Президент Украины Владимир Зеленский позвонил президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить гибель четверых украинских военнослужащих на Донбассе. О том, стоит ли в обозримом будущем ожидать подвижек в мирном процессе корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман рассказали политологи Георгий Чижов и Виктор Мироненко.
Георгий Чижов, координатор экспертной группы «Европейский диалог» в Украине:
Я не верю в то, что в обозримом будущем произойдут какие-то значимые подвижки в переговорном процессе, поскольку российская и украинская стороны по-прежнему очень по-разному видят модальности урегулирования.
Украинское руководство пока еще не до конца сформулировало свою позицию по красным линиям, за которые нельзя заступать, идя на уступки. И пока по инерции пользуется теми, что были проведены при президенте Петре Порошенко.
Российская сторона четко дала понять, что желает видеть в роли переговорщика Виктора Медведчука. Но несмотря на то, что его партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» заняла второе место на парламентских выборах, никаких реальных рычагов влияния в Украине Медведчук не получит, а Владимир Путин пока не готов взаимодействовать с другими переговорщиками.
Недавно объявленное «хлебное перемирие» на Донбассе — это, безусловно, позитивное явление. Хоть перемирие и продержалось недолго, число обстрелов все же сократилось, а значит погибло меньше людей. Но за прошедшие годы таких перемирий было немало, и всякий раз они заканчивались артиллерийскими дуэлями и продолжением вялотекущего противостояния.
Как можно понять из сообщений информационных агентств, Владимир Путин в разговоре с Владимиром Зеленским не только не признал вины России (хотя бы частичной), но даже не высказал малейших сожалений по поводу гибели четверых украинских военнослужащих на Донбассе. Вместо этого президент России заявил о важности неукоснительного соблюдения режима прекращения огня украинской стороной.
Прекращение войны — это одно из ключевых обязательств Зеленского перед избирателями, но я не думаю, что ему в ближайшие несколько месяцев станут предъявлять претензии, что он еще не добился мирного урегулирования на Донбассе.
Что до России, то ей вообще спешить особо некуда — затраты на поддержку ЛНР и ДНР не так уж и велики, а среди погибающих в боях на стороне сепаратистов сравнительно немного российских граждан, да и те присутствуют на Донбассе в формальном статусе добровольцев.
Ни Россия, ни Украина пока не выработали новых подходов к решению конфликта, поэтому я не жду никаких прорывов в ближайшее время.
Виктор Мироненко, руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН:
Исходя из того, что я знаю о сегодняшнем разговоре президента Украины Владимира Зеленского и президента России Владимира Путина из российских и украинских источников, позиция российской стороны остается неизменно жесткой, и это не вызывает у меня ни малейшего оптимизма.
Во-первых, президент России убежден, что украинские вооруженные силы расстреливают жилые дома на Донбассе. Лично я такой информацией не располагаю, и я не знаю, из каких источников такую информацию получает Владимир Путин.
Во-вторых, президент России лукавит, когда настаивает на том, что Россия не участвует в конфликте на Донбассе и что Киев должен вести переговоры с сепаратистами. Зеленский в ответ на это заявил, что для него все граждане Украины равны и что он не собирается менять конституцию Украины и идти навстречу сепаратистам. Нежелание Зеленского вести переговоры с сепаратистам вполне закономерно и понятно.
Очевидно, что Владимир Зеленский очень хочет сдвинуть конфликт с мертвой точки, он уже второй раз проводит телефонные переговоры с Владимиром Путиным, однако позиция России остается неизменной.
Нужно понимать, что Зеленский получил преобладающее преимущество на президентских и парламентских выборах в значительной мере потому, что миролюбивое украинское общество устало от войны и ищет путей к миру. Однако любые переговоры — это процесс двусторонний.
Всему миру очевидно, что в конфликте состоят не столько Украина с ДНР и ЛНР, сколько Украина с Российской Федерацией. Однако по сегодняшнему разговору видно, что президент России Владимир Путин с этим несогласен. Кремль по-прежнему настаивает, что Донбасс — это внутренний гражданский украинский конфликт, а Россия здесь может играть лишь роль посредника. Это бесперспективная тупиковая позиция, просто потому что она абсолютно не соответствует действительности.
Думаю, звонок Зеленского был вызван желанием искать какие-то новые пути и подходы, однако попытка украинского президента начать диалог наткнулась на железобетонную позицию Москвы, которая не меняется уже пять лет.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от Украины, которая, я полагаю, в лице Владимира Зеленского и парламентского большинства продолжит искать пути выхода из этой ситуации, и от Кремлевской администрации, которая, как мне видится, выхода из ситуации пока не ищет. По-видимому, она ее устраивает, пока.