**Адыгейский менуэт, или все же преддверие политического кризиса?**
Все чаще внимание центральных средств массовой информации начинают привлекать события в различных субъектах федерации: то ли потому, что в Москве все как-то "успокоилось", с политической точки зрения, то ли из-за желания региональной политико-экономической элиты публичными акциями "нарастить" ресурсы для борьбы за кресла руководителей.
Буквально на днях в Майкопе на заседании первой сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея президент Хазрет Совмен объявил о том, что он решил уйти в отставку со своего поста. Позже, правда, пресс-секретарь главы северокавказской республики заявил о том, что некоторые региональные парламентарии и представители СМИ, присутствовавшие на сессии, неправильно истолковали слова Х.Совмена, который не подавал никакого заявления, и оставлять свою должность не намерен до января 2007 г., когда, собственно, и истекают его полномочия.
Несмотря на то, что ситуация, вроде бы, разрешилась достаточно обычным в политической практике способом (слышавших и видевших обвинили в том, что их интерпретация события не соответствует действительности), политики, политологи и журналисты попытались найти объяснение произошедшему.
Почти никого из комментаторов не убедило официальное объяснение об эмоциональном срыве из-за невоспитанности части депутатского корпуса, которые не приветствовали вставанием появившегося президента. По их мнению, вряд ли человек, прошедший "огонь, воду и медные трубы", золотопромышленник, политик, бизнесмен, умело играющий на фондовой бирже, способен на столь необдуманный поступок. Особенно учитывая то, что адресатом прошения об отставки по российским законам является президент страны, который, собственно и принимает отставку руководителя территории. Поэтому эксперты не слишком доверяют слухам о том, что Х.Совмен действительно подал спикеру парламента субъекта федерации прошение об отставке, но позже изменил свое решение: будто бы его отговорили московские лоббисты, федеральные "лесопромышленники" во главе с депутатом Государственной Думы В.Крупчаком, с которыми у основной части региональной элиты налажены хорошие деловые контакты, ведь этот регион является важным поставщиком ценных пород деревьев.
Часть журналистов напомнила, что глава Адыгеи отказался возглавить региональный список претендентов от "Единой России" во время выборов в Госсовет в марте 2006 г. Они считают, что результатом этого демарша стало то, что отношения Х.Совмена с новым составом депутатского корпуса не сложились: он не слишком уверен в лояльности всех парламентариев-"единороссов", а это, учитывая оппозиционных ему депутатов от Промышленной, Аграрной и Коммунистической партиями (23 из 54), может сыграть с ним злую шутку в случае каких-либо "судьбоносных решений". Например, одобрения досрочной постановке перед президентом России вопроса о доверии.
В основном аналитики склонились к мнению, что случившаяся коллизия вызвана политическими маневрами вокруг возможности, с одной стороны, объединения Майкопа с Краснодаром, с другой, продления президентских полномочий Х.Совмена.
Они полагают, что именно нежеланием остаться в истории могильщиком адыгейской автономии и был продиктован отказ президента от лидерства в региональном списке "единороссов", и его попытка уйти со своего государственного поста: слишком много шансов, что новый парламент примет закон о проведении референдумов, и население проголосует за объединение с Краснодарским краем (60% жителей республики составляют русские). Журналисты высказывают опасение, что этот шаг может привести к этническому конфликту и всплеску насилия. Не случайно многие черкесские организации грозят Москве новой кавказской войной, если край "поглотит" республику".
В СМИ также высказывают предположение, что в Кремле пока так и не приняли решения о политическом будущем Х.Совмена. Вроде бы часть чиновников Администрации президента РФ утверждает, что глава государства готов оставить его на посту в случае, если он досрочно подаст прошение о доверии. Другие говорят о недовольстве его "непонятными метаниями", дестабилизирующими ситуацию в регионе, о том, что Х.Совмен ввел в заблуждение В.Путина, докладывая об успехах социально-экономического развития республики: эксперты напомнили, что Адыгея является 4 субъектов федерации в Южном федеральном округе по дотационности после Чечни, Ингушетии и Дагестана...
Комментаторы полагают, что уже в самое ближайшее время станет ясно - проверял ли Х.Совмен реакцию республиканских парламентариев на свою будущую отставку, выявляя нелояльных депутатов, или же он действительно собрался уйти с поста президента. Правда, вряд ли возможно назначение нового республиканского руководителя, если есть намерение провести операцию по объединению двух субъектов федерации...
**Курочка по зернышку клюет**
На прошедшей неделе российские государственные деятели активно трудились на поле международной политики, выстраивая долгосрочные экономические программы с лидерами государств, расположенных на двух разных континентах. Журналисты отметили, что Москва серьезно продвинулась на пути официального оформления Единого экономического пространства на территории СНГ - во время переговоров В.Путина с Н.Назарбаевым было официально объявлено о скором подписании Россией, Казахстаном и Белоруссией первого комплекса документов в рамках формирования ЕЭПа. Многолетние усилия по усилению экономических центростремительных тенденций на постсоветском пространстве, хотя и ценой "отрезанного украинского ломтя", похоже дали свои плоды.
Этого пока нельзя сказать в отношении Бразилии, куда с официальным визитом прибыл М.Фрадков. Однако, подчеркивают журналисты, "лиха беда - начало". Стремление Москвы наладить взаимовыгодные диалог с крупнейшим государством Южной Америки, экономика которого имеет значительные резервы для развития, представляется многим аналитика очень перспективным внешнеполитическим шагом. Тем более, что бизнесмены из обеих государств высказывают оптимистические мнения о перспективах сотрудничества как в строительстве трансконтинентальных газопроводов, так и в авиастроении, энергетике и освоении космического пространства. Наиболее реалистичными являются проекты в электроэнергетической сфере, в частности поставки турбин и генераторов для новых и реконструируемых бразильских ГЭС и угольных ТЭЦ, а также строительство линий электропередач. Однако несмотря на определенные наработки по взаимодействию также в банковской, сельскохозяйственной и военной отраслях перевести сырьевое сотрудничество в высокотехнологичное пока так и не удалось, подчеркивают журналисты. В то же время, учитывая возникающие сложности на российском мясном рынке в связи со снижение поставок из-за рубежа, визит, по словам М.Фрадков, создал условия для скорой отмены запрета на поставки товаров бразильского животноводства в Россию.
И хотя Москва, подчеркивают комментаторы, не рассчитывала на экономический прорыв в отношениях, достигнутые договоренности и "соглашения о намерениях" свидетельствуют, что Россия, похоже, сделала еще один "маленький шажок" для того, чтобы выбраться из того "медвежье угла", в который она была загнана тяжелыми потрясениями 90-х годов.
**С чем едят ненефтяной бюджет?**
Газеты принесли новость, которая, по мнению экспертов, характеризует процедуру принятия правительственных решений в экономической сфере: по словам М.Фрадкова "модель ненефтяного бюджета поддержана" и "ждет конкретики".
С одной стороны, вроде бы подобное заявление свидетельствует об изменении подхода к экономической политике и увеличении внимания государства к промышленному сектору российского хозяйства. С другой, о некоторой искусственности рецептов правительственных чиновников: игнорирование Москвой сверхвысоких цен на углеводородное сырье совсем не означает, что другие государства и финансовые корпорации также будут не замечать галопирующих счетчиков на нефтезаправках, в электросчетчиках и т.п. И западные предприниматели эти затраты, естественно, заложат в товары, которые закупят как российское государство, так и частный бизнес для продажи жителями РФ. В результате покупательная способность последних по-прежнему если и будет расти, то не очень быстрыми темпами и вряд ли станет стимулом экономического развития страны.
При этом впечатляет заявления чиновников-финансистов и проправительственных экспертов о том, что использование средств Стабилизационного Фонда внутри страны "разогнали" бы инфляцию до 20% и сделали частные инвестиции бессмысленными. Однако, замечают независимые аналитики, частные инвесторы, хотя Стабилизационный Фонд не используется и лежит без движения в зарубежных хранилищах, по-прежнему не идут в основной капитал российских предприятий, предоставляя эту "честь" государству.
Очень многие эксперты высказывают большие сомнения в эффективности программ модернизации России без учета нефтяных доходов: если считать, что деньги от энергоносителей не заработаны российской экономикой, то это означает, что полученные доллары являются простой зеленой бумажкой, а не средством всеобщего обмена, что изъятые у будущих россиян невосстанавливаемые сырьевые ресурсы просто выброшены в трубу. Хотя, скорее, сама идея ненефтяного бюджета свидетельствует о неспособности чиновников подготовить стратегическую программу развития России и с помощью государственного аппарата добиться ее реализации.
Особенно символично то, что одновременно министр финансов предложил передать в управление направляемые кому-нибудь из "китов мирового финансового бизнеса" в акции иностранных компаний средства Стабилизационного фонда. Похоже, А.Кудрин, передавая в трастовое управление столь значительный кусок государственной казны зарубежным специалистам, не слишком доверяет профессиональному уровню российских финансистов и их способности с выгодой для страны работать на западном фондовом рынке. Подобное признание дорогого стоит...Хотя, с другой стороны: а судьи кто?