**Террор без адреса**
Взрыв железнодорожного полотна под "Невским экспрессом", направлявшимся из Москвы в Санкт-Петербург стал полной неожиданностью для российских СМИ и общественности, а также, по-видимому, и для спецслужб. Времена масштабных терактов, протрясавших Россию во второй половине 1990-х и в первые годы XXI века, казалось, ушли в прошлое. Оказалось, нет…
К счастью, никто не погиб, но 60 человек получили ранения, в том числе трое – очень тяжелые. По мнению экспертов, организаторы теракта рассчитывали на большое количество жертв: взрыв прогремел в момент, когда поезд въезжал на мост, и, если бы задумка террористов удалась, должен был рухнуть с большой высоты. Однако устроители взрыва не слишком хорошо разбирались в технических особенностях железных дорог, поездов и железнодорожных мостов, а может, просто запоздали на секунду-другую – и подорванный состав, шедший на огромной скорости, собственной тяжестью протащился по мосту, не свалившись вниз.
Как сообщает пресса, в деле о взрыве "Невского экспресса" основными являются две версии: кавказская и правонационалистическая. Некоторые газеты высказали предположение, что теракт связан с проводившейся недавно крупномасштабной зачисткой в Ингушетии либо с непрекращающимися вылазками боевиков в Дагестане. Известно, что на допрос был вызван председатель чечено-ингушского общества "Вайнах" Новгородской области. Следствие выяснило, что кто-то в поезде сорвал стоп-кран непосредственно перед взрывом, что может означать только одно: в экспрессе ехал сообщник террористов, причем готовый пожертвовать жизнью ради достижения цели. Это невольно наводит на мысль о смертнике, которых часто используют исламские радикалы как в России, так и за рубежом. Хотя, без сомненья, фанатики есть не только среди кавказцев и мусульман. И фоторобот "подозрительного", крутившегося вокруг железнодорожного полотна, похож на "лицо славянской национальности". Хотя среди чеченцев, дагестанцев и карачаевцев полно совершенно неотличимых от славян…
Раньше, когда гремела чеченская война, за взрывы в московском метро и подобные теракты можно было никому не брать ответственности – все всем и так было ясно. Теперь, хотя до спокойствия на Кавказе еще далеко, ситуация другая: уцелевшие чеченские, дагестанские, ингушские боевики действуют маленькими группами, а за пределами своих республик они давно не проявляли себя. Почти через сутки после взрыва (что само по себе подозрительно) в северокавказскую редакцию радио "Свобода" позвонил неизвестный и, представившись заместителем командира группировки "Рияд Салихийн", заявил, что чеченские боевики берут на себя ответственность за подрыв "Невского экспресса". Это сомнительно: "разведывательно-диверсионный батальон шахидов" "Рияд Салихийн" устраивать взрывы умеет (или умел: возможно, он давно уничтожен федеральными войсками), и почему это он решил заложить взрывчатку под поезд, а не взрывал вагоны изнутри, что гораздо эффективнее?
Зачем русским ультранационалистам взрывать "Невский экспресс" - непонятно, хотя по теракту уже допрошены руководители Движения против нелегальной иммиграции. Подорванный национал-экстремистами состав Грозный-Москва по определению мог быть наполнен одними чеченцами, а тут жертвами должны были стать соплеменники. Смысл непонятен. Третья и самая маловероятная версия – месть криминала, "прижатого" в последнее время правоохранительными органами совсем уж неправдоподобна и не заслуживает обсуждения в силу уж полной бессмысленности.
В общем, история темная. Если осенью 1999 г. взрывы в Москве и Волгодонске спровоцировали успешную военную операцию в Дагестане, а потом в Чечне и, как следствие – рост популярности тогдашнего премьера-"ястреба" Путина и его партии "Единство". Теперь же нарушение стабильности, наоборот, приведет к падению рейтинга. Так что конспирологические версии и параллели с позапрошлой волной выборов (1999-2000 гг.) критики не выдерживает.
Может быть что угодно: маленькая группа "самостийных" исламистов, ни с кем не связанная, такая же группа русских праворадикалов, состоящая из совсем уж обезумевших личностей, неспособных внятно объяснить свои действия даже самим себе. Все возможно.
**Монополия не от хорошей жизни**
На прошедшей неделе СМИ обильно комментировали решение правительства, согласно которому подготовкой Сочи к зимней Олимпиаде-2014 года займется новая Олимпийская госкорпорация. Об этом объявил на выездном заседании координационного совета по подготовке Сочи к Олимпийским играм руководитель МЭРТ Герман Греф. Для этого придется принять специальный закон, который будет подготовлен осенью.
СМИ и экспертное сообщество не были удивлены таким решением Кремля (хотя о нем сообщил член кабинета министров, нет сомнений, что решение принималось на более высоком, президентском, уровне). Подготовка к Олимпиаде потребует колоссальных капиталовложений, которые частным корпорациям просто не под силу, а государственные инвестиции в олимпийские объекты необходимо строго контролировать. В связи с этим некоторые издания съязвили, что "в поиске наиболее надежного человека, который смог бы осуществить контроль за целевым использованием средств на Олимпиаду, президент не смог найти никого достойнее самого себя". Конечно, вряд ли Владимир Путин официально займет пост гендиректора корпорации; это было бы довольно смешно. Но ее главой наверняка станет лицо. Максимально приближенное к президенту, какой-нибудь друг детства и юности наподобие руководителя Центризбиркома Чурова или министра обороны Сердюкова. По мнению ряда газет, назначение такого человека позволит Путину курировать олимпийский проект после того, как президентом России станет его преемник, и сохранить контроль над всем происходящим в Сочи и его окрестностях вплоть до вполне вероятного возвращения в президентское кресло в 2012 г.
Часть зарубежной прессы высказала резкое недовольство тем, что для подготовки Олимпиады-2014 в России создается очередная госструктура. Эти издания предрекли всяческие неприятности для российского руководства в связи с отстранением частного капитала от олимпийского строительства. Скорее всего, подобная критика серьезной почвы под собой не имеет. В России всего несколько частных компаний обладают достаточными финансовыми ресурсами и управленческим опытом для того, чтобы вообще принять сколько-нибудь заметное участие в олимпийском проекте, а взять его полностью на себя не в состоянии ни одна из них. Пресса приводит мнения ряда аналитиков, утверждающих, что ни одна компания не желает выступать в роли застройщика олимпийских объектов, так как они требуют колоссальных вложений, отдача же от их эксплуатации может быть не ранее чем через десять лет (а может и не быть вообще). Кроме того, олимпийская госкорпорация будет выступать, скорее всего, в роли заказчика и организатора тендеров, то есть возьмет на себя те функции, которые сейчас исполняют различные министерства, зачастую мешая друг другу. То есть "олимпийская монополия", по-видимому, создается государством не от хорошей жизни, а в качестве единственного возможного инструмента подготовки к Олимпиаде-2014.
**Первым делом - самолеты**
В течение последней недели власти и, соответственно, СМИ большое внимание уделяли проблемам российского авиастроения. Началось все с того, что на прошедшем 11 августа в Санкт-Петербурге на заводе им. Климова прошло совещание по авиадвигателестроению, на котором председательствовавший президент Путин был вынужден констатировать значительное отставание этой отрасли от ведущих мировых производителей. Президент отметил, что рентабельность отрасли сократилась в последние годы с 27 до 7 процентов, а прибыль снизилась почти вдвое. "Нынешнее состояние отрасли неспособно удовлетворить спрос, предъявляемый рынком", - констатировал он.
Для того чтобы преодолеть отставание, глава государства решил создать четыре специализированных авиадвигателестроительных холдингов, в который войдут основные предприятия отрасли. Головным предприятием одного из холдингов, согласно уже подписанному указу, станет столичное ФГУП "ММПП "Салют", в его состав также войдут Омское моторостроительное объединение им. Баранова и несколько агрегатных заводов. Еще один холдинг включит в свой состав двигателестроительный дивизион РСК "МиГ", который возглавит завод им. Климова, а также московский завод им. Чернышева, серийно производящий климовские двигатели РД-33. Одновременно, как сообщается, что ОПК "Оборонпром" завершает консолидацию вертолетостроительной отрасли. Согласно указу президента, в "Оборонпром", помимо уже входящих в его состав предприятий, будут включены акции ряда вертолетных предприятий России: ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И.Сазыкина", ОАО "Роствертол", ОАО "Камов" и ФГУП "Кумертауское авиационное производственное предприятие".
Подобный подход эксперты рассматривают как верный и вполне соответствующий современным тенденциям мирового авиастроения. На Западе в настоящее время также наблюдается консолидация авиастроения и авиадвигателестроения в частности. Раздробленность российской авиационной отрасли начала преодолеваться несколько месяцев назад, когда возникла Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) включившая основные авиапредприятия страны. Создание двигателестроительных холдингов – продолжение этой же тенденции.
Планы по возрождению отечественного авиастроения поистине грандиозны. Если их удастся исполнить, через несколько лет Россия вернет себе статус одной из крупнейших авиационных держав мира. Однако на данный момент создание ОАК не прекратило странные явления в авиационной отрасли, которые заставляют задуматься как минимум о несогласованности действий авиапроизводителей. Так, большое удивление у специалистов вызвало сообщение о том, что Казанский авиазавод вот-вот приступит к производству нового среднемагистрального самолета Ту-334 – обновленной версии хорошо известного Ту-134. Этот завод сейчас производит самолеты Ту-214 – весьма удачные и отлично зарекомендовавшие себя машины. Получается, что либо новая модель будет производиться в ущерб уже отработанной, либо мощности завода должны быть существенно расширены, что представить себе довольно трудно (это огромные капиталовложения). И как быть с самолетом Superjet-100, первый экземпляр которого вот-вот должен быть выкачен с завода и который должен как раз заменить Ту-134? То же самое происходит и на Воронежском авиазаводе. Там помимо Ил-96 решили производить российско-украинский Ан-148, на который пока нет заказов, да и ниша, которую должен занять этот самолет, непонятна.
Впрочем, будем надеяться, что все это трудности роста, которые со временем будут преодолены. В противном случае лоббирование интересов различных предприятий, компаний и КБ просто похоронит здравую идею консолидации авиационных активов.
**Good bye, Беларусь!**
Одной из тем, взволновавших центральные СМИ на прошедшей неделе стала информация о том, что Белоруссия решила отказаться от привязки курса белорусского рубля к российскому и привязать национальную валюту к доллару США. Уже со следующего года Национальный банк Белоруссии будет ориентироваться в первую очередь на курс "зайчика" по отношению к доллару. До сих пор белорусская денежная единица была привязана как к российскому рублю, так и к американскому доллару, что, безусловно, затрудняло управление его курсом и сдерживание инфляции. То, что Минск отказался от такой двойной привязки, совершенно нормально. Но выбор сделан в пользу доллара, что является, безусловно, в первую очередь политическим решением: это означает, что единой российско-белорусской валюте не бывать. Как, соответственно, единого Союзного государства.
Впрочем, это никого особо не удивило, особенно после жарких газовых и нефтяных конфликтов между Москвой и Минском. Как раз эти столкновения, судя по всему, подтолкнули "батьку" к поискам новых рынков для белорусских товаров, которые сейчас почти полностью поставляются в Россию и страны СНГ. Белорусские предприятия и компании были заинтересованы в расчетах в российских рублях когда они получали наши нефть и газ по внутрироссийским ценам, а теперь, когда цены начали расти, догоняя европейские, расчетная единица уже не имеет особого значения.
Пресса отмечает, что отказ Белоруссии от единой валюты с Россией закономерен. Дело в том, что у Москвы и Минска принципиально разная финансово-экономическая политика: в России осуществлена широкая приватизация и задача Центрального банка заключается в основном в поддержании выгодного для отечественной экономики валютного курса рубля. Белоруссия же идет по совершенно другому пути: рост экономики и инвестирование осуществляется в основном путем инфляционной накачки, а значит, основная задача белорусского Центробанка заключается в печатании денег, которые закачиваются в экономику. Понятно, что единая валюта может иметь только единый эмиссионный центр, и ясно, что в случае создания российско-белорусской валюты этот центр будет находиться никак не в Минске. А объединенный, то есть российский, Центробанк просто не сможет проводить две разные финансовые политики – одну в России и совершенно другую – в Белоруссии. Единая валюта означала бы радикальную перестройку всей белорусской экономики и превращение ее в подобие российской. Президент Лукашенко и его команда пойти на такое не могут, да и для немалой части населения республики такая перестройка наверняка оказалась бы весьма болезненной. Более того: она означала бы неизбежные политические изменения, рост оппозиции режиму и вообще непредсказуемые последствия. Поэтому Минск и решился на этот шаг – привязал свой рубль к американской валюте, похоронив все идеи интеграции с Россией.