в религиозной области. Сейчас, заметил архиепископ, религия меньше мотивирует людей, но я регулярно вспоминаю и молюсь за многие поколения староверов Буджака, для меня они все живые, это люди, которых я как будто встречаю на улице.
Старожилка села Феодосия Масленникова и Александр Пригарин открывают конференцию
Александр Пригарин и старожилка села Феодосия Масленникова рассказали вкратце о Карячке и волнах миграций из России, самой любопытной из которых была волна русских переселенцев из Калужской губернии в начале 1820 г. Выступавший затем А.Муравьев говорил о сложностях определения понятия "липоване" (как традиционно называют в Бесарабии старообрядцев), ибо в нем "зашиты" два разных критерия идентичности: собственно религиозный и этнический, точнее, этно-культурный. Пока доминирует один критерий идентичности, липоване находятся в состоянии смещенного равновесия, возникают языковые и религиозные конфликты. Однако в ходе жизни рядом с другими этно-конфессиональными группами Бесарабии они смогли найти баланс, позволяющий им существовать относительно интегрировано и выражать присущий изначально всем старообрядцам ценностный ориентир свободы, как в области религиозной, так и в области социально-политической. А.Пригарин в своем докладе подчеркнул такую черту современных липован, как инновативность и высокая социальная мобильность. Местные старообрядцы известны и в Киеве, и в Москве, причем в самых разных областях, от политики, до науки.
На следующий день заседания конференции возобновились в мирновской школе, где под руководством директора Л.Б.Масленниковой и преподавателя истории Л.Ф.Нагорной школьники представили ученым гостям свои работы по краеведению, среди которых были интересные рассказы о топонимике Карячки (Анна Ефимова) и ее окрестностей, а также о чтимом у староверов села образе преподобной Парасковии (Д. Гурова), в честь которого освящена местная старообрядческая церковь. Весь остальной день был посвящен докладам гостей. Весьма интересные доклады привезли исследователи иконописи М.М.Красилин и М.А.Чернов, которые рассказали о народных иконах. М.Чернов, в частности, привлек внимание к образу Ильи Пророка, популярному у старообрядцев как образ героя, противостоящего неверному царю, и исповедника веры.