**Реакционная дума и либерал Путин**
Скандал вокруг законопроекта "О собраниях, митингах, демонстрациях и шествиях" стал одной из главных тем прошедшей недели: все центральные издания посвятили свои материалы сначала принятию этого странного документа, а потом его фактической отмены. Напомним, что за законопроект проголосовала думская фракция "Единой России", а его суть - запрет на проведение митингов, демонстраций, пикетов и прочих акций протеста у зданий, в которых расположены органы государственной власти. Безусловно, принятие такого закона автоматически перевело бы Россию из категории демократической страны в некую другую, скорее всего страну с авторитарным правлением.
Нет сомнений в том, что имидж России на мировой арене этот акт испортил бы сильнее, чем все, что происходит в Чечне: если происходящее там можно связать со всемирной антитеррористической кампанией, то запрет на акции протеста - обычный произвол, достойный диктаторского режима, не желающего слышать критику общественности в свой адрес.
Некоторые издания обратили внимание на то, что антидемократический документ не вызвал взрыва народного возмущения. Граждане нашей страны, похоже, настолько разочарованы в демократии и политике вообще, что просто не обратили внимания на ущемление своих конституционных прав. Тут уместно вспомнить, какими колоссальными митингами протеста откликнулись москвичи на попытку запрета митингов весной 1991-го, - как же все-таки много изменилось за прошедшие годы!
Но у российской демократии все-таки нашелся защитник - всего один, но могучий, практически всесильный. Сам президент РФ Владимир Путин резко выступил против преданной ему партии и указал, что она проголосовала за скандальный законопроект совершенно напрасно. Спикер Борис Грызлов, оказавшийся в очень неприятном положении, моментально отыграл назад, заявив, что законопроект, мол, "сырой" и требует доработки. Можно не сомневаться, что доработка станет переработкой, и она будет не только глубокой, но сама суть законопроекта изменится на свою полную противоположность.
По мнению некоторых органов печати, интеллектуально убогие "единороссы" думали, что, ограничив права граждан, они угодят президенту Путину. Правда, совершенно непонятно, почему соратники главы государства считают его принципиальным противником демократии; наверное, это они сами не любят все нововведения, появившиеся в России после 1985 г., а так как "Единая Россия" позиционирует себя как президентская партия, ее активисты уверены, что Владимир Владимирович мыслит так же, как и они. Хотя если партия президентская, а не президент партийный, следовало бы, наоборот, интересоваться мнением главы государства на тот или иной счет, а не приписывать ему мысли недалекой партийной "массы".
Одно издание в связи с отповедью Владимира Путина напомнило, что сиделец Ходорковский в своем знаменитом письме №1 заявил, что президент Путин больший демократ, чем 70% граждан России. Газета согласилась с этим утверждением раскулаченного олигарха.
При этом некоторые газеты выразили сожаление по поводу того, что президент вновь, в который раз, оказался в гордом одиночестве. Он остался единственным защитником демократии в огромной стране - при полном безразличии абсолютного большинства населения и негативном отношении к демократическим институтам со стороны высшего законодательного органа - порождения и инструмента этой самой ненавистной демократии. При этом конституционное большинство в этом органе принадлежит как бы сторонникам президента. Но оно, большинство, оказывается, само не знает, чего хочет президент...
**...Покайтеся!!!**
На прошедшей неделе тюремный сиделец Михаил Ходорковский разразился еще одним письмом в адрес то ли либеральной общественности, то ли президента России, а может, тех могучих, хотя и анонимных сил, злою волей которых он больше полугода парится на нарах. Как дружно отметили почти все издания, суть и тональность второго письма г-на Ходорковского ничем не отличается от содержания первого: те же обвинения в адрес "старых" либералов, к которым также наивно и бездоказательно причисляется бизнес-сообщество, то же сдержанное славословие в адрес президента Путина, та же непонятная идентификация лично себя, Михаила Ходорковского, с либералами и властью.
Зачем опальному миллиардеру было второй раз за столь короткое время обращаться с открытым письмом из узилища? - этим вопросом задаются ведущие газеты и журналы. Ответить на него, разумеется, может только сам Ходорковский, но предположения строят все, кому не лень. Одно из самых расхожих - попытка бизнесмена доказать свою искренность кремлевским недоброжелателям. Ведь с первым письмом вышел конфуз: вроде бы Михаил Борисович его не писал (хотя и заявил, что полностью согласен со всем, что там написано). Очень похоже, что г-н Ходорковский действительно решил представить заинтересованным лицам настоящий авторский текст, а не некую полуфальшивку, сделанную на основе личных дневников арестанта, выкраденных то ли спецслужбами, то ли адвокатом заключенного.
Еще одна версия, озвученная прессой: Михаил Ходорковский очень недоволен отсутствием общественного резонанса на его первое послание к либералам. Почему-то они не объявили его стратегическим документом, который определит развитие российского либерализма на ближайшие годы, наоборот, либералы в большинстве своем или объявили документ непрофессиональным, либо просто отказались комментировать "письмо, написанное в тяжелых условиях тюремного заключения". Но нет, Ходорковский настаивает на своих взглядах. Вряд ли можно ожидать, что реакция либерального лагеря на письмо № 2 будет иной. Один только пассаж на тему того, что либералы должны покаяться в грехах перед народом и одновременно попросить у него (народа) возможность еще раз "порулить" страной, ибо только они знают, как это сделать. Поистине нужно быть малым ребенком, чтобы согласиться со столь парадоксальным предложением, а либералы, при всех их ошибках, далеко не наивные дети.
Впрочем, и Михаил Ходорковский совсем не наивен, - иначе он никогда не стал бы капиталистом № 1. Поэтому, скорее всего, попытки "достучаться" до либералов тут не при чем. Возможно, он действительно рассчитывал, что его выпустят сразу после президентских выборов, и теперь впал в отчаяние и всеми силами пытается вырваться из клетки.
Вообще создается впечатление, что у бизнеса в России самое важное дело - непрерывно и всенародно каяться. Вот созданный "Единой Россией" фонд "Единство во имя России" провел круглый стол под названием "Бизнес и государство: динамика покаяния". Хотя из этого ничего не вышло (участники мероприятия так и не смогли договориться, кому, за что и в каком порядке каяться), но нельзя не отметить, что сама идея вполне отвечает духу времени. Правда, есть опасность того, что предприниматели, чрезмерно увлекшись массовыми покаяниями, забросят свое основное дело - управление производством и торговлей, выплата зарплат своим работникам и уплату налогов. Вряд ли общество от этого выиграет.
**ЮКОС умирает, но не сдается**
В последние дни получил продолжение вялотекущий процесс слияния-развода нефтяных компаний ЮКОС и "Сибнефть". Председатель правления ЮКОС Семен Кукес через газету The Financial Times опубликовал письмо, адресованное акционерам компании, в котором предлагает им высказаться по поводу объединения с "Сибнефтью". Если предложений акционеров по этому вопросу не будет, процесс объединения будет продолжен, пишет г-н Кукес.
Как считают аналитики, факт обращения к акционерам вполне резонен: в трудных условиях, в которых оказалась возглавляемая им компания, Семен Кукес не желает возникновения любых конфликтов с акционерами, чтобы избежать самой возможности подачи исков, судов и т.д. Поэтому он выбрал максимально корректный вариант общения с миноритариями.
Таким образом, практически разгромленный государственными структурами ЮКОС, владельцы которого либо сидят в тюрьмах, либо скрываются за границей, демонстрирует свою живучесть и такую работоспособность, что даже готов исполнить годичной давности план Михаила Ходорковского - поглотить компанию "Сибнефть". Формально такая возможность у ЮКОСа остается: ему принадлежит 92% акций компании Романа Абрамовича. Но, по мнению прессы, продолжить поглощение в условиях, когда высшее руководство давно не руководит компанией, вряд ли возможно.
Одна из версий, промелькнувшая в печати, заключается в том, что Семен Кукес, оставшийся без какого-либо контроля со стороны столь мощных фигур, как Михаил Ходорковский и Леонид Невзлин, начал играть в свою собственную игру, выгодную ему лично как в финансовом, так и в имиджевом отношении.
Центральные издания справедливо замечают, что вынос Семеном Кукесом не только конфликта между ЮКОСа и "Сибнефти", но и внутриЮКОСовских проблем в публичное пространство случайным быть не может, поскольку бизнес в таких делах к публичности не стремится. По одной из версий, письмо г-на Кукеса призвано заставить руководство "Сибнефти" как-то отреагировать на угрозу ее поглощения ЮКОСом. Г-н Кукес, по мнению аналитиков, повел новое наступление, явно не рассчитывая довести процесс слияния ЮКОСа и "Сибнефти" до завершения, - слишком уж мало сил осталось у некогда самой могучей российской нефтяной компании. Но прямая обязанность Семена Кукеса, в руках которого оказалась компания, - сделать все для того, чтобы "развод" с "Сибнефтью" оказался для ЮКОСа как можно менее болезненным. Ведь уже были попытки со стороны руководства "Сибнефти" захватить власть над объединенной компанией, пытались коллеги Абрамовича хитрить с выплатой неустойки, - а это очень большая сумма. В такой ситуации Кукес демонстрирует, что топ-менеджмент ЮКОСа сохраняет волю к борьбе.