будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Монитор

Информационные итоги недели, 13 - 19 мая

**Чистка**

Важнейшим событием прошедшей недели стал вывод Федеральной таможенной службы из-под грефовского МЭРТа и переход ее под контроль правительства, а также массовые чистки силовых органов. Это напрямую связано с основными постулатами ежегодного послания президента Федеральному Собранию, которое, по сути, стало его личным политическим манифестом. Одним из них стала борьба с коррупцией. Тот факт, что буквально через несколько дней был отправлен в отставку руководитель таможенной службы Александр Жерихов, а сама Федеральная таможенная служба передана в ведение главы правительства. Новым главой ФТС был назначен Андрей Бельянинов - бывший руководитель Федеральной службы по оборонному заказу. Сразу после этого появились сообщения о том, что отправлены в отставку и уволены с военной службы крупные фигуры в ФСБ, причем в ее ключевых подразделениях - Службе по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ РФ и Управлении по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков службы экономической безопасности, отправлены в отставку и уволены из органов прокуратуры первый зампрокурора Москвы советник юстиции М.Никонов, первый заместитель начальника главного управления по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры, МВД, ФКСН, ФТС и юстиции генпрокуратуры Д.Полищук.
Ряд изданий сразу высказали мнение, что это не имеет отношения к реальной борьбе с коррупцией, а схватка между различными кремлевскими кланами за контроль над огромными финансовыми ресурсами, проходящими через силовые структуры. Как бы то ни было, почти все СМИ согласны с тем, что кадровые решения по силовым ведомствам - это усиление контроля Администрации президента над силовиками. Особенно много комментариев посвящено таможне. О том, что безграничная коррупция превратила эту службу в настоящую "черную дыру", в которой ежегодно исчезали сотни миллионов долларов, общеизвестно. Многие органы печати отмечают, что "чистка" на таможне началась не вчера: за последние четыре месяца в отношении таможенных работников заведено 218 уголовных дел, из них 121 - по фактам коррупции. За весь прошлый год на таможенников было заведено 530 уголовных дел. По-видимому, это не минимизировало коррупцию и хищения, и верховная власть решила "разобраться" с вороватым ведомством кардинально, выгнав всю верхушку и передав его под контроль, премьера Фрадкова, верного "питерским" силовикам из АП (в первую очередь среди таковых называется, естественно, Игорь Сечин). По сообщениям прессы, назначение г-на Бельянинова главным таможенником связано не только с тем, что он знаком с президентом Путиным еще по службе в ГДР, но и потому, что ему удалось навести относительный порядок в Федеральной службы по оборонному заказу.
По мнению экспертов, президент Путин теперь будет просто вынужден продолжать борьбу с коррупцией. До президентских выборов остается меньше двух лет, и он хочет минимизировать коррупцию. Проблема в том, что взяточничество и "распил" бюджетных денег и различных внебюджетных фондов являются не каким-то мешающим нормальному развитию страны фактором, а системообразующим явлением. Коррупция - это не просто стиль власти, это условие попадания людей во власть и основная мотивация нахождения во власти. Коррупция - это еще инструмент селекции бюрократического аппарата на всех уровнях: отрицательный отбор в органах власти продолжается уже много лет, вытесняя более-менее честных, не желающих участвовать в коррупции людей. Показательными отставками, арестами и прочими "чистками" изменить ситуацию невозможно - необходимо создание совершенно других условий работы для чиновников, другая мотивация. А для этого нужно в корне изменить законодательство. При этом бюрократическая среда окажет президенту самое решительное сопротивление, а союзников в антикоррупционных начинаниях у него практически не будет - неорганизованные народные массы не в счет.

**Миронов споткнулся**

На прошедшей неделе спикер Совета Федерации Сергей Миронов впервые в истории этого органа решил отправить в отставку четверых членов верхней палаты. По закону он такое право имеет, и мало кто сомневался, что регионы, от которых эти господа в Совфед делегированы, безропотно выполнят указание. Нынешнее время, как представлялось, не таково, чтобы перечить верховным руководителям, тем более что г-н Миронов не просто председатель верхней палаты, а высшее должностное лицо, приближенное к самому президенту Путину.
Причину внезапного и смелого решения Миронова убрать из Совфеда газеты объяснили так: трое из четверых неугодных сенаторов - выходцы из Федеральной таможенной службы, бывшие заместители главного таможенника Михаила Ванина. Излишне напоминать, что буквально неделю назад таможенная служба из-за непрерывных коррупционных скандалов была переподчинена главе правительства, а ее руководство отправлено в отставку.
Таким образом, причина желания Миронова избавить Совфед от лиц, связанных с прежним коррумпированным руководством ФТС понятно и, судя по всему, вполне оправданно. Интрига ситуации в том, что региональные власти, вместо того, чтобы взять под козырек, достаточно жестко воспротивились инициативе спикера, чем опрокинули господствовавшую все последние годы традицию абсолютного послушания регионов воле Москвы. Сенатора от Приморского края Иванова решительно отказались отправлять в отставку депутаты местного парламента, несмотря на то, что он прошел в верхнюю палату Федерального Собрания от краевой администрации. Только личное вмешательство губернатора Дарькина заставило приморский парламент согласиться с отставкой сенатора. Трудно расценить такое поведение краевой законодательной власти иначе как демонстративный вызов Москве. Ямало-Ненецкий парламент отказывался соглашаться с отставкой г-на Гутина до тех пор, пока он сам не решил подписать заявление о добровольном сложении полномочий.
Но это еще оказалось цветочками. Два других сенатора, невзирая на гневные окрики из Москвы, продолжают занимать сенаторские кресла. Хакасия категорически не согласилась расставаться с Аркадием Саркисяном, а Ненецкий АО - с Александром Сабадашем. В обоих случаях формулировки, использованные местными законодателями для того, чтобы отвергнуть решение Сергея Миронова, были просты: спикер Совфеда никак не мотивировал причины своего решения.
Безусловно, все четверо отставников располагают серьезными политическими позициями и финансовыми возможностями, но, как полагают некоторые органы печати, дело не только, а может быть, даже не столько в этом. После того, как губернаторов стали выбирать региональные парламенты по представлению президента, роль местных органов законодательной власти серьезно возросла. У ряда экспертов создается впечатление, что провинциальные законодатели постепенно смелеют и уже не боятся бросить вызов Москве, которая в последние годы только и делает, что отбирает у регионов полномочия и финансовые потоки. Кстати, во всех четырех парламентах, с различной степенью решимости выступивших против Москвы, доминируют депутаты от "Единой России". Хороша же "правящая партия", носящая такое звучное название, если местные интересы для ее членов важнее общегосударственных. Наверное, Кремлю стоит задуматься над тем, сможет ли ЕР стать силой, цементирующей страну и способной эффективно выступить на грядущих думских и президентских выборах.

**"Родные палестины..."**

Основное внешнеполитическое событие, которое активно комментировалось в центральной прессе, - встреча президента Владимира Путина с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Темой беседы стало продолжение палестино-израильского диалога и финансовый коллапс в Палестинской автономии, разразившийся после того, как США и Европа отказали палестинцам в финансовой помощи.
Приглашение г-на Аббаса в Москву выглядит демонстрацией в связи с высказываниями американских официальных лиц, в частности вице-президента Чейни, по поводу контактов российского руководства с новым палестинским руководством, составленным из представителей победившего на парламентских выборах экстремистского движения ХАМАС. Конечно, Аббас - не бородатые террористы из ХАМАСа, он легитимный, признанный международным сообществом президент палестинского квазигосударственного образования, и террористом его давно не считают.
Заокеанская критика российско-палестинских контактов, по мнению прессы, вызывает как минимум недоумение. Победа ХАМАС на парламентских выборах в Палестине - творение американцев. В рамках амбициозного, оторванного от реалий региона и потенциально крайне опасного плана демократизации Ближнего Востока (т.н. проект "Большой Ближний Восток") США заставили палестинское руководство провести т.н. "честные выборы". А ближневосточные реалии таковы, что при проведении таковых побеждают крайние экстремисты, что, собственно, и произошло в Палестине. Занятно, что американцы после даже столь откровенного провала не признали несуразность своей концепции. С момента победы ХАМАС США и Европа пребывают в странном ступоре, отказываясь вести переговоры с террористами и прекратив им, то есть новому правительству автономии, финансовую помощь. Позиция, прямо скажем, нелепая: если с террористами нельзя вести переговоры, то как можно было допускать их в выборам? В этом смысле позиция России совершенно адекватна: ежели ХАМАС совершенно легитимно сформировал палестинское правительство, то с ним необходимо разговаривать, а не замыкаться в гордом презрении, как это делают в Вашингтоне. Между прочим, по сообщениям прессы, именно российским дипломатам удалось убедить ХАМАС формально признать Израиль, что позволяет надеяться на то, что мирный процесс в какой-то форме будет продолжен. А это уже лучше новой полномасштабной войны на Ближнем Востоке.
Участие России в разрешении палестино-израильских проблем призвано зафиксировать роль нашей страны, являющейся коспонсором ближневосточного урегулирования. Логика российской дипломатии проста: если устраниться от участия в ближневосточных делах, Россию в этом регионе перестанут воспринимать как серьезного игрока, что нанесет ущерб не только имиджу державы, но и больно ударит по нашим экономическим интересам. Хотя желание палестинцев получать от России деньги не может радовать наших соотечественников: как-никак доходы на душу российского населения в пять-восемь раз ниже, чем у европейцев и американцев, отказавшихся кормить арабское население Святой земли. Да и у богатых нефтью монархий Персидского залива денег достаточно...

**Восставшие из ада**

С наступлением тепла россиянам пришлось вспомнить о том, что Кавказ - это не только лихой Рамзан Кадыров и тщетно пытающийся куда-нибудь убежать от подведомственного ему населения Хазрет Совмен, не только альпинисты, пропадающие под лавинами, но и большая война, которая никак не закончится. В Чечне возобновились обстрелы боевиками армейских и милицейских патрулей, в Дагестане то и дело штурмуют квартиры, в которых бешено отстреливаются террористы, а Ингушетии от рук экстремистов гибнут высокопоставленные чиновники. Весь Восточный Кавказ превратился в зону вялотекущей, но непрерывной партизанской войны, конца которой не видно.
Последняя операция в дагестанском городе Кизилюрте, где сотрудники правоохранительных органов полдня вели ожесточенный бой с двумя боевиками, показала, что службы, призванные бороться с терроризмом, не способны профессионально справляться с этой задачей. Террористы были уничтожены только в результате третьего(!) штурма, причем в ходе спецоперации погиб боец СОБРа, ранения получили 14 человек, в том числе 12 милиционеров. Неудивительно, что не только пресса, но и новый президент Дагестана Муху Алиев выразил недовольство такими большими потерями. Беда в том, что все подобные операции происходят примерно таким же образом: против дома или квартиры, в котором (которой) засели два, три, четыре боевика, посылают ОМОН, СОБР, милицию и прочий спецназ в количестве 100:1, не считая бронетехники. При этом - слава Богу, в Кизилюрте обошлось без такого позора - части боевиков иногда удается ускользнуть. По той же схеме велись боевые действия и в Беслане, когда против боевиков использовались даже танки. Об эффективности тогдашней трагической операции недавно напомнило еще одно печальное событие последних дней: в убийстве замминистра внутренних дел Ингушетии Джабраила Костоева силовые структуры обвинили... Али Тазиева (он же Магас), который ранее был официально объявлен погибшим при штурме школы в Беслане. Ряд изданий приводит свидетельства бывших заложников, в соответствии с которыми Тазиев участвовал в захвате бесланской школы. Официальные власти объявили его не только участником, но и одним из организаторов теракта. Сообщалось, что Тазиев погиб при штурме, а заложникам, утверждавшим, что террористу удалось бежать из школы, сказали, что оказалось невозможным опознать его обезображенное тело.
Где здесь правда, а где попытка скрыть собственный непрофессионализм, сказать сложно. Понятно одно: стратегии подавления террористического движения на Северном Кавказе нет, а силы охраны правопорядка слишком плохо обучены, не получают агентурной информации, лишены единого руководства и в результате не могут подавить экстремизм. Более того: в последние месяцы информация о подрывах, обстрелах и терактах чаще приходит не из Чечни, а из Дагестана и Ингушетии, нередко из таких ранее спокойных республик, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Война не затухает, сколько бы не говорили о конце "военного этапа" и начале "мирного строительства" в Чеченской республике, она расползается, как метастазы, по всему Северному Кавказу. А главари террористов, которые объявлены ликвидированными, восстают из мертвых для того, чтобы продолжать убийства. Значит, нужно разрабатывать новую стратегию борьбы с терроризмом и экстремизмом, по-новому готовить спецподразделения. Иначе война не кончится никогда.

читайте также
Монитор
Первый выпуск
Октябрь 21, 2008
Монитор
Первый выпуск
Декабрь 28, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).