**Понедельник, 13-е**
Инициативы президента России по изменению системы выборов глав регионов России и, в меньшей степени, предлагаемый им переход от смешанной системы выборов депутатов Госдумы к пропорциональной потрясли не только Россию, но весь и мир. Пресса в первую очередь высказала сомнения, и совершенно справедливые, в том, что эти новации хоть в какой-то степени помогут борьбе с терроризмом; а ведь именно террористическая угроза была объявлена главной причиной столь решительных шагов по укреплению вертикали власти. Нашлись и такие газеты, которые отметили, что новая структура власти, во-первых, нарушает демократические принципы, так как выборы губернаторов по сути превращаются в их назначение главой государства. Если учитывать, что принцип формирования региональных органов исполнительной власти будет происходить по той же схеме, что и правительства РФ, можно смело сказать, что роль законодательных собраний будет сведена к минимуму, а значит, нарушится баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти. Естественно, в пользу первой и в ущерб второй. Во-вторых, по мнению многих аналитиков, после того, как президентские идеи станут законами, Россия превратится в обычное унитарное государство, в котором слово "федерация" сохранится только в названии, как экзотический пережиток прошедших времен.
Сомнения у ряда изданий вызывает также переход к пропорциональной системе выборов в Думу. Сколько ни говорят о том, что, мол, такая система действует во многих вполне демократических странах, приводя в пример Бельгию, Голландию, Швейцарию, Турцию и Израиль, убедительным это не выглядит. Первые три страны очень невелики по размерам и численности населения, да еще в них очень мощные и самостоятельные органы самоуправления, поэтому они могут позволить себе отказ от голосования по мажоритарным округам. А Турция и Израиль, между прочим, не могут считаться образцами демократии, а следовательно, быть примером для России.
Сам по себе переход к назначению губернаторов (не надо играть словами, называя новую систему "выборами депутатами Заксобраний по представлению президента") вовсе не страшен и сам по себе не разрушает демократию, если существует сильная местная власть. Обсуждающийся сейчас закон о местном самоуправлении передает важнейшие полномочия местной власти даже не регионам, а федеральному центру, что означает переход практически всех властных полномочий к Кремлю. Превращение России в унитарное государство неперспективно из-за огромных размеров страны и ее многонационального характера. Но самое важное, по мнению наиболее скептически настроенных по отношению к Кремлю журналистов, то, что многие очень высокопоставленные чиновники хотят выстроить Россию в соответствии со "старой, доброй" советской системой, только вместо КПСС будет "Единая Россия". Естественно, партийно-бюрократическая система привычна для экс-коммунистов "третьего эшелона", превратившихся в первый эшелон новой правящей партии. Но очень настораживает тот факт, что уровень адептов восстановления советской системы не позволяет им хотя бы вспомнить, как стремительно и безо всякого сопротивления эта система развалилась, погребя под своими обломками державу, казавшуюся великой и могучей. Советская система оказалась необычайно слабой на излом, и малейшего тычка оказалось достаточно, чтобы опрокинуть чудовищную по масштабам махину с ее многомиллионной армией, небывалыми по мощи спецслужбами, устойчивыми традициями и огромной армией искренних приверженцев. Все это оказалось бессильным в решающий момент. Сейчас все гораздо хуже: и спецслужбы крайне слабы, и армия развалена, и оппозиция существует, и бюрократический аппарат состоит в основном из бездельников и недоучек. Значит, для крушения нынешней вертикали власти достаточно будет просто легкого дуновения. Можно представить себе, с каким энтузиазмом ринутся из "Единой России" и бросятся обличать "антинародный режим" все те, кто сейчас с таким энтузиазмом поддерживает инициативы президента...
**"Четверка" нашла спонсора. Среди своих**
На прошедшей неделе одной из важнейших тем, которые пришлось затронуть измученным размышлениями о судьбах России газетам, стала встреча глав России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Собравшись в казахстанской столице Астане, четыре президента решали судьбу единого экономического пространства (ЕЭП), уделив также некоторое внимание вступлению стран "четверки" в ВТО и предстоящим выборам президента на Украине.
Характерно, что, судя по всему, самыми сложными были переговоры российской делегации с белорусскими коллегами, - похоже, что Минск считает постоянные и порой очень жесткие конфликты с Москвой доказательством близости двух славянских государств. Вот и сейчас, по информации прессы, Белоруссия требовала вписать в итоговое заявление четверки обязательство России не поднимать цены на свои энергоносители, продолжая по отношению к "братской" России политику, которую один известный обозреватель называет смесью шантажа и попрошайничества. Газеты сообщают, что президент Путин напомнил своему белорусскому коллеге, что Минск и так немало получает от взимания пошлин за транспортировку российской нефти и газа в европейские страны.
С остальными государствами у России особых проблем не возникло - исключая такую "мелочь", что все они, хотя и в разной степени, постоянно дают понять Москве, что считают объединительные процессы нужными в первую очередь России и поэтому требуют для себя всяких, в первую очередь, финансовых льгот. Создается впечатление, что российскому руководству волей-неволей приходится считаться с тем, что в обмен на реализацию любых объединительных механизмов Москве говорят: "Дай!". "Цена вопроса" на сей раз оказалась меньшей, чем рассчитывали наши партнеры: белорусские требования заморозить цены на энергоносители были сильно смягчены, и наша страна обязалась избавить страны, входящие в ЕЭП от повышения цен "в результате перехода на взимание НДС по стране назначения". Но и при этом, как указывает одна влиятельная газета, Россия понесет потери в размере примерно 35,8 миллиардов рублей в год.
В целом финансовые жертвы России оказались не напрасными: президенты четырех стран утвердили план-график работы по объединению, причем удалось даже избежать скандала, вполне способного омрачить встречу из-за российско-белорусских противоречий. Безусловно, экономическое объединение стран "четверки" выгодно для всех его участников, но полная реализация создания ЕЭП довольно сомнительна. Дело в том, что Белоруссию, похоже, устраивает положение транзитной страны, живущей за счет российского экспорта на Запад через ее территорию, Украина все более упорно пытается интегрироваться с Европейским союзом, одновременно всеми силами стараясь не допустить Россию до чересчур тесного общения с европейцами. Казахстан же, хоть и тесно привязан к России своими трубопроводами, протянувшимися через нашу территорию, ищет (и находит) альтернативные пути - через Каспий и Азербайджан в Грузию и Турцию, в Китай, в иранские порты, в Пакистан и Индию через Туркмению и Афганистан. Когда эти проекты осуществятся, заинтересованность Астаны в интеграции наверняка ослабеет. В общем, по мнению некоторых аналитиков, экономическая интеграция стран "четверки" всем хороша, кроме одного: у нее очень сомнительные перспективы.
**...И большая "Б"**
Свершилось то, о чем так долго говорили истинные большевики, недовольные "соглашательством" официальной КПРФ и "контактами с олигархами" руководства партии, давным-давно, по мнению "истинных" коммунистов, ставших неотъемлемой частью буржуазного истэблишмента. В прошлые выходные состоялось ожидаемое событие: устроители летнего альтернативного съезда КПРФ, на котором был снят с высшего поста лидер партии Геннадий Зюганов, провели учредительный съезд новой партии, принявшей почти что историческое название - ВКПБ. Разница почти незаметна: "руководящая и направляющая" при Сталине называлась Всероссийская (впоследствии - всесоюзная) коммунистическая партия (большевиков), а порождение невнятного ивановского губернатора Тихонова, лидера московских коммунистов-пенсионеров Куваева и ржевской красавицы Астраханкиной именуется Всероссийская коммунистическая партия будущего. То есть у исторической компартии название кончалось на маленькую "б", а у ее преемницы - на Б большую.
Идеологические позиции новой компартии довольно причудливы: губернатор Тихонов известен как очень умеренный коммунист (а может ли губернатор быть радикалом?), в то время как г-н Куваев - завзятый радикал, а г-жа Астраханкина вообще начинала свою политическую карьеру в рядах анпиловской РКРП и сохранила свои ультралевые убеждения. Поэтому на съезде альтернативщиков обвинения в адрес Зюганова формулировались в ортодоксально-марксистском стиле, но вот проклятий в адрес "антинародного режима" и - упаси Господи! - каких-либо упоминаний о диктатуре пролетариата там почему-то не прозвучало. По мнению некоторых печатных органов, такие заявления звучали бы несколько странно, если иметь в виду ту немалую роль, которую сыграл Кремль в расколе КПРФ и создании ВКПБ.
Трудно предположить, что альтернативная компартия уведет у зюгановской партии много избирателей. Вся новая партия, начиная с какого-то детского названия и заканчивая тем, что одним из ее лидеров стала дама, прославившаяся как бывшая "Мисс Ноги" бывшей Государственной Думы, выглядит не вполне серьезно. Пресса отметила, что на фоне проклятий в адрес зюгановского руководства, обвиняемого альтернативщиками в "связях с олигархами", не составляет секрета, что "инвесторами" в ВКПБ являются красный бизнесмен и вождь НПСР Геннадий Семигин и совладелец компании LV Finance Леонид Маевский, бывший депутат Госдумы от КПРФ. При этом озвученные на съезде идеи самофинансирования партии звучат просто смехотворно: зампред партии Леонид Иванченко заявил, что ВКПБ собирается зарабатывать деньги "не посредством политического лоббирования и привлечения средств от олигархов, а за счет создания народных предприятий, а также своих партийных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса". Вряд ли наш полудохлый малый и средний бизнес готов делиться своими невеликими доходами с "новыми коммунистами", - ему более чем хватает диких налогов, чиновничьих и бандитских поборов. А как партия собирается создавать собственные предприятия, а если это каким-то чудесным образом удастся, как будут изымать в партийную кассу какие-то средства - вообще загадка.
Но мешать КПРФ жить спокойно ВКПБ все-таки в состоянии. Зюганов уже начинает судиться с "самозванцами", и весьма вероятно, в сутяжничестве будет заключаться основная деятельность партии все ближайшие годы. Ведь Геннадий Андреевич известен готовностью бороться с "меньшевиками и оппортунистами" даже в ущерб основной партийной деятельности. И таким образом, естественно, дискредитировать партию в глазах избирателей. Значит, цель достигнута - ВКПБ будет постоянно ослаблять КПРФ.
**"Госнефтегаз"**
Громкие политические новости последних дней не заслонили важнейшего экономического события: не успела пресса оправиться от шока, вызванного решением президента изменить систему формирования органов государственной власти, как пришлось осмысливать ненамного менее значимое событие - превращение госкомпании "Роснефти" в дочернюю компанию "Газпрома". На фоне долгих обещаний либерализировать рынок акций "Газпрома" этот шаг выглядит более чем странно, несмотря на заявления премьера Фрадкова и главы "Газпрома" Миллера о том, что сразу после слияния последует эта самая либерализация, что слияние, мол, повысит капитализацию и конкурентоспособность "Газпрома" на мировых рынках и т.д.
По мнению большинства аналитиков, передача "Газпрому" громадных и очень перспективных нефтяных активов вызвано вовсе не экономическими потребностями, а политическими: создание нефтегазового государственного суперхолдинга, которого бойкие журналисты уже успели окрестить "Госнефтегазом" позволит государству решить сразу множество стратегических задач. Во-первых, он сможет на законных основаниях приобретать другие нефтегазовые активы (угадайте с одного раза, чьи это будут активы?). Во-вторых, такой госхолдинг сможет выполнять все обязательства по поставкам углеводородного сырья за рубеж, обеспечивать нужды госструктур и вдобавок еще монополизировать внутренний рынок, диктуя цены по собственному (то есть государственному) усмотрению. В свете всего вышеизложенного заверения Миллера о том, что "Газпром" не претендует на активы планомерно разоряемого ЮКОСа не кажутся сколько-нибудь убедительными.
Проект слияния "Газпрома" с "Роснефтью", а в перспективе поглощение им ЮКОСа является политическим еще и потому, что создаваемый нефтегазовый супермонстр станет самым мощным политическим оружием: финансовые возможности группы, которая будет его контролировать, практически безграничны и позволят задавить любого конкурента даже без использования всяких там политтехнологий или полицейского давления. Получается, что все упирается в то, кто именно будет контролировать условный "Госнефтегаз". Формально этим "кем-то" будет государство, но ни для кого не секрет, что в конкретных российских условиях государство представляет собой конгломерат конкурирующих групп - более и менее либеральных, умеренных и даже очень "жестких" с разнонаправленными интересами. Нынешний "Газпром" курирует вполне либеральный глава кремлевской администрации Медведев. Но, по информации прессы, новый суперхолдинг отойдет в ведение одного из его заместителей, - г-на Сечина, лидера "ястребов". Что ж, система сдержек и противовесов, созданная еще президентом Ельциным, живет и здравствует и при его преемнике. Только как государственный нефтегазовый монстр соотносится с либеральными и демократическими заверениями высшей государственной власти, понять трудно. Впрочем, как и очень многое другое, происходящее в последнее время в нашей стране.