1 января вступят в силу первые законы из "пакета по дерегулированию", принятые Думой в 2001 году. Должна быть упрощена система лицензирования и регистрации, будет регламентировано количество ревизий и проверок. Кроме того, вскоре завершится работа над законом об упрощении прохождения инвестиционных проектов и над законом об основах технических регламентов - последний должен радикально реформировать всю систему стандартизации и получения сертификатов соответствия.
Тем не менее многие полагают, что деятельность по дерегулированию экономики зашла в тупик из-за того, что реформа государственного аппарата сильно от нее отстает. "Чиновничий аппарат все время ищет новые источники собственного дохода, создавая для этого все новые и новые административные барьеры", - заметил Евгений Ясин на семинаре по дерегулированию экономики, организованном фондом "Либеральная миссия". Бюрократия организована гораздо лучше бизнеса, поэтому оказывать постоянное сопротивление бюрократическому произволу довольно трудно. Надо работать над консолидацией самого предпринимательства, а также создать общественный совет по дерегулированию, который проводил бы постоянный мониторинг ситуации, предложил Евгений Ясин.
Крупный бизнес организуется довольно легко, у него есть механизмы и каналы для решения проблем с чиновниками высшего уровня. Средний и малый бизнес такими успехами похвастаться не могут, а созданные в 2001 "Деловая Россия" и "ОПОРа" являются скорее каналами распространения информации от власти к бизнесу, чем наоборот. Более того, "договариваясь" с государством, крупный бизнес создает тяготеющую к олигополизации бизнес-среду, в которой средний и малый бизнес просто не могут эффективно развиваться. В среднем бизнесе есть несколько сильных отраслевых ассоциаций, но в малом их создание весьма затруднительно, заметил на семинаре президент института "Открытое общество" Александр Аузан. В этой ситуации очень важно постоянно показывать бюрократии, что работа по дерегулированию не завершена и продолжает оставаться приоритетом государственной политики, сказал директор РЦЭР Владимир Мау. С этой целью вскоре будет подписан указ президента о поддержке малого бизнеса.
В конечном счете бюрократическое ограничение бизнес-активности - это вопрос издержек. Любое ограничение преодолевается при помощи известных каждому предпринимателю обходных путей. При этом ради сохранения "клиентельных отношений" - возможности и дальше пользоваться неформальными услугами чиновников - предприниматели сами весьма неохотно портят с ними отношения. Сохранить "братские" свяиз с чиновником выгоднее, чем снизить краткосрочные издержки на взятку. Обращение малого и среднего бизнеса в суд с жалобой на необоснованные действия чиновника, говорили бизнесмены, принимавшие участие в семинаре "Либерального фонда", возможно только в одном случае - если начинается "война" и от ее результата будет зависеть само выживание предприятия. Если же дело не зашло так далеко, всегда выгоднее "договориться" неформально.
Получается, что быстро сломать сложившуюся институциональную культуру неформальных связей между бизнесом и чиновничеством нереально. Единственный путь - постепенно сокращать явно избыточные функции госаппарата. Например, как это делает закон о техрегламентах, заменять 25 тыс. ведомственный актов и нормативов на 400 понятных и оправданных стандартов. Вторая рекомендация "Либеральной миссии" - закладывать в законы механизмы их реализации. А также сокращать госаппарат и его функции. Ведь, как заметил Виталий Тамбовцев, экономист из МГУ, бюджет ведомства всегда как минимум вдвое превышает реально необходимый, если только отказаться от избыточного регулирования и не брать на себя лишних задач и функций.