будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Мир

Заплатить легче, чем судиться. Госаппарат отторгает дерегулирование экономики

1 января вступят в силу первые законы из "пакета по дерегулированию", принятые Думой в 2001 году. Должна быть упрощена система лицензирования и регистрации, будет регламентировано количество ревизий и проверок. Кроме того, вскоре завершится работа над законом об упрощении прохождения инвестиционных проектов и над законом об основах технических регламентов - последний должен радикально реформировать всю систему стандартизации и получения сертификатов соответствия.

Тем не менее многие полагают, что деятельность по дерегулированию экономики зашла в тупик из-за того, что реформа государственного аппарата сильно от нее отстает. "Чиновничий аппарат все время ищет новые источники собственного дохода, создавая для этого все новые и новые административные барьеры", - заметил Евгений Ясин на семинаре по дерегулированию экономики, организованном фондом "Либеральная миссия". Бюрократия организована гораздо лучше бизнеса, поэтому оказывать постоянное сопротивление бюрократическому произволу довольно трудно. Надо работать над консолидацией самого предпринимательства, а также создать общественный совет по дерегулированию, который проводил бы постоянный мониторинг ситуации, предложил Евгений Ясин.

Крупный бизнес организуется довольно легко, у него есть механизмы и каналы для решения проблем с чиновниками высшего уровня. Средний и малый бизнес такими успехами похвастаться не могут, а созданные в 2001 "Деловая Россия" и "ОПОРа" являются скорее каналами распространения информации от власти к бизнесу, чем наоборот. Более того, "договариваясь" с государством, крупный бизнес создает тяготеющую к олигополизации бизнес-среду, в которой средний и малый бизнес просто не могут эффективно развиваться. В среднем бизнесе есть несколько сильных отраслевых ассоциаций, но в малом их создание весьма затруднительно, заметил на семинаре президент института "Открытое общество" Александр Аузан. В этой ситуации очень важно постоянно показывать бюрократии, что работа по дерегулированию не завершена и продолжает оставаться приоритетом государственной политики, сказал директор РЦЭР Владимир Мау. С этой целью вскоре будет подписан указ президента о поддержке малого бизнеса.

В конечном счете бюрократическое ограничение бизнес-активности - это вопрос издержек. Любое ограничение преодолевается при помощи известных каждому предпринимателю обходных путей. При этом ради сохранения "клиентельных отношений" - возможности и дальше пользоваться неформальными услугами чиновников - предприниматели сами весьма неохотно портят с ними отношения. Сохранить "братские" свяиз с чиновником выгоднее, чем снизить краткосрочные издержки на взятку. Обращение малого и среднего бизнеса в суд с жалобой на необоснованные действия чиновника, говорили бизнесмены, принимавшие участие в семинаре "Либерального фонда", возможно только в одном случае - если начинается "война" и от ее результата будет зависеть само выживание предприятия. Если же дело не зашло так далеко, всегда выгоднее "договориться" неформально.

Получается, что быстро сломать сложившуюся институциональную культуру неформальных связей между бизнесом и чиновничеством нереально. Единственный путь - постепенно сокращать явно избыточные функции госаппарата. Например, как это делает закон о техрегламентах, заменять 25 тыс. ведомственный актов и нормативов на 400 понятных и оправданных стандартов. Вторая рекомендация "Либеральной миссии" - закладывать в законы механизмы их реализации. А также сокращать госаппарат и его функции. Ведь, как заметил Виталий Тамбовцев, экономист из МГУ, бюджет ведомства всегда как минимум вдвое превышает реально необходимый, если только отказаться от избыточного регулирования и не брать на себя лишних задач и функций.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).