**Беспартийный рулевой**
"Партия - наш рулевой", - говорили при социализме. Теперь настали какие-то странные времена: рулевой (партия "Единая Россия") вернулся, но им (то есть ей) рулит... беспартийный. "Единая Россия" добилась-таки своего: Владимир Путин согласился не только стать премьер-министром, но и возглавить правящую партию. При этом становиться членом "Единой России" он не захотел. Пусть активисты-единороссы говорят, что это нормально и приводят пример де Голля (который, естественно, к ситуации Путин - "Единая Россия" ни малейшего отношения не имеет); такого никогда и нигде в мире не было. Прав был двадцать лет назад Михаил Горбачев, сказав, что "наша демократия не будет иметь аналогов в мире"...
Владимир Путин (напомним, беспартийный) получил всю полноту власти в партии: он может по своему усмотрению решать все кадровые и прочие вопросы - смещать и назначать ее руководителей и ответственных работников, вносить изменения в программные и уставные документы. Объяснить эту ситуацию с оглядкой на логику и здравый смысл невозможно.
Зачем это надо Владимиру Путину? На этот счет СМИ и эксперты отвечают по-разному. Одни издания утверждают, что, мол, "национальный лидер", возглавляющий правящую партию - это нормально и даже полезно для страны. Правда, для того, чтобы с этим согласиться, необходимо испытывать религиозную веру в "национального лидера", от которого зависит все на свете и без твердого руководства и гения которого Россию неизбежно ждет хаос и катастрофа. Критически настроенные газеты и интернет-сайты считают, что Владимир Путин решил возглавить "Единую Россию" для того, что хочет сохранить в своих руках как можно больше рычагов власти и влияния для сохранения контроля над избранным президентом и страной в целом. Выстроенная им вертикаль дает президенту практически безграничную власть, а чиновники всех уровней, назначенные действующим президентом, в соответствии с бюрократической логикой станут верными соратниками будущего главы государства. Соответственно, у Дмитрия Медведева в руках сразу окажутся практически все возможности править страной так, как он считает правильным, - например, быстренько отправить в отставку правительство вместе с премьером, когда-то и почему-то объявленным "национальным лидером". Возглавление "Единой России" для Владимира Путина - один из механизмов, призванных не допустить такое развитие событий.
Тем не менее, по мнению некоторых изданий, вся выстроенная конструкция сдержек и противовесов - послушная Путину правящая партия, губернаторы, министры и руководители госкорпораций, назначенные Путиным и обязанные своим выходом из безвестности лично ему, послушные СМИ - все это посыплется в один момент, если новый президент этого потребует. Например, грянет финансовый (инфляция уже зашкаливает), продовольственный (кое-где уже готовятся вводить карточки на хлеб), коммунальный кризис. Потребуются виновные для того, чтобы гнев народа не обрушился на государственную власть и не обрушил государство. Единственной возможной ритуальной жертвой может стать Владимир путин: ведь это он единолично руководил страной на протяжении восьми лет, это он говорил (и еще продолжает говорить) о том, как в России все стало расчудесно. Ни Кудрин, ни Гордеев, ни кто бы то ни было другой на роль ответственного за серьезный кризис не тянут. В этой ситуации "Единая Россия" окажется слабой опорой: это чисто чиновничья структура, безыдейная состоящая из персонажей, которых интересуют только теплые места и высокие доходы. Она сдаст "национального лидера" так же, как ее региональные отделения сдавали проштрафившихся в глазах федерального центра начальников - ставропольского губернатора Александра Черногорова, волгоградского мэра Евгения Ищенко и других. И то, что Владимир Путин не вступил в партию, в кризисной ситуации сыграет против него.
Хотя большинство экспертов считает, что передача власти пройдет плавно и постепенно, без резких конфликтов. Ведь вся государственная верхушка прекрасно сознает, что раскачивать лодку опасно: пойдя ко дну, он утащит с собой и нового президента, и старого, и все элитные группировки, сегодня столь упоенно делящие государственный пирог.
**Зачистка по-чеченски**
Судя по событиям последних дней спокойствие в Чечне пока не настало. Дело не только в том, что с наступлением тепла активизировалось террористическое подполье. В последние дни президент Чечни Рамзан Кадыров начал последнюю зачистку военно-политического пространства республики. Последнюю потому, что батальон спецназа ГРУ "Восток" - единственная структура, в Чечне, которая не подчиняется Кадырову и его клану. Батальон представляет собой бывшую сепаратистскую банду братьев Ямадаевых, перешедшую в конце 1999 года на сторону федеральных властей и сдавшую войскам без боя Аргун и Гудермес. С тех пор она, встав на довольствие в ГРУ, хозяйничает в северо-восточной Чечне.
Поначалу СМИ сообщали, что якобы кортежи Кадырова и Ямадаева-младшего не уступили друг другу дорогу и немного постреляли в воздух, пока лично Рамзан не "разрулил" ситуацию. Потом оказалось, что все не так просто: за сутки до стычки в Гудермес и Аргун вошли кадыровские бойцы и начали арестовывать ямадаевцев, база батальона в Гудермесе и дома Ямадаевых были блокированы. Бескровный исход столкновения также оказался неправдой: несколько человек с обеих сторон погибли. Сам Кадыров обвинил батальон "Восток" в различных преступлениях, а его офицера Бадруди Ямадаева (младшего из братьев) - находящимся в розыске преступником. Хотя "Восток" и угрожает вооруженным сопротивлением, можно не сомневаться, что Кадыров добьется если не его разоружения, то как минимум отстранения Ямадаевых от руководства и замены их своими людьми. В том, что "Восток" и его руководители много раз нарушали закон - от торговли контрафактным бензином и захвата собственности (например, завода "Самсон" в Санкт-Петербурге) до похищений и убийств. Но причина гнева Кадырова-младшего, конечно, не этом.
Когда Ахмад Кадыров (старший) с благословения Москвы стал президентом Чечни противовесами его полновластию были многие структуры: чеченское МВД во главе с верным России Алхановым, батальон "Запад", состоящий из чеченских ОМОНовцев, героически сражавшихся на стороне России в течение обеих чеченских войн, аналогичный ему по составу батальон спецназа ФСБ "Горец" во главе с Мовлади Байсаровым. И, наконец, "Восток". Ахмад-хаджи погиб, и его сын начал твердой рукой избавляться от "противовесов": на Востоке эмир (хан, султан, бай) может быть только один.
Алу Алханов, ставший президентом Чечни после гибели Ахмада-хаджи после ряда стычек и перестрелок между и своими охранниками кадыровцами был выдавлен из республики и уехал в Москву. Начальник охраны Алханова Алихан Муцаев был расстрелян среди бела дня на улицах столицы. В ноябре 2006 года кадыровцы в Москве среди застрелили Байсарова, а его отряд, базировавшийся в Аргуне, был разгромлен. Незадолго до этого произошла стычка между бойцами батальона "Запад" и ингушскими милиционерами, после чего командир батальона, Герой России и непримиримый враг Кадырова Магомед Какиев был отозван на учебу в Военную академию им. Фрунзе. Сменивший его Беслан Элимханов после нескольких покушений также уехал из Чечни. К тому времени Кадыров взял под свой контроль батальоны "Север" и "Юг" (они входят в структуру МВД) и чеченский ОМОН, командиры которых - бывшие бойцы профедеральных чеченских сил, воевавшие против Дудаева и Масхадова, и заменил их своими людьми. Теперь настала очередь "Востока".
Офицеры "Востока" после начала противостояния в Гудермесе говорили журналистам: "наш глубокоуважаемый президент решил полностью взять под контроль Чечню и отделить ее от России на манер Косово". Что ж, анализ краткий и весьма убедительный. Стоит добавить, что когда убивали Байсарова, ФСБ, в котором он служил, пальцем не пошевелило, и потом ничего не сделало для наказания убийц. И теперь Министерство обороны и ГРУ делают вид, что их бойцов не расстреливают в Гудермесе, не блокируют военную базу. Герой России Рамзан Кадыров стал полновластным президентом Чечни и ему боятся помешать и армейские генералы, и всемогущие силовики. Дудаев и Масхадов о такой власти, о таком послушании со стороны федеральной российской власти и мечтать не могли.
**Вместо "двоечника" - некто неизвестный**
В Иркутской области вновь сменилась власть. Губернатор Александр Тишанин попросил президента об отставке и получил ее. Временным исполняющим обязанности главы региона стал депутат Госдумы Игорь Есиповский - бывший руководитель "АвтоВАЗа".
В свое время назначение Тишанина вызвало одобрение жителей области, измученных бесконечными разборками между местными элитными группировками, в результате которых богатейший регион впал в нищету, и сам Иркутск, когда-то красивейший город, называвшийся "сибирским Парижем", стал похож то ли на Сталинград после капитуляции немцев, то ли на заброшенный островок ГУЛАГа. Однако отрезвление пришло быстро: железнодорожник продемонстрировал просто вопиющее неумение руководить областью. Вместо консолидации элит он сразу перессорился со всеми правящими кланами, никаких новаций в экономике так и не начал, средства, выделенные федеральным центром на создание особой экономической зоны на Байкале делись неизвестно куда. На фоне быстро развивающихся соседей - Красноярского края, Читинской и Кемеровской областей - Иркутская область чувствовала себя этаким бомжем среди крепких хозяев. Кроме того, Тишанин дискредитировал себя разгулом самого беззастенчивого воровства среди своего окружения, назначением родственников на ключевые посты в регионе. Если поначалу иркутяне надеялись, что Тишанин, "государственный человек", наведет порядок, то в последние месяцы они обсуждали его некомпетентность, нежелание решать какие бы то ни было сложные вопросы, неумение разговаривать с людьми и склонность к распространенному в Сибири пороку. Некоторые издания объявили назначение Тишанина самым неудачным кадровым решением Кремля за последние годы.
После того, как Тишанин попытался перевести значительную часть средств из областного бюджета в особый фонд, неподотчетный Законодательному Собранию, случилось невиданное: половина депутатов Заксобрания обратилась к президенту с просьбой отправить губернатора в отставку. Поняв, что все окончательно пропало, Тишанин подкрепил обращение депутатов собственной просьбой об отставке.
Вроде бы все хорошо: губернатор-"двоечник" отставлен, на его место назначен вроде бы ничем не запятнавший себя человек. Однако трудно понять, почему выбор президента пал именно на него: ни регионом, ни городом Есиповский не руководил никогда. Он - выходец из "Рособоронэкспорта", некоторое время возглавлял "АвтоВАЗ". Кстати, на этом посту г-н Есиповский прославился щедрыми обещаниями стране и заводу, но каких-либо ощутимых успехов при нем обветшавший автогигант в Тольятти не достиг. Создается впечатление, что Есиповский оказался главой Иркутской области случайно: в нужный момент президенту предложили "своего человека" и он, не имея кадрового резерва, согласился. Так же три года поступил глава РЖД Владимир Якунин, сделав губернатором Тишанина, теперь первым к президенту сумел подойти Сергей Чемезов. Остается надеяться, что результат будет все же лучше, чем в прошлый раз.
А в общем, Иркутскую область можно только пожалеть. До 2005 года она демонстрировала пороки выборности губернаторов, теперь - неприемлемость их назначения.
**Российская авиация в тумане**
Развитие отечественной авиации всегда волновало общественность: наши самолеты и вертолеты были гордостью страны еще со времен Нестерова, Сикорского и "Ильи Муромца". Сейчас, когда после полутора десятилетий жестокого кризиса российское авиастроение начало возрождаться интерес к нему возрос еще более. Масла в огонь подливают и бесконечные высказывания первых лиц государства (особенно много говорит об этом первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий авиастроение), рисующих блестящие перспективы отрасли как в военной, так и в гражданской сферах.
Однако реальность оказывается не столь замечательной. Superjet-100, который должен был взлететь в конце 2007 года пока не взлетел. Ил-114, которому, по словам Иванова, предстоит стать главным международным перевозчиком грузов в Антарктике, не производится на наших заводах. Ту-334 заказан пока в единственном экземпляре. В последние дни странная информация поступает в СМИ по поводу истребителя пятого поколения. 16 апреля на 10-й Международной выставке "Двигатели-2008" представитель командования ВВС России заявил, что "разработка и принятие в дальнейшем на вооружение легкого истребителя 5-го поколения в настоящее время не рассматривается ни в качестве альтернативы, ни в качестве дополнения к программе создания тяжелого истребителя 5-го поколения". И тут же появляется информация о заявлении президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова: легкий истребитель 5-го поколения будет создан на базе технологий тяжелого перспективного истребителя, разрабатываемого в настоящее время. Так будем мы делать легкий истребитель или нет, а если будем, то зачем, если ВВС заказывать его не собирается? На экспорт, чтобы он попал в руки потенциального противника, у которого появится более совершенная боевая машина, чем у нас самих?
Нечто странное происходит и вокруг нового учебно-боевого самолета Як-130. Этот самолет начал разрабатываться в начале 90-х совместно с итальянцами как первый сверхзвуковой учебно-тренировочный и учебно-боевой самолет. Затем итальянцы от сотрудничества с Россией отказались (кто виноват - понять трудно, обе стороны винят друг друга). В прошлом году Як-130 чисто российской разработки взлетел, и сейчас проходит испытания. О его перспективах пишут, что не имеет аналогов в мире и его уже заказали не только отечественные ВВС, но авиация Алжира. Прекрасно, но испытания что-то затягиваются. Холодным душем на этом фоне прозвучала информация о том, что на прошедшей неделе итальянская компания Alenia Aermacchi провела презентацию самолета M-346 - то есть итальянского варианта Як-130. То есть итальянцы испытания закончили и готовы поставить самолет в серию. Его закупать уже собрались военно-воздушные силы Австрии, Бельгии, Греции, Испании, Италии, Малайзии, Польши, Португалии, ОАЭ, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Чили и Швеции - это вам не Алжир... Все, ниша занята.
Еще непонятнее ситуация с вертолетостроением. Не так давно тот же Иванов требовал наладить собственное производство вертолетных двигателей, которые до сих пор закупаются на Украине. Ряд заводов приступил к проектированию двигателей. И тут появляются сообщения о том, что "Оборонпром" и итальянская Finmeccanica подписали соглашение о намерениях собирать в Люберцах легкие итальянские вертолеты Augusta-139. Слов нет, это хорошая машина, но как же быть с нашими Ка-62 и "Ансат", на разработку которых потрачено столько лет и сил? Более дешевый и технологически отработанный "итальянец" просто выкинет их с российского рынка. Может быть, и армию будем перевооружать Augusta-139 - ведь это в первую очередь боевой вертолет, а Ми-28Н и Ка-52 - Бог с ними, все равно это сырые, сложные и дорогие машины? Но тогда зачем обещать возрождение отечественного авиапрома?
Пока еще не все потеряно: работают авиазаводы, некоторые модели разрабатываются, другие малыми сериями, но выпускаются. Отрасль может занять достойное место как в отечественной экономике, так и в мировом авиастроении, но только если государство хотя бы сформулирует, какие самолеты и вертолеты оно готово финансировать и закупать. А пока российская авиапромышленность блуждает в темноте, в то время как ответственные лица потчуют общественность успокоительными пассами: все будет хорошо...