Кремль и ЦИК, располагая центристской коалицией в 261 голос, к вечеру четверга в относительно агрессивном стиле довели закон о партиях до финала второго чтения, почти не изменив редакции, согласованной Кремлем с профильным комитетом. Муторную интригу курировал лично Владислав Сурков. Дума сама приняла лишь одно решение, против мнения Кремля и ЦИКа разрешив наличное спонсирование партий в размере не более 10 МРОТ с персоны. Как сказала LПолит.Ру¦ член ЦИКа Елена Дубровина, таким образом предприятия получают возможность втемную давать деньги, но признала, что Lлазейка не такая уж большая¦. И еще одна, более важная поправка Иваненко прошла с санкции Кремля v надзор за партиями переведен из Генпрокуратуры в Министерство юстиции. Серьезное наступление на орган Устинова через судебный пакет Кремль дополнил и партийным законом. В остальном изменились сущие мелочи.
Так, была принята популистская, якобы компромиссная поправка Примакова о замене бюджетного финансирования Lкомпенсацией затрат¦, в зависимость от которой фракция ОВР ставила свое голосование по закону в целом. Поправка Примакова, как доложил с трибуны глава профильного комитета Зоркальцев, это Lсовсем другое участие государства¦. Но она вообще не изменила закон: бюджетное финансирование остается ежегодным, в размере 0.005 МРОТ за голос для партий, набравших более 3 %. Это около полумиллиона долларов для партии типа КПРФ. В принципе, партии имеют право деньги не брать. На вопрос LПолит.Ру¦, в чем же компромисс ОВР, Елена Дубровина широко улыбнулась. СПС в итоге голосовал против закона в целом. Закон прошел альянсом LЕдинство¦-ОВР-LНарДеп¦-LРегионы России¦-ЛДПР-LЯблоко¦. Кажется, впервые в столь важном деле LЯблоко¦ и СПС заняли противоположные позиции. Олег Морозов еще раньше заявил, что, проиграв битву за региональные партии, его группа проголосует "за". Прорегиональная поправка набрала 96 голосов. Шансы на естественное вето сената остаются призрачными. К июлю 2003 года региональные партии исчезнут вовсе, как будто их и не было.
Новая кремлевская концепция партий дозволяет партийность высших должностных лиц, в том числе губернаторов, оставляя президенту право самому решать: приостанавливать членство в партии либо нет. Эта норма прогрессивнее первой. Остальные базовые положения таковы: партия обязана иметь более 10 000 членов и филиалы более чем в половине регионов страны с минимальной численностью в 100 человек. Обязательное условие существования партии v участие в выборах не реже чем раз в пять лет. Партии, представленные в Думе, более остальных защищены от государственных репрессий. При этом сам механизм государственного контроля стал более либеральным в целом.
Борис Надеждин расценил итог второго чтения как Lбольшую победу Кремля¦. Действительно, первый после конфузного закона о третьем сроке крупный политический проект был проведен с относительно некрупным скандалом, собрав жесткую оппозицию лишь из достаточно маргинальной группы правозащитников и последовательных федералистов. Претензии первых, в основном, касаются злополучного финансирования и представляются чрезмерными. Пафос вторых натолкнулся на реальную поддержку абсолютистской политики Путина. Одновременно Кремль вместо кремлевско-коммунистического сумел построить более изящный центристский альянс, принудив к солидарному голосованию путинское думское большинство.