**Заграница им поможет?**
На прошедшей неделе внимание прессы привлекло продолжение интриги вокруг отмены выборов мэров административных центров регионов. Такая идея, во-первых, вполне вписывается в стратегию "вертикали власти", во-вторых - очень привлекательна для федеральных и региональных бюрократов, поскольку позволяет сосредоточить практически все финансовые потоки в их руках. Как только два года назад Кремль решил заменить выборы губернаторов слабо закамуфлированным назначением, губернаторы в качестве компенсации потребовали предоставить им право назначать глав муниципалитетов столиц субъектов федерации. Тогда же кузбасский губернатор-"тяжеловес" Амангельды Тулеев реанимировал свою старую идею вообще заменить выборы глав местного самоуправления назначением. Тогда власти не решились одним махом ликвидировать и губернаторские выборы, и местное самоуправление: пришлось бы менять всю систему управления страной, что неизбежно вызвало бы управленческий хаос и недовольство населения. Более того: целесообразность отмены губернаторских выборов, точнее, плачевные результаты этого непродуманного решения, вызывают недовольство части высшей бюрократии и по крайней мере сомнения в целесообразности принятого решения у самого президента. Правда, отменить его - значит признать собственное решение ошибочным, принятым в состоянии аффекта, вызванного страшным терактом в Беслане, а на это глава государства пойти не может.
Однако многие высшие чиновники, особенно губернаторы, продолжали держать идею назначения мэров для того, чтобы в подходящий момент пробить ее через Кремль и Федеральное Собрание. Нельзя сказать, что нынешний момент особенно удачен - слава Богу, ужасов, подобных тому, что Россия переживала два года назад, не наблюдается, экономика как-то растет, уровень жизни населения благодаря высоким ценам на нефть и газ тоже увеличивается. Но до выборов в Государственную Думу остается всего год, и до президентских - всего полтора, значит, надо успеть пристегнуть к "вертикали" областные центры, то есть получить контроль над немалыми финансами, находящимися в распоряжении мэров, а также обеспечить полное послушание градоначальников.
На прошедшей неделе стало ясно, что группа депутатов Госдумы Владимира Мокрого и Владимира Жидких, предложивших упразднить выборы мэров региональных центров (опуская демагогию насчет "переноса тяжести местного самоуправления на уровень территорий" и т.д.) все-таки поторопилась. Как раз накануне выборов "Единая Россия" побоялась поддержать законопроект Мокрого - Жидких, так как на ее глазах формируется достаточно мощная оппозиция в лице мироновской "Справедливой России", которая пользуется поддержкой Кремля. Понятно, что мэры (не только региональных столиц, но и все прочие - они-то понимают, что центрами субъектов дело не ограничится) качнутся в сторону противника единороссов. Поэтому руководство "Единой России" и Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) провели двухдневное совещание, в котором приняли участие свыше 50 градоначальников - членов партии. Которые, естественно, все поголовно высказывались резко против отмены собственных выборов. Неудивительно, что по итогам совещания лидер единороссов Борис Грызлов заявил, что поправки, по которым институт мэров может прекратить существование, приняты не будут. Мало того, он даже пообещал увеличить доходную базу муниципальных образований, в частности передать на места налоговые отчисления от малого и среднего бизнеса, транспортный налог, а также увеличить долю налога на доходы физических лиц, остающуюся у муниципальных образований.
Тем не менее надеяться на то, что на выборы мэров больше не будет покушений от ретивых сторонников "вертикали власти" не стоит - уж больно идея привлекательна. Хотя если это все же произойдет, Европа получит повод очень резко обрушиться на порядки, заведенные в нашей стране: Конгресс местных и региональных властей Совета Европы - очень влиятельная структура, а местное самоуправление - один из столпов европейской демократии. Что ж, может быть, заграница поможет нам избежать перехода к назначению мэров. Хотя, конечно, надеяться лучше все-таки на себя.
**Деньги пенсионеров - банкам**
Главной финансово-экономической новостью прошедшей недели стало заявление президента Путина, на заседании президиума Госсовета, указавшего на необходимости обеспечения доступа всего населения к банковским услугам. Глава государства, в частности, предложил увеличить ресурсную базу банков за счет пенсионных накоплений, объем которого к 2012 году составит более 2 трлн. рублей. Как разъясняют СМИ, пенсионные накопления могут быть вложены в ипотечные ценные бумаги, что станет серьезной поддержкой как для населения, которое сможет воспользоваться ипотекой, так и для банков, страдающих от нехватки средств.
Для банков предложение Владимира путина - несомненное благо: российская банковская система остается в целом бедной и слабой, и филиалы иностранных банков, несмотря на то, что их деятельность ограничена законами, вырываются вперед по самым разным показателям - от роста бизнеса до объема потребительских кредитов. Кстати, пресса напоминает, что еще на начальном этапе пенсионной реформы банки предлагали аккумулировать пенсионные накопления на своих счетах. Тогда чиновники на это не согласились, решив сосредоточить эти немалые средства в недрах практически никому не подконтрольного Пенсионного фонда. Теперь ситуация изменилась: реализация приоритетных национальных проектов, среди которых, несомненно, важнейшим является проект "Доступное жилье", требует серьезного финансирования. Для его исполнения используется система ипотеки, однако лишь небольшая часть населения имеет достаточно имущества, чтобы ею воспользоваться. А у банков, в свою очередь, не хватает собственных средств для того, чтобы обеспечить массовое строительство доступного жилья. Таким образом, решение о переводе пенсионных денег в банки поможет решить сразу две проблемы - социальную и финансово-экономическую. По информации некоторых изданий, предложение президента было разработано представителями Центробанка, Ассоциации российских банков и нескольких крупных частных банков.
То, что теперь власть решила пойти навстречу населению и финансовым институтам, понятно. С одной стороны, у государства появились очень значительные средства, образовавшиеся от нефтегазовых доходов, в его руках после конфискации ЮКОСа и покупки "Сибнефти" сосредоточилась большая часть нефтяных активов. Это позволило Кремлю ослабить давление на частный бизнес. С другой стороны, близятся выборы, и властям необходимо показать электорату, что о нем заботятся. Да и с банкирами ссориться не следует: ведь у них много денег, и надо, чтобы не было соблазна использовать их в пользу какой-нибудь оппозиции. Ведь оказалось, что полностью подавить оппозицию невозможно - она вылезает на поверхность то в виде Движения против нелегальной иммиграции, то в форме касьяновско-каспаровско-лимоновской "Другой России", и вроде совсем уж прирученная КПРФ в некоторых регионах радикализуется. Поэтому власти пришлось задуматься над тем, чтобы заняться улучшением жизни населения, да и с бизнес-сообществом восстановить отношения. Что ж, и слава Богу.
**Вспомнили о профсоюзах**
На прошедшей неделе в нашей стране вспомнили о том, что у нас, помимо всего прочего, есть еще и профсоюзы. В московском Манеже открылся двухдневный VI съезд Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) - крупнейшей профсоюзной организации страны, объединяющей около 40 миллионов человек. В отличие от прошлых лет мероприятие получило широкое освещение в СМИ: шутка ли - перед профактивом выступил сам президент России Путин.
По мнению прессы, такое внимание к столь прочно забытому общественному институту, как профсоюзы объясняется тем, что профсоюзное движение является немаленьким электоральным ресурсом. То, что из этих 40 млн. членов вряд ли многие помнят о том, что являются членами профсоюзов и уж тем более не готовы голосовать так, как укажут главный профбосс России Михаил Шмаков и его команда, особого значения не имеет. История учит, что самый маловлиятельный, самый пассивный профсоюз может в одночасье превратиться в мощную политическую силу, если в том или ином регионе обострится социальная обстановка и появится яркий лидер, которому поверят люди. В 1989 г. как бы из ниоткуда в СССР появился Независимый профсоюз горняков, организовавший шахтерскую забастовку такого масштаба, что советская власть затрещала по всем швам. А ведь за пару недель до начала всеобщей стачки никто и подумать не мог о том, что горняки, всегда самые лояльные, элитные представители советского рабочего класса, замышляют что-то подобное.
За годы, прошедшие после падения советской власти, профсоюзы стали почти невидимы на политической сцене России. Но они существуют, и в случае любого обострения ситуации в стране скажут свое слово. Даже сейчас, когда рост зарплат и вообще повышение уровня жизни блокирует социальное недовольство населения, то там, то здесь возникают очаги протеста трудящихся, причем в тех регионах и на таких производствах, где вроде бы их просто не может быть. То, что на ВАЗе действует очень активный независимый профсоюз, было безразлично властям до того, как ВАЗ вошел в структуру "Рособоронпрома", - теперь любые акции протеста на крупнейшем в стране автозаводе наносят прямой ущерб "оборонке" и посему недопустимы. Но на ВАЗе действительно невысокие зарплаты, а превращение сибирского Сургута и соседних с ним нефтегазовых городов в очаги социальной напряженности, где активно работают независимые профсоюзы - дело малопонятное. Зарплаты там самые высокие в России, социальная политика весьма мощная, сами города благодаря высоким доходам выглядят гораздо лучше всего остального в России (исключая разве что Москву). Значит, дело не только в зарплатах и медицинском обслуживании, значит, рабочие могут взбунтоваться, требуя решения неких местных проблем, за пределами этих территорий никому не известных - например, таких, как нечестность местного начальства. И если выходят на улицы нефтяники с зарплатами выше тысячи долларов, в каком-нибудь депрессивном регионе где зарплаты в десять раз меньше, а начальство не менее беспардонно обращается с людьми, вспышки недовольства могут принять гораздо более острый характер. Тем более важно, что, если раньше профсоюзы полностью были связаны с "Единой Россией", в состав которой входила вся верхушка ФНПР, то теперь на роль активного игрока на профсоюзном поле претендует "Справедливая Россия" Сергея Миронова. А это дает профсоюзам возможность для маневра, позволяет торговаться, повышая свой политический вес. Поэтому и пришел Владимир Путин на профсоюзный съезд. Глава государств, посетовав на то, что "привлекательность профсоюзной организации снизилась", а профсоюзы "не всегда берут на себя ответственность за решение конкретных трудовых проблем, споров", выразил уверенность в том, что у российского профдвижения большое будущее. Как бы то ни было, само повышенное внимание власти к профсоюзам - это их победа. А так как выборы все ближе, можно надеяться, что внимание властей к нуждам наемных работников и их организаций будет только возрастать.