будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Мир
Романенко Сергей

Золотой ключик сербской коалиции

11 мая на внеочередных выборах в Скупщину (парламент) Сербии победу одержал блок «За европейскую Сербию», состоящий из Демократической партией президента Бориса Тадича и партии Г17+ Младжана Динкича. (ЗЕС, 102 депутатских места). 78 мест получили их главные соперники – радикалы Томислава Николича - Воислава Шешеля. 30 кресел займут представители коалиции бывшего премьер-министра Воислава Коштуницы из Демократической партии Сербии и Новой Сербии Владимира Илича (ДПС-НС). 20 мест получила коалиция Социалистической партии Сербии Ивицы Дачича (СПС), которую все еще связывают с именем президента Слободана Милошевича, а также ее партнеров – партии пенсионеров и «Единой Сербии». 13 депутатами будет представлена Либерально-демократическая партия Чедомира Йовановича. 7 мест получат партии, представляющие  национальные меньшинства – Венгерская коалиция (4), Босняцкий список за европейский Санджак (2) и Коалиция албанцев долины Прешево (1).

В результате формирование правительства стало возможным в двух вариантах – ЗЕС, либерал-демократы и СПС или же радикалы, ДПС-НС и СПС. Жесткая борьба за создание правительства идет уже две недели. В отличие от предыдущего парламента, «золотой ключик» от правительства ныне находится уже не у В. Коштуницы, а у И. Дачича. Именно его слово окажется решающим. В центре политических разногласий оказалось Соглашение о присоединении и стабилизации с ЕС, подписанное представителями правительства Сербии в присутствии президента Тадича в Брюсселе 29 апреля 2008 г. Именно отношение Сербии с ЕС в контексте признания частью государств, входящих в эту организацию, независимости Косово, стало причиной распада предыдущей правительственной коалиции. 

СПС и ее партнеры по предвыборной коалиции находятся в сложном положении. Любой вариант для них сулит и приобретения, и потери. Очевидно, что значительная часть руководства и рядовых членов СПС не собирается всю жизнь хранить верность имени и заветам Милошевича. Скорее наоборот, новое поколение социалистов стремится к тому, чтобы и в самой Сербии, и в странах ЕС восприняли новый облик партии, что предполагает ее дрейф в сторону традиционных европейских левых. Об этом свидетельствует и намерение СПС вступить в Социалистический интернационал (в который, кстати, входит ДП Тадича), о чем Дачич только что вел переговоры в Афинах с председателем Социнтерна, главой греческих социалистов Йоргосом Папандреу. Не раскрывая подробностей переговоров, Папандреу дал понять, что прием СПС в Социнтрен возможен только в случае отказа партии от традиций державного национализма, то есть от наследия Милошевича. Посетил Дачич и Москву. Однако в своих интервью он подчеркивает, что решение будет принято в Сербии и исходя из интересов сербов.

Пойдя на коалицию с радикалами, СПС рискует потерять свое лицо, и несомненный успех на майских выборах 2008 г. может стать ее «лебединой песней». Молодежь от нее отвернется, разойдясь между сторонниками Тадича и Николича, а пенсионеры не простят очевидного провала невнятной популистской, с одной стороны, и изоляционистской, с другой,  экономической политики возможного коалиционного правительства с радикалами и ДПС. Парадоксальность ситуации заключается в том, что свои социальные лозунги СПС может осуществить только в случае проведения «проевропейской» политики ЗЕС, которая обеспечит и рабочие места, и инвестиции, а, следовательно, и социальные выплаты. Именно поэтому партнеры социалистов по предвыборной коалиции не могут согласиться с позицией Николича и Коштуницы об аннулировании соглашения с ЕС. Вместе с тем, далеко не все сторонники СПС смогут поддержать линию Тадича относительно проблемы Косово – ее решение в рамках единой Европы, что также грозит партии электоральными потерями на следующих выборах.

На позицию СПС в ходе сложного торга с Николичем-Коштуницей и Тадичем могут оказать влияние и результаты прошедшего 25 мая второго тура выборов в парламент автономного края Воеводина. Согласно предварительным данным, представленным как отдельными участвовавшими в них партиями, так и избирательной комиссией, значительную победу на них одержал блок «За европейскую Воеводину», получивший 41 мандат из «разыгрывавшихся» 60. Радикалы получили лишь пять мест. В частности, в шести из семи округов в центре Воеводины – Нови Саде, который радикалы пытались изобразить как свою «крепость», победили сторонники Тадича. Радикалам достался только один мандат. Таким образом, согласно предварительным подсчетам, в будущем парламенте Воеводины фракция ДП-Г17+ при поддержке трех независимых депутатов будет иметь 67 мест из 120, а радикалы довольствуются только 25 мандатами. Таким образом, был вновь подтвержден выбор граждан Сербии, сделанный ими 11 мая.

Большим риском является союз с радикалами и для партии Коштуницы. Единственным выигрышем от этой комбинации может стать только сохранение им поста премьера, на что радикалы вроде бы согласны. Однако в печать просочились слухи о том, что ДПС имела контакты и с находящимся в Гаагском трибунале вдохновителем Радикальной партии Шешелем, что не может добавить авторитета Коштунице ни в стране, ни за ее пределами. Вхождение в коалицию с радикалами также грозит ДПС исчезновением с политической сцены, поскольку ее электорат разделится на сторонников радикально-националистического и реформистского курсов. Однако перспектив у Коштуницы на повторение коалиции с ДС и Г17+ практически нет. Он отрезал себе путь к отступлению своим резким, даже менее дипломатичным, чем у радикалов, неприятием соглашения с ЕС, а также многократным нарушением своих обещаний, которые давал, в предыдущие годы, будучи партнером этих партий по правительственной коалиции.

Однако на пути к созданию вроде бы политически логичной коалиции ЗЕС, ЛДП и СПС и к формированию правительства возникла проблема власти в Белграде. Партии ЗЕС полагают, что в случае подписания соглашения с СПС, коалиция должна быть создана не только на общегосударственном, но и на местном уровнях, что дало бы возможность проведения единой согласованной политики и осуществления давно назревших реформ. Однако в СПС пока думают иначе. По сообщениям сербской печати, радикалы, ДПС-НС и СПС достигли соглашения о формировании власти в столице. Естественно, уступив символ – столицу, ЗЕС тяжелее пойти на соглашение с СПС о формировании правительственного большинства. Однако, как считают наблюдатели, и здесь СПС еще не сказал своего последнего слова. Ставки в игре повышаются.

См. также:

  • Сергей Романенко. Неожиданная радость
  • Сергей Романенко. Парламентский референдум для Сербии
  • Лев Никифоров. Перед новыми выборами
  • Сергей Романенко. Истоки и смысл кризиса в Сербии
  • Сергей Романенко. И Европа, и Россия
  • Сергей Маркедонов. Уроки выборов в Сербии
  • Сергей Романенко. Сербия: внешняя реакция на внутренний выбор
  • Сергей Маркедонов. Реальные итоги сербских выборов
  • Сергей Романенко. Не только Косово
  • Сергей Романенко. Обострение на Балканах
  • Сергей Романенко. Между Сербией и Россией
Романенко Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).