**Большая пересадка**
Главная и самая обсуждаемая новость последних дней - это, безусловно, начало работы Дмитрия Медведева на должности президента, а Владимира Путина - в качестве премьер-министра России. И, без сомненья, формирование самого кабинета министров, Администрации президента и других высших управленческих структур.
Удивительно, насколько рьяно некоторые СМИ с привлечением именитых экспертов анализировали подробности перемещений чиновников из кремлевских кабинетов в министерские, из первых вице-премьерских кресел - в просто вице-премьерские. Кое-где можно было прочесть глубокомысленные сентенции об "ослаблении силовиков", об "усилении либеральной составляющей экономического блока правительства", кто-то спорит: политическое правительство Владимира Путина или же техническое. Однако, с точки зрения ряда других авторов, все это не слишком интересно, поскольку минимально касается политического, социального и экономического курса нового правительства.
Главное не то, кто куда пересел, а то, что правительство составлено из членов той же команды, которую собрал вокруг себя Владимир Путин. Не все ли равно, что будет курировать перемещенный из премьерского кресла в вице-премьерское Виктор Зубков - сельское хозяйство, силовые структуры или освоение планеты Марс? То же можно сказать и обо всех других членах кабинета. Их задача - сохранить существующий статус-кво правящей группировки в политике и экономике, при котором ее члены контролируют все командные высоты во всех ключевых отраслях и все основные финансовые потоки страны.
Поэтому либеральные аллюзии и надежды на эффективную борьбу с коррупцией, связанные с новым президентом, выглядят не слишком убедительными. Кому они нужны, с какой стати новый кабинет министров и новая Администрация президента будут что-то менять? Элитные группировки вполне устраивает нынешняя ситуация, когда коррупция наказуема в основном если коррупционер не считается с интересами своих высокопоставленных коллег, оппозиция молчит, а политтехнологи заставляют население верить в то, что все вокруг цветет и колосится, уровень жизни его (населения) растет не по дням, а по часам, а власть только и заботится о благе России и россиян.
В таких условиях правительство (и власть в целом) способна к модернизации экономики и социальной сферы только в условиях сильнейшего давления снизу. А его-то и нет: абсолютное большинство населения России более или менее довольно существующим положением. То есть граждане, конечно, ноют, жалуются друг другу на рост цен, на произвол милиции, на безобразное медицинское обслуживание и позорный уровень преподавания в школах и вузах, но они не готовы ни сформулировать интересы и уж тем более бороться за них.
В принципе программа нового президента и правительства были бы куда интересней, чем кадровый состав кабинета. Программа эта - "План Путина" - хорошо известна, прежде всего, своей неконкретностью, непроработанностью и, прямо скажем, нереальностью исполнения. И первые шаги новой власти имеют все эти признаки. Так, президент запретил проверять малый бизнес чаще, чем раз в году. Что здесь хорошего? Рэкетиры, как с бритыми черепами, так и в погонах, будут грабить ларечников по-прежнему, а вот качество шаурмы еще больше ухудшится, - проверок-то станет меньше. Это что, теперь так понимают либерализм? А новый премьер заявляет, что к 2011 году средняя зарплата в России вырастет вдвое и составит 29 тысяч рублей. А сколько это будет в то время долларов (евро, иен, юаней, крон), и что это будет в то время за уровень - как в Австрии или как в Гондурасе? Это что - такая оригинальная программа повышения уровня жизни?
Монополизированность экономики, неэффективность управления, причем как в государственных, так и, чего греха таить, в частных экономических структурах, некомпетентность и банальное нежелание трудиться у громадного большинства чиновников, выведение бюрократии из правового поля, дикое социальное расслоение - все это не дает экономике выйти из сырьевой зависимости, а населению - жить более состоятельно. За время правления нынешней команды конкурентоспособность российской экономики опустилась в мировом рейтинге на 47-е место из 55 возможных. И новый кабинет министров не дает оснований полагать, что в ближайшее время все изменится. Новую-старую власть ждут тяжелейшие проблемы - инфляция, импотенция судебной системы, разложение правоохранительных органов, слабость современных секторов экономики, разруха на селе, коррупция как системообразующее явление, бедность основной части населения. И решать эти проблемы пересадкой чиновников из одних кресел в другие не удастся.
**Парад призраков**
Острый конфликт между государством под названием "Украина" и лично мэром Москвы Юрием Лужковым начался с военно-морского парада в Севастополе по случаю 225-летия Черноморского флота. Юрий Михайлович вновь заявил, что Хрущев отдал Крым незаконно, а Севастополь принадлежит России, так как он в то время в состав Крыма не входил. Он подчеркнул, что наша страна "обязана подтвердить российский статус Севастополя". Иными словами - официально выдвинуть территориальные претензии к Украине, обострив до предела отношения с НАТО, Евросоюзом и США.
Беда в том, что Юрий Лужков прав. И Владимир Жириновский вполне справедливо поддержал столичного мэра: "По всем законам этот город принадлежит России, и все правовые документы на нашей стороне". Передача Крыма Украине - преступление, и Севастополь в советское время был городом федерального подчинения. Но вернуть Крым и Севастополь можно только военной силой, которой у России нет. Перед Черноморского флота напоминал парад призраков: в его составе после 17 лет упадка и раздела осталось всего три относительно крупных корабля - ракетный крейсер "Москва" и большие противолодочные корабли "Керчь" и "Очаков". Остальные - сторожевики, десантные корабли, ракетные катера, малые противолодочные корабли да тральщики. И служит во флоте всего 15 тысяч человек. Для флота великой державы ничтожно мало. Севастополь такими силами не удержать, Крым не отвоевать (хотя сама идея войны за Крым безумна в силу того, что Украину поддержит НАТО, а Россию - в лучшем случае Абхазия и Южная Осетия). У Черноморского флота Украина уже отобрала 600 гектаров земли, в любой момент могут отрезать электроэнергию и воду. В 2017 году остаткам флота вообще придется уходить. Следует признать: после 1991 года Крым вместе с Севастополем ушел от России навсегда. Кстати, не без помощи самих крымчан: на референдуме большинство их проголосовало за независимость Украины, а в годы автономии крымчане не сделали ничего для возвращения в состав России. За прошедшие годы флот развалился, а мировое сообщество при полном молчании России признало полуостров неотъемлемой частью Украины. С этим придется смириться - хотя бы для того, чтобы извлечь уроки из этой трагедии, не допустить повторения крымской истории, например, в Калининградской области или на Курильских островах.
Россия перестанет терять свои территории только в том случае, если ей удастся создать мощную экономику, значительно улучшить качество жизни населения, модернизировать армию (а не переодевать ее в форму от Юдашкина), обзавестись надежными союзниками, вместо непризнанных горских княжеств. Черноморский флот уже по сути не существует, и, наверное, без него придется обходится: Черное море - замкнутый бассейн, его, возможно, легче контролировать при помощи ракет и авиации. Россия без Черноморского флота выживет, сможет обойтись и без Крыма, это не национальная катастрофа. Но это - национальная трагедия колоссального масштаба, и трусливо прятать голову под крыло, устраивая парады призраков и произнося заклятия - мол, Севастополь наш, флот могуч, а Крым отдавайте обратно, - нельзя. Это не детские игры. Слабому никто ничего не возвращает. Станем сильными - тогда и возникнет предмет для разговора.
**"Единая Россия" желает стать КПСС**
На прошедшей неделе Владимир Жириновский поразил общественность и СМИ масштабными политическими инициативами, которые будут официально оформлены на предстоящем 20-летнем юбилее ЛДПР (хотя на самом деле партия была основана в феврале 1990 года, это неважно: хочется Жириновскому считать, что в 1988-м - пусть себе считает).
ЛДПР решила внести в Госдуму инициативу о преобразовании России в парламентскую республику. Г-н Жириновский также намерен продлить сроки полномочий президента, парламента и законодательных органов всех уровней с четырех до пяти лет. Бессменный вождь либерал-демократов собирается предложить, чтобы "президент избирался на заседании Госдумы и формирование правительства происходило лицом, которое возглавляет партию парламентского большинства, либо коалицию парламентского большинства".
В этой связи становится понятно, с какой целью "Единая Россия", вводя пост председателя партии, предоставила ему столь беспрецедентные полномочия, что экспертное сообщество содрогнулось, а коммунисты попытались подать на правящую партию в суд. В конфигурации, предложенной Владимиром Вольфовичем, Владимир Путин становится бессменным главой страны на неопределенно долгий срок.
Понятно, что самой "Единой России" озвучивать столь откровенные планы передачи всей власти в стране одному человеку было бы не очень удобно, поскольку сразу возникают параллели с КПСС (точнее, с ВКП(б), чтобы не вспоминать другие партии в других странах, передававшие власть вождям). Поэтому инициатором и вызвался стать Жириновский: во-первых, никаких шансов стать президентом (премьером, спикером Госдумы) у него давно нет, во-вторых - в стране и мире он и так пользуется репутацией Infante Terrible, так репутационные проблемы ему не грозят. "Смелыми" заявлениями такого типа Жириновский только подтверждает свою репутацию, которая и приносит ему миллионы люмпенских голосов.
В общем, Владимир Вольфович подтвердил самые печальные опасения: группа лиц, именуемая "ближним кругом" не оставляет замысла оставить Владимира Путина у власти навечно. Хорошо еще, что оная группа все-таки пока опасается прямо и честно озвучить эти планы. И правильно боится: в перспективе эта идея крайне опасна. Все партии вождистского типа плохо кончили, и с самими вождями в большинстве случаев происходили всякие неприятности. Есть надежда на то, что идеи Жириновского так и останутся идеями, не получив воплощения в жизнь.