будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Загадка русских старообрядцев Подунавья

Загадка русских старообрядцев Подунавья
2

Конференция о буджакских старообрядцах "Липоване", прошедшая в селе Мирное Килийского района Одесской области, - уже 9-я по счету. Ее бессменный организатор и энтузиаст Александр Пригарин, доцент Одесского университета им. Мечникова, вспоминает, что его липованская эпопея началась много лет назад именно в Мирном, куда начинающий одесский этнограф прибыл для документирования истории этого старинного села. С 2003 г. проводит Пригарин конференции, посвященные старообрядцам Южного Подунавья или - как его называют местные - Буджака.

Современное название "Мирное" возникло на картах в 1957 г., когда Хрущев решил бороться со старыми именами. Старое название села, привычное для его жителей - Карячка - происходит от татарского Кара-Чакир, "черный мыс". В 2005 г. Пригарин уже выпустил отдельный сборник материалов конференции "Липоване", посвященный Карячке, и вот теперь конференция вернулась в село, знаменитое своей историей. Старообрядцы начали массово переселяться  в Буджак в начале 1820-х гг., например, в Карячку - с 1821 г., создав компактную группу старообрядческого населения в Буджаке, входящем ныне в Одесскую область.
Традиционно в подготовке конференции участвуют, помимо университета, несколько организаций. В этом году это Одесская областная госадминистрация, Россотрудничество в Украине и общины старообрядцев в селах Буджака. А.Пригарин считает особенно важным участие российской стороны, а замруководителя Представительства Россотрудничества в Украине Ю.Ю.Диденко, вступая на открытии конференции, даже сказал, что для России необычайно важна тема изучения истории и быта старообрядцев Бесарабии.
Пленарная сессия конференции открылась 25 октября в доме культуры с. Мирное выступлениями организаторов и гостей конференции. Первым выступил старообрядческий архиепископ Киевский и Всея Украины Савватий (Козка), который пожелал конференции успеха, подчеркнул, что ученые изучают сообщество людей, мотивированных, прежде всего, верой, и призвал искать их мотивации в религиозной области. Сейчас, заметил архиепископ, религия меньше мотивирует людей, но я регулярно вспоминаю и молюсь за многие поколения староверов Буджака, для меня они все живые, это люди, которых я как будто встречаю на улице.
Старожилка села Феодосия Масленникова и Александр Пригарин открывают конференцию
Александр Пригарин и старожилка села Феодосия Масленникова рассказали вкратце о Карячке и волнах миграций из России, самой любопытной из которых была волна русских переселенцев из Калужской губернии в начале 1820 г. Выступавший затем А.Муравьев говорил о сложностях определения понятия "липоване" (как традиционно называют в Бесарабии старообрядцев), ибо в нем "зашиты" два разных критерия идентичности: собственно религиозный и этнический, точнее, этно-культурный. Пока доминирует один критерий идентичности, липоване находятся в состоянии смещенного равновесия, возникают языковые и религиозные конфликты. Однако в ходе жизни рядом с другими этно-конфессиональными группами Бесарабии они смогли найти баланс, позволяющий им существовать относительно интегрировано и выражать присущий изначально всем старообрядцам ценностный ориентир свободы, как в области религиозной, так и в области социально-политической. А.Пригарин в своем докладе подчеркнул такую черту современных липован, как инновативность и высокая социальная мобильность. Местные старообрядцы известны и в Киеве, и в Москве, причем в самых разных областях, от политики, до науки. 
На следующий день заседания конференции возобновились в мирновской школе, где под руководством директора Л.Б.Масленниковой и преподавателя истории Л.Ф.Нагорной школьники представили ученым гостям свои работы по краеведению, среди которых были интересные рассказы о топонимике Карячки (Анна Ефимова) и ее окрестностей, а также о чтимом у староверов села образе преподобной Парасковии (Д. Гурова), в честь которого освящена местная старообрядческая церковь. Весь остальной день был посвящен докладам гостей. Весьма интересные доклады привезли исследователи иконописи М.М.Красилин и М.А.Чернов, которые рассказали о народных иконах. М.Чернов, в частности, привлек внимание к образу Ильи Пророка, популярному у старообрядцев как образ героя, противостоящего неверному царю, и исповедника веры.
Липоване поют
Гость из Латвии рижский старовер П.А.Алексеев рассказал, как староверы выживают в Латвии в период Второй республики. Ученые из Молдовы, Украины, России и Румынии поделились своими результатами изучения старообрядческой культуры на пространстве от Вологодчины (доклад С.Мацнева о деле "кузюгских раскольников", противостоявших синодальным миссионерам в 1843г.) до Молдовы (доклад А. Маголы о дьяконе Несторе Венедиктове из Куничи, прошедшем несколько лагерных сроков в сталинское время). Интересные доклады прочитали специалист по исторической статистике из Харькова П.Еремеев и этнограф И.Младинова. В первом случае было показано, как статистика манипулировала данными о количестве старообрядцев, чтобы угодить государственным и церковным начальникам, а во втором рассказано о том, как уживались у старообрядцев Карячки-Мирного советские праздники с церковно-православными. Например, на 8марта мирновские староверы ходили на митинг, но отказывались от вина и угощения, так как этот советский праздник попадает на Великий Пост.
Мемориальная часовня в Анкудинове
По окончании заседаний участники конференции отправились в "старообрядческую Венецию", 
соседнее село Вилково, о котором "Полит.ру" уже рассказывал. Там, посетив мемориальную часовню на острове Анкудиново, ученые обменялись впечатлениями и запланировали темы на следующую, юбилейную конференцию в Буджаке.
За девять лет в рамках конференции"Липоване" много сделано по исследованию липован и старообрядчества вообще, но материала остается еще немало, а тем, обобщающих его - еще больше. Исследование русских старообрядцев на Дунае продолжает оставаться актуальным, ведь это и опыт выживания, и опыт религиозного контакта, и опыт социальной коммуникации, да и просто исторический, человеческий опыт большой ценности, очень добавляющий понимания истории русского народа в целом.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).