**...Где там Зимбабве?**
В начале недели одним из самых важных политических событий стала программная речь президента Дмитрия Медведева по вопросам внешней политики. Выступление главы государства перед специально вызванными на Родину российскими послами стало кратким изложением только что принятой концепции внешней политики страны.
Речь президента продемонстрировала преемственность внешней политики. Резких выпадов в адрес США, НАТО и Запада в целом не прозвучало, однако глава государства российского дал понять, что наша страна будет и впредь выступать в роли противовеса Америке, бороться против размещения американской ПРО в Европе, требовать реформы ООН и европейских структур, выступать против силовых методов решения мировых проблем. Некоторые газеты отметили, что речь российского президента в целом носила обтекаемый характер и никаких конкретных рецептов реформирования международных структур в ней не прозвучало. Как не стало понятней и противодействие Москвы силовым методам решения проблем как таковым. "Опыт последних лет, особенно в Ираке, на Ближнем Востоке, показывает, что современные мировые проблемы не поддаются урегулированию через прямолинейные силовые методы...", - сказал Дмитрий Анатольевич. Ну, критика Россией действий США в Ираке, НАТО в Югославии и Израиля на Ближнем Востоке общеизвестна, как и принципиальное несогласие с возможными военными акциями против Ирана.
Однако представляется, что президент России говорил не об этом, а об общем принципе невмешательства Запада во внутренние дела других стран. В частности, совершенно неожиданно Россия в Совете Безопасности ООН наложила вето на резолюцию, предусматривающую санкции в отношении Зимбабве, хотя совсем недавно на саммите "восьмерки" на Хоккайдо Москва позицию Запада поддержала. По мнению некоторых СМИ столь крутой поворот стал ответом прежде всего на и антироссийское выступление госсекретаря США Кондолизы Райс в Тбилиси, в котором она поддержала агрессивную политику Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии.
Ужесточение политики США и Запада в целом в отношении российской политики в Закавказье - явление крайне неприятное. Но, к сожалению, совершенно понятное. Абхазский и югоосетинский конфликты не могут продолжаться вечно, рано или поздно их надо урегулировать. Как - это Вашингтону и Брюсселю глубоко безразлично. А Саакашвили переигрывает Москву, предъявляя некие планы прекращения конфликтов; насколько они проработаны и отвечают ли интересам национальных меньшинств Грузии - вопрос второй. Но Россия, гарант сохранения мира в регионе, за все эти годы не предложила вообще никаких планов урегулирования! Понятно, что и в Тбилиси, и в Вашингтоне это воспринимается как стремление сохранить очаги напряженности вокруг Сухума и Цхинвала на вечные времена. А это никому понравиться не может. В частности, это вредно для самой России, выступающей в странной роли страны, как бы поддерживающей территориальную целостность Грузии, но не дающей ее никоим образом восстановить.
...А выиграл от всего этого не вызывающий никаких теплых чувств ни у одного нормального человека Мугабе. Казалось бы, где Абхазия с Южной Осетией, а где злосчастное Зимбабве...
**Встреча с партийцами**
Одной из тем, вызвавших интерес СМИ, стала прошедшая в минувшую субботу встреча президента Дмитрия Медведева с лидерами политических партий. Представители "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" в неформальной обстановке побеседовали с главой государства в его резиденции в "Завидово". По непонятной причине президент официально встречался с лидерами думских фракций, но пресса отметила, что ни Владимир Жириновский, ни Сергей Миронов таковыми не являются. Впрочем, мероприятие нельзя назвать и встречей с лидерами партий: крупнейшую политическую силу, "Единую Россию", в Завидово представлял Борис Грызлов, еще осенью прошлого года уступивший пост руководителя партии Владимиру Путину.
Глава государства похвалил партийных лидеров за разработанный ими в рекордные сроки закон об увеличении вчетверо бюджетного финансирования партий. Но дальше каждый говорил о своем. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, набравшись смелости, заговорил о неравных условиях, созданных властью для оппозиционных партий и изгнании их из информационного пространства, о политическом монополизме "Единой России". Он попросил президента допустить оппозиционеров как на федеральные, так и региональные телеканалы. Его поддержал и главный "эсэр" Сергей Миронов, предложивший создать общественные советы на телевидении. Дмитрий Медведев отнесся к жалобам политических противников благосклонно, хотя никаких конкретных обещаний не последовало. Главный коммунист был настолько горд собственной храбростью, что после общения с Дмитрием Медведевым похвалился, что "сумел поставить перед президентом весь круг проблем, которые в последнее время активно поднимает оппозиция".
"Эсэр" Миронов, в отличие от Зюганова, выступил в роли не столько борца за правое дело оппозиции, сколько человеколюбца: он передал письмо с просьбой в Год семьи объявить амнистию для женщин, совершивших нетяжкие преступления, для беременных, женщин, имеющих детей, а также для пожилых женщин. Пресса отметила, что точно такой же законопроект недавно предлагала фракция ЛДПР, но Владимир Жириновский почему-то не возмутился нарушением авторских прав, а только покивал. Забыл, наверное...
Впрочем, неудивительно: у Владимира Вольфовича много дел гораздо более важных, чем забота о каких-то там беременных. На встречу с президентом он прибыл не на чем-нибудь, а на "Майбахе" - одном из самых дорогих автомобилей в мире. А ведь Дмитрий Медведев собрал партбоссов в первую очередь для того, чтобы поговорить с ними о мерах по борьбе с коррупцией. Похоже, что лидер ЛДПР специально решил показать, насколько бессмысленны антикоррупционные потуги власти; иначе зачем вице-спикеру Госдумы демонстрировать всем машину, которую ему на легальные доходы ни за что не купить? Но президент России на столь откровенный жест Жириновского почему-то не отреагировал...
**Съезд живых мертвецов**
Из новостей политической жизни пресса обратила внимание на прошедший 12 июля съезд Народно-демократического союза, на котором Михаил Касьянов был переизбран лидером движения. Бывший премьер, а ныне один из лидеров оппозиции выступил с очередным призывом к демократическим силам России объединиться. В который раз на съезде муссировалась идея о том, что демократы могут объединиться, не сливаясь, то есть создать некую "зонтичную" структуру, сохраняя самостоятельность своих партий и организаций.
Пресса, причем даже самые демократические издания, комментировали мероприятие с большой иронией. Одна влиятельная газета либерального толка заметила, что "это "эпохальное" для российской политики событие оказалось щедрым если не на сенсации, то уж на курьезы - точно". Среди таковых издание отмечает заявление г-на Касьянова о намерении вступить в Европейскую партию либеральных демократов и реформаторов, ради чего на съезд был приглашен ее председатель, вице-спикер эстонского парламента Оюланд. СМИ отмечают, что это - небывалый случай в мировой практике: о желании попасть в Европарламент заявляет движение, которое на родине даже не в состоянии пройти процесс регистрации. "Так что "амбициозные задачи", поставленные М.Касьяновым, выглядели бы даже более реалистично, если бы лидер РНДС говорил о выборах в парламент Европы или, на худой случай, о президентских в Эстонии", - иронизирует издание.
Пресса отмечает, что касьяновский РДНС готов объединиться со всеми оппозиционными силами, в первую очередь с "Яблоком" и СПС, ради продолжения борьбы с властью. Некоторые газеты помещают мнения различных политологов и экспертов, рассуждающих о перспективности подобной коалиции. Однако большинство из них сходятся на том, что объединяться-то некому. РДНС - это лично Михаил Касьянов и пара десятков его соратников по всей России. Впрочем, политическое детище "Миши 2%" никогда чем-то реальным, кроме крохотного клуба единомышленников, и не было. Зато когда-то "Яблоко" и СПС представляли собой довольно серьезные партии, имели свои фракции в Госдуме. Однако те времена давно минули: с 2003 года ни либералы Явлинского, ни "чубайсовцы"-правые в парламент попасть не могут, и дело не только в давлении властей, а в первую очередь в массовом разочаровании избирателей, которым ни одно, ни другое крыло либерального движения так и не смогли предложить никакой конкретной программы. "Мы хотим, чтобы в России было, как на Западе", - пожалуй, этими заклинаниями их политическая деятельность и ограничивалась. Как, при помощи каких инструментов, принятием каких законов, созданием каких структур и, наконец, - каким "Западом" должна стать Россия - США, Швецией, Португалией или Сингапуром - об этом либеральные "властители дум" не говорили ничего. Теперь жалкие остатки "Яблока" и СПС по своей численности и уровню политического влияния мало отличаются от горстки касьяновцев.
После "съезда" РДНС (название закавычили многие газеты) четверо лидеров российских оппозиционных организаций - Михаил Касьянов, Никита Белых, Сергей Митрохин и Владимир Рыжков - собрались у главы Московской Хельсинской группы, старой диссидентки Людмилы Алексеевой. Они заявили прессе, что "в целом остались довольны общением, но пока не достигли конкретных договоренностей о сотрудничестве".
А хоть бы и достигли... Сколько ни плюсуй нули, результатом все равно будет нуль, такой же круглый и пустой. Беда в том, что для поступательного развития общественной жизни в России необходимы сильные правые и либеральные организации. Но до сих пор их созданием занимаются люди, которым следовало бы держаться подальше от политики и вообще от любой общественной деятельности, - они ничего не знают, ничему не учатся и ничего не могут предложить обществу.
**Иногда они просыпаются**
СМИ на прошедшей неделе активно комментировали заявление Федеральной антимонопольной службы о начале расследования предполагаемого монопольного сговора нефтяных компаний, продающих авиакеросин по завышенным ценам. Пресса отмечает, что возбуждение дел против Лукойла, "Газпром нефти", "ТНК-ВР холдинга", "Роснефти" и "Сургутнефтегаза" состоялось после того, как премьер-министр Владимир Путин на пятничном совещании по развитию нефтегазового комплекса России в Северодвинске подверг резкой критике руководство ФАС. "Федеральной антимонопольной службе нужно, наконец, проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции, если этого не будет в ближайшее время сделано, будут приниматься кадровые решения", - пригрозил он. Его возмутила ситуация с авиатопливом. Газеты со ссылкой на ИЦ "Кортес" приводят данные, согласно которым стоимость авиакеросина выросла с начала года на 37,8%, дизтоплива - на 53,5%. По цене на авиакеросин, подчеркивают СМИ, Россия и вовсе побила мировой рекорд, в стране она выросла до 1530 долл. за тонну, в то время как в Западной Европе тонна этого топлива стоила 1270 долл., а в США - 1300 долл.
Напрямую СМИ антимонопольщиков не критикуют, но отношение к ведомству, призванному охранять интересы государства и общества от монополизма, они ярко показали заголовками статей, посвященных этому событию. Они выглядят так: "Когда ФАС просыпается", "ФАС "проснулась", "ФАС вышла из спячки", "ФАС послушалась Путина" и т.д. Неудивительно, что не столь уж многочисленные комментарии выражают скепсис по поводу перспектив начатых дел. Во-первых, доказать наличие монопольного сговора ФАС явно не в состоянии - иначе она, как справедливо отмечает пресса, уже давно бы всех оштрафовала. "Максимум, что в ее компетенции (согласно закону "О защите конкуренции"), - вынести предписание об устранении нарушений. Но эти предписания нефтяники давно научились обжаловать в судах", - указывает одно влиятельное издание.
При этом, не отрицая наличие злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, некоторые органы печати отмечают, что повышение цен на топливо обусловлено положением нефтяных компаний на рынке России, где наблюдается наличие монополистов и в то же время малое число независимых нефтепроизводителей, - в такой ситуации, в общем-то, никакого специального сговора не нужно.
Российская экономика, как подчеркивает ряд изданий, монополизирована сверху донизу - на отраслевом, региональном и местном уровне. Она, по сути, представляет собой конгломерат гигантских, просто больших, средних, малых и даже мельчайших монополий. Поэтому и цены на продовольствие растут у нас втрое быстрее, чем в Европе, и стандартное жилье в Москве сравнялось по стоимости (отнюдь не по качеству) с шикарными особняками в Англии, поэтому и топливо в самом крупном производителе нефти в мире дороже, чем в странах, которые ее вынуждены закупать.