будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Евросоюз Украина санкции
Июнь 16, 2025
Мир
Краев Тихон

Запад и новый поход к санкциям

Запад и новый поход к санкциям
Ukraina-ES-Rossiya
Фото: telegraf.com.ua

Похоже, что в Европе медленно формируется новый тренд в отношении к России по поводу санкций. Позавчера президент Франции Франсуа Олланд сказал, что экономические санкции против России должны быть остановлены, «но только в случае прогресса на Украине», вчера примерно то же самое заявил латвийский министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.

Во втором случае не следует сводить дело к избыточной активности не слишком крупных европейских стран. Латвия с января председательствует в ЕС и, соответственно, Ринкевич мог выражать не столько латвийскую, сколько общую позицию ЕС.  

Барак Обама в декабре говорил, что «мы готовы свернуть санкции, если Россия предпримет необходимые шаги». Это выглядело не слишком конкретно. По его версии, такими шагами должно быть выполнение минских договоренностей о прекращении огня. Это очень немного, и как бы даже уже и выполняется. Но заодно Обама призвал Россию отказаться от присоединения Крыма и «прекратить поддержку сепаратистов». Если первый пункт тут как-то и оставят в покое, то второй – явно обязателен. Хотя и тоже не вполне конкретен.

Тогда же, 18 декабря после саммита Евросоюза в Брюсселе Ангела Меркель сообщила, что Владимир Путин «обещал оказать помощь в сохранении территориальной целостности Украины». В этой связи Меркель сказала, что если Путин «предпримет какие-либо действия для выполнения своего обещания», то санкции ЕС против России будут отменены.

Ну а теперь январь, а вопрос примерно тот же: что может иметься в виду под прогрессом, о котором говорит теперь Олланд? Вообще, он считает, что В.Путин «заплатил уже достаточно дорого за свои действия на юго-востоке Украины». Но это мало что поясняет, ни разу не видна связь «платы» с тем, какие действия должна произвести Россия. Разве что Олланд как бы намекнул на то, где могут решаться эти вопросы: он хочет продолжения диалога с Россией во время встречи 15 января в Астане, где состоятся переговоры по Украине в «нормандском формате».

Об Астане – чуть позже, а пока надо обратить внимание на то, что у Ринкевича представлен несколько более расширенный вариант условий. По его версии, «Россия не только должна работать над налаживанием политического диалога между противоборствующими сторонами на востоке Украины, но и нести за него ответственность». Тут присутствует явная новизна и вряд ли Ринкевич это придумал. Но и тема ответственности выглядит пока совершенно неформатной.

В случае с Олландом есть еще один момент – «Мистрали». Дело немного другое, но тема некого прогресса маячит, и тут в середине декабря 2014 года Олланд заявлял, что пока основания для поставки вертолетоносцев России отсутствуют: «На данный момент нет достаточного прогресса, для того чтобы, с точки зрения Франции, могла быть осуществлена поставка». Он отметил «некоторые усилия» России в урегулировании ситуации на Украине, но назвал их недостаточными. Позднее, уже 1 января 2015 года министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что Франция «продолжает ожидать выработки политических путей разрешения украинского конфликта». Но и тут формат возможных «политических путей» не указан, мало того - требования тоже куда слабее, чем у Ринкевича – речь всего-то о том, «чтобы в этой части Европы соблюдался режим прекращения огня... Если "дорожная карта" минского перемирия будет соблюдаться и будет выработана политическая карта урегулирования, можно будет говорить о возможной передаче кораблей России».

Но условия выдачи «Мистралей» и могут быть слабее условий для отмены санкций. Скажем, тут выходит, что если сепаратисты больше не станут открывать военные действий, то передача кораблей состоится – но отсутствия военных действий явно мало для отмены санкций. Разумеется, при определенных условиях выдача «Мистралей» может оказаться неким промежуточным бонусом, даже - рассматриваемым в общем контексте.

А вот у А.Меркель предлагаемый бонус выглядит солиднее. В долгосрочной перспективе она не исключила экономического сотрудничества с ЕврАзЭСом: «ЕС не имеет ничего против того, чтобы вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном стремиться к большему общему экономическому пространству».

Россия по всем этим поводам пока не высказывалась. Ну, что делать – каникулы. Разве что так: «московские дипломаты уже тоже называли 15 января тем днем, когда в Астане пройдет встреча лидеров четырех стран. Правда, говорили об этой дате только как о "возможной"».

Это уже к тому, что Астана как раз оказалась сейчас под вопросом: «В правительстве ФРГ считают, что новая встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции имеет смысл, если от нее можно будет ожидать реального прогресса». Согласно Deutche Welle «официальный Берлин дату и место проведения такого саммита до сих пор не подтверждает, хотя и дает понять, что в ходе телефонных разговоров Ангелы Меркель с Порошенко и Нурсултаном Назарбаевым в конце декабря об этом речь шла».

Зато министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер лишний раз сообщил, что он понимает под «настоящим прогрессом» – имея в виду действия России. Фундаментом для дальнейших действий он считает минский протокол и называет четыре условия, которые, с его точки зрения, должны быть выполнены прежде всего. Первое - это соблюдаемое всеми сторонами перемирие, второе - демаркационная линия, обеспечивающая разграничение между территориями под контролем центральной власти и сепаратистов, третье - «зримый» отвод от линии фронта тяжелой боевой техники, четвертое - свободный доступ гуманитарной помощи для жителей востока Украины.

Эти требования тоже слабее требований Ринкевича (а это — все же самое свежее европейское высказывание). Ну, тут все же непонятно – то ли это уточненная позиция ЕС, то ли, все-же, самодеятельность латвийского министра. Да и ЕС переговорщиком в «нормандском формате» не является. Но, с другой стороны, и не «нормандский формат» решает вопросы санкций.

В итоге с Астаной пока так: Штайнмайер 31 декабря и в первый рабочий день 2015-го вел телефонные переговоры с Сергеем Лавровым, Павлом Климкиным (Украина) и Лораном Фабиусом (Франция) - «то по раздельности, то сообща». В Берлине в это время была организована и встреча глав департаментов МИДов этих четырех стран. По сообщению источников DW, переговоры 5 января шли трудно, продолжались более пяти часов, а их предметом был проект документа, который мог бы быть представлен на утверждение участников саммита в «нормандском формате» в Астане: «Документ - своего рода "дорожная карта", намечающая конкретные шаги по имплементации минского протокола. Окончательной договоренности по его тексту еще нет».

Теперь 9 января состоится очередной раунд телефонных переговоров все тех же министров иностранных дел Германии, Франции, России и Украины. Если возникнет сближении позиций, то 15 января будет и Астана. Ну а тема отмены санкций – еще дальше.

Краев Тихон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).